Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лобынцева Ольга Леонидовна

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme_nravstvenno-patriotich_vospitaniedo.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое детское образовательное учреждение                          детский сад №8 общеразвивающего вида г.Россоши   Воронежской области

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального искусства»

                                                          Подготовила:  Музыкальный руководитель

                                                                                Лобынцева Ольга Леонидовна

                                             г.Россошь  2017г.

 

         «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».                                                              (С. Михалков)

        Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный. Любовь к  близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране  играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Тема  нравственно-патриотического воспитания стала приоритетным направлением в воспитании детей.  

         Доступно ли чувство патриотизма маленьким детям?   Исходя из опыта работы по нравственному воспитанию, можно дать утвердительный ответ: что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному  дому, семье,  родному городу и родной земле.  Очень важно воспитать в детях уважительное отношение к культурному прошлому своего народа, к традициям, праздникам и историческим  событиям. Для реализации задач  нравственно-патриотического воспитания дошкольников   необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду  через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную, изобразительную, художественную и театрализованную деятельность детей.

          Музыкальное искусство в педагогике  является важным и эффективным средством  воспитательного воздействия на ребёнка.  Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на её основе добрые чувства, прививая нравственные качества – это очень важная задача для педагога.

         Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, поскольку она способна преобразить его  нравственный мир.

     


      Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

       На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши.  Прослушивают и поют такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Играют на народных инструментах «Светит месяц», «Ах вы, сени, мои сени», «Пойду ль я, выйду ль я». Водят хороводы «Во поле береза стояла», «Красный сарафан». Играем в игры «Плетень», «Барашеньки», «Калинка». Исполняем танцы «А я по лугу», «Кадриль», «Русский перепляс».

       1 июня в детском саду проводится праздник — День защиты детей. Основная цель такого праздника — приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе. Дети танцуют, водят хороводы и поют песни   о мире, дружбе, красоте и добре.        

     Работая по патриотическому воспитанию дошкольников, не остается без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки.  Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из  «Детского альбома», из альбома «Времена года».                

      Большую роль в нравственном, патриотическом и культурном воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду.

      В праздниках  отражаются разные темы. Это: «Семья и ближайшее окружение» воспитание любви к матери, уважение к старшим. «Детский сад — мой второй дом» воспитание любви к детскому саду. «Родной свой край люби и знай!» Воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку. «Россия — Родина моя» воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. «Слава армии любимой — самой лучшей на земле». «Великая Победа».

       Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». 23 февраля — День Защитника Отечества, «Слава армии любимой — самой лучшей на земле». Эта тема очень любима детьми. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

       Большое внимание уделяется теме Великой Победе. На музыкальных занятиях раскрывается детям величие подвига советского народа.  День победы – великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаём дань глубокого уважения нашим отцам,  дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг помнить  об этом и рассказывать  о нём поколениям, растущим в мирное время.  Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения.  Поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9 Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы» Г. Реброва.  В этот день проводятся встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятным местам.

        Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка — дошкольника Родина — это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях дети с большим  удовольствием разучивают песни о маме  и бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в своё исполнение. Проводятся праздничные концерты, посвященные  Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Особенно нравится детям, когда мамы и бабушки являются непосредственными  участниками праздника, вместе играют,  участвуют в играх и конкурсах. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. А для милой мамочки испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников.

Это и гордость за свою маму:

«Пускай узнает ветер,

 И звезды, и моря,

 Что лучше всех на свете Мамочка моя!»

И чувство дружелюбия: мама — старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).             Помимо этого, в детском саду стало традицией отмечать праздник  «День Матери», который проводится в ноябре.

     Праздник  «День независимости России»,  проводим  в русском народном жанре: всех детей одеваем  в русские народные костюмы,  они исполняют  песни о России, о маме, играют в русские народные игры,  водят хороводы, читают стихи, танцуют  кадриль, рассказывают о родном городе.

      В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

        Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», «Баба Яга» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла», «Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера.

        Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая, Слонов и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.

         Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.

     Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский — Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.

Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. На музыкальных занятиях русская народная музыка постоянно звучит при разучивании или выполнении музыкально-ритмических движений.  Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что делает процесс восприятия народного искусства более ярким.

       Организуя  праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в работе с детьми нужно добиваться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

    Хотелось бы заметить, что работа по нравственному, патриотическому и культурному воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, и  следует отметить, что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

     Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.  Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и детского сада дали положительные результаты в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей посредством музыкального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный

Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,его человеческое достоинство - силою его патриотизма»Чернышевский Н. Г.Одна из важнейших задач современного о...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."

В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса

опыт работы по Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через традиции и культуру коренных жителей Кузбасса...