Семинар для педагогов
статья на тему

Гуськова Марина Евгеньевна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_masteskaya_dobrykh_skazok.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Гуськова М. Е.

« Мастерская добрых сказок»

   Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Белинский

    К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.

 Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

В нашем детском саду « Рябинка» мы подбираем для детей  книги с плотными страницами, чтобы было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете. В группе младшего возраста  приобретаем книги  с простыми стишками, потешками  и короткими сказками. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки. Например, потешки «Сорока-белобока», «Водичка-водичка», «Идет коза рогатая» и т. д.

Для нашей средней группы мы подбираем более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки –П. Бажов, В. Драгунский, Н. Носов, С. Городецкий ,Б. Заходера и др. при выборе книг этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т. е. перевода). Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Чтение книг должно приносить радость обоим – взрослому и ребенку. Чтение книг позволяет взрослому окунуться в мир детства, рождение ребёнка даёт эту удивительную возможность. Также мы читаем детям стихи , начиная с младшей группы « Сударушка. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму. От чтения стихов дети получают особое удовольствие. Гениальные детские стихи А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского и конечно же сказки А. С. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были созданы очень давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал.

После прочтения сказки « Репка» , мы обсуждаем:

- Почему деду удалось вытащить репку?

– Вытащил бы он репку если бы мышка ему не помогла?

 

Включаем  в разговор после прочтения сказки элементы счета.

Почему дед не смог вытащить репку? Какой была репка, когда дед её садил? А какой когда она подросла? А на какую фигуру она похожа? Давайте найдем  предметы похожие на репку по форме, размеру, цвету.

В каждой сказке можно что-то посчитать: Когда пришёл дед каким он был по счету? (первым) Бабка (второй) и т.д. - это хорошая тренировка не только математических умений, но и развитие речи (первый, вторая, третья).

Многократное повторение Б.медведь, средний, самый маленький — развивает память, внимание, слух.

Таким образом с помощью сказочного сюжета мы уточняем  последовательность чисел, порядковый номер, учим различать предметы по размеру, показываем пример общепринятого обращения к старшему по возрасту — имя и отчество, и появляется возможность познакомить детей с собственным отчеством, а не просто мама Оля и рассказать почему оно такое — связь поколений и культура.

 Речевая зарядка.

Повторяем  с детьми стихотворение из сказки с разной громкостью: тихо-громко-тихо; с разной скоростью: медленно- быстро-медленно. А если немного пошалить и употребить частицу «не», то получится, что у деда выросла не репка, а что вы придумаете сами...

Вспоминаем  кто первый тянул репку, кто последний, кто стоит между дедом и внучкой, это простое упражнение помогает обучать детей правильному употреблению предлогов. А ещё ребёнок узнает как меняется характер персонажа, если он будет говорить грозным голосом или высоким-писклявым.

Такими приёмами мы развиваем речь ребёнка, умение пользоваться голосом, развиваем артикуляционный аппарат и эмоциональность.

 

Развитие мышления и воображения.

Мы предлагаем  что-то изменить в сказке. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем детей придумывать, затем они учатся сами менять ситуации.

Давайте придумаем сказку с новой ситуацией: «Репка то оказалась волшебной...», «Маша подружилась с медведями ...».

Может у героев возникли споры как разделить репку между всеми или медведица всегда мечтавшая о дочке научила Машу готовить?

 Сказка развивает руки.

После прочтения сказки  мы предлагаем детям  схематично изобразить персонажей сказки (опосредованное запоминание), очень хорошо развивает мышление и память.

Изобразите с ребёнком этапы роста репки.

У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алеша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой

«Посидим в тишине»:

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.

 У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например бабушке. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто

«Вовка – добрая душа»:

Вовка пляшет на дорожке:

- Ладушки, ладушки!

- Вот какой у нас помощник! –

Радуются бабушки.

В рассказе Е. Пермяка «Самое страшное» действует тоже Вовка. Но этот Вовка никакой радости никому не доставляет, в том числе и бабушке. Читая рассказ детям, нужно выделить интонацией строки, где описывается состояние бабушки: «Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.» Слушающие должны почувствовать сколько боли Вовка – герой рассказа – приносит старому человеку.

Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные люди и т.д.

На примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом его приготовления, но и расширить их представление о быте русского народа, пояснить понятие «амбар», «сусек», «пряжить».

В других сказках также прослеживаются предметы старины: «Маша и медведь» (короб), «Три медведя» (похлебка), «Лисичка со скалочкой» (печка, лавочка), «Царевна Змея» (меч-саморуб, замок, крыльцо), «Василиса Прекрасная» (лучина, колода, кружева, запор, ступа с пестом) и т.д.

 Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе. Например, сказки Б. Заходера «Серая звездочка», «Про Всех на Свете» дают возможность понять: в природе нет некрасивых существ, каждое из них ценно по-своему, крепко связано с другими обитателями сообщества – значит, надо научиться видеть красоту каждого и любить всех.

Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

В детском саду при чтении книг мы вводим элементы театрализации. Театральная деятельность в детском саду очень популярна. Она помогает детям развивать речь, раскрепощаться, раскрываться, переживать эмоции, быть разными в разных ситуациях. Она учит добродетели, состраданию героям - воспитывает в детях добрые чувства. И порой так не хватает выразительных средств или они недостаточно хороши.

  В нашем детском саду « Рябинка» есть разные виды театра: плоскостных кукол, мягкой игрушки, деревянных фигур, би-ба-бо, конусовидных бумажных кукол, панорамный театр, маски и наголовники, стаканчиковый настольный театр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...