Статья "Представление развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ по ФГОС"
статья (старшая группа) по теме

Маннова Валентина Алексеевна

Дорогие коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом представления развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорогие коллеги! Я хочу поделиться с вами опытом представления  развивающей  предметно-пространственной  среды в старшей  группе ДОУ  с учетом требований ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована с учетом требований ФГОС по пяти образовательным областям, каждая из которых представлена определенными видами детской деятельности,  в соответствии с СанПиН и основной образовательной программой ДОУ.

Образовательная область «Познавательное развитие» представлена центром экологии и экспериментирования, центром математического развития, сенсорного развития и центром конструктивной деятельности.

Все центры активности обозначены смысловыми маркерами.

Для познавательно-исследовательской деятельности в центре экологии и экспериментирования представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и т.д. В центре есть коллекции насекомых, семян, камней, магнитиков,  значков с животными.

 Для развития трудовой деятельности в группе есть уголок дежурств. В набор для труда входит  лейка, тряпочка, кисточка, опрыскиватель, фартучки.  Есть картотека по уходу за растениями. Подобраны  растения  по возрасту.

 Представлен  иллюстрационный,  дидактический материал; календари погоды, природы, картинки по сезонам, модели суток, дней недели, года;  энциклопедии;  альбомы с зарисовками по проведению опытов, наблюдений;  словотворчество детей  об объектах живой и неживой природы; дидактические игры, мнемотаблицы, модели. Альбомы «Растения луга, поля, леса». «Красная книга», оформленная совместно с детьми и взрослыми. Макет «Планеты солнечной системы».

На подоконнике развернут «огород»,  на территории ДОУ проводим наблюдение  за посадками в теплице, на грядках, за цветами  на клумбах.

В открытом доступе  разнообразный  природный материал,  который может использоваться и в центре художественного творчества для поделок, и в центре математического развития для счета,  развития моторики.

Для организации самостоятельной деятельности детей вносятся пооперационные карты для детей с разным уровнем развития, и в зависимости от их потребностей.

Для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, д/и «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Дроби», мозаики, домино, тактильные дощечки, наборы для сериации, лабиринты, шашки, шахматы,  математические наборы, кубики с цифрами,  пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).

В центре конструктивной деятельности представлены конструкторы разных модификаций: крупный, средний, плоскостной, магнитный, «Лего», мозаики, пазлы для детей с разным уровнем развития;  нетрадиционный материал: подборка из бросового материала, катушки, коробки, бутылки, пробки и т.п.; алгоритмы выполнения построек, схемы, игрушки для обыгрывания построек:   фигурки людей, животных, машинки разных размеров  и предназначения.

Не  забывая   о здоровьесберегающих технологиях,   для снятия напряжения  глаз, психологической утомляемости, на одной из стен в группе оформлена диаграмма по технологии В.Ф.Базарнова.  Дети могут проследить путь божьей коровки к цветку, тем самым еще и закрепить пространственные представления.

Сенсорно-дидактические подвески с различными объектами позволяют использовать большое количество заданий для зрительного поиска, что позволяет снять мышечную усталость, и закрепить определенный материал. Тренажер для глаз  в форме круга с геометрическими фигурами разных цветов способствует повышению функциональной способности мозга.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

представлена  центрами сюжетно-ролевой игры, с учетом полоролевой специфики,  центром безопасности и центром социально-эмоционального развития.

 Так,  как игра занимает главенствующую  роль в развитии ребенка, ему необходимо общение со сверстниками, взрослыми,  при этом происходит формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме.

В группе  для развития игровой деятельности мальчиков  предусмотрены наборы солдатиков, военная техника, различные виды транспортных средств, каски, пилотки, фуражки, ремни,  бинокли, паркинги, столярные инструменты, игрушки-заместители; для девочек наборы красоты, куклы разной величины и пола, одежда для них, постельное белье,  макеты домов, дома  с мебелью, бытовой техникой, уголки ряженья, игрушки-заместители.  Гендерная специфика просматривается и в сюжетно-ролевой игре «Салон красоты», где есть и женский, и мужской залы, с соответствующей подборкой игровых атрибутов, альбомами причесок.  В старшей группе атрибуты к сюжетно-ролевым играм хранятся  в пластиковых контейнерах со смысловыми маркерами. Их также  удобно использовать в качестве выносного материала на улицу.

Одним из маркеров   игрового пространства у нас является ширма универсальная, которая может служить и местом уединения, а по желанию детей, стать кабинетом врача, прилавком магазина, парикмахерской, кинотеатром, стоит лишь обозначить эти места соответствующими смысловыми маркерами. Имеется в наличии игровые переносные модули «Кухня», «Парикмахерская», «Паркинг», «Магазин», «Дома с разными наборами мебели».

Центр безопасности   оснащен игровыми  наборами по правилам дорожного движения: ковриками  с изображением дорог, домов, пешеходных переходов; макетами домов, элементами ландшафта, знаками дорожного движения, светофорами, наборами транспортных средств, картой микрорайона.   В центре есть  различный иллюстрированный  материалом по теме, картинки с проблемными ситуациями,  дидактические  игры, сюжетно-ролевые  игры «Пожарный», «Водитель», «ПДД»,  а  созданный альбом «Правила безопасного поведения в группе» предостерегает ребят от неправильных поступков в общении со сверстниками в группе. Есть подборка художественной литературы  по теме безопасности.

В центре социально-эмоционального развития представлен уголок настроения,  фотоальбомы детей со своими родственниками на отдыхе, за границей, альбомы, отражающие жизнь в группе, ДОУ, наглядные пособия, отражающие разные занятия детей и взрослых, их родственную  принадлежность, генеологические древа,  иллюстрированный материал и дидактические игры по изучению  разных  эмоциональных  состояний, аудио и видео материалы.

Образовательная область «Речевое развитие»

 представлена центром речевого развития и центром книги

В центре развития речи представлены картотеки словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок,  пословиц на разную тематику;  картинки по лексическим темам, разрезные  картинки, сюжетные картинки  для составления рассказов;  игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания,  мнемотаблицы для заучивания стихов.

В центре книги размещается иллюстрация данного времени года; оформляются выставки  книг писателей с их портретами; подборки  литературы на разную тематику; материалы для  знакомства  с художниками иллюстраторами и их творчеством; любимые книги детей, умные книги, энциклопедии; созданные руками детей и родителей мини книжки (в рамках проекта); альбомы  с  иллюстрациями к  любимым сказкам и словотворчеством  детей, впечатления детей о прочитанных произведениях.

В наличии фонотека  произведений разных писателей по возрасту, сказок, необходимой литературы для данной образовательной области, а также аудио и  видеоматериалы.

Образовательная область «Художественно-эстетического развития»

представлена центром изобразительной деятельности, центром музыки и театра

Содержание центра изобразительной деятельности:

Наборы бумаги разных форматов, цветов, фактуры; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; глина, пластилин; трафареты, лекало, печатки, губки, ватные палочки; салфетки для вытирания рук, красок; книжки-раскраски; альбомы с иллюстрациями народно-прикладного искусства; скульптуры малых форм; изделия народных промыслов;  репродукции картин по программе; наборы природного и бросового материала для изготовления поделок и образцы к ним, а также пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры на знание жанров живописи, народных промыслов, цветовое восприятие.  Стенд для демонстрации и организации выставок  детских рисунков и поделок.

Содержание центра музыки:

Портреты композиторов; альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов; пятиступенчатая и семиступенчатая  песенные  лесенки; дидактические музыкальные игры; немая клавиатура; игрушечные музыкальные инструменты: барабаны и бубны разных размеров; трещотки,  треугольники, маракасы, колокольчики, ложки, металлофоны, пианино, гармошки, гитары.  Нотный стан.  Плоскостные варианты музыкальных инструментов. Альбом с иллюстрациями песенных картинок , мнемотаблицы для разучивания песенок. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после  прослушивания  музыкальных произведений и просмотренных выступлений  артистов филармонии.

 Аудио и видео средства, каталог с фонотекой и видеотекой.

Содержание центра театра:

Различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, театр масок, теневой; наборы резиновых игрушек, деревянных  к разным  сказкам; игрушки  для режиссерской игры; ширмы напольная,  настольная; элементы костюмов и атрибуты  для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео средства.

Образовательная область «Физическое развитие»

Представлена центром физического развития и центром здоровья

В центре физического развития представлено нетрадиционное физкультурное оборудование для различных видов ходьбы, бега,  равновесия,  прыжков, ползания, лазания, бросания, ловли, для выполнения общеразвивающих упражнений ( флажки, султанчики, мячики, веревочки). Мешочки для метания, кольцебросы,  кегли, мячи разных размеров, скакалки, обручи,  воротики для подлезания, элементы полосы препятствия, маски, ленточки, вожжи, эспандеры. Картотека подвижных игр, картотека «Игры, которые лечат», картотека игр для детей с разным уровнем двигательной активности, картотеки гимнастики для глаз, физминуток, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, бодрящей после сна и др.

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Виды спорта», «Замри», «Запоминай -  изображай»  и др.

Иллюстрированный материал по видам зимних и летних видов  спорта и олимпийским играм.

В центре здоровья представлены дидактические игры валеологического содержания «Полезно-вредно», «Составь портрет», «Собери фигуру человека», «Чудесный мешочек»,  «Кубик» с предметами гигиены  и т.п. Иллюстрированный материал о значении гигиенических процедур, пользе движений, закаливании, соблюдении распорядка дня и т.п., схема «Как правильно чистить зубы», альбом  «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах,  ушибах и др.) Пособия для развития дыхания. Массажные мячики. Дорожки здоровья.  Тренажеры для  глаз.  Коррегирующая стена  позволяет  детям следить за правильной осанкой.   Аудио и видео средства и подбор художественной  литературы по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Предметно-пространственная образовательная среда ДОУ, отвечающая требованиям ФГОС

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому необходимо серьезно относится к вопросу обновления предметно-пространственной среды ДОУ. Роль взрослого заключается в пр...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...