Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой
методическая разработка на тему

В данном опыте работы представлена базовая модель по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования №10» имени А.В. Чернова
Место нахождение: 30002 Россия город Тула улица  Пузакова дом 80
Телефон, факс 8(4872) 34-00-63; 8(4872) 34-00-27
Сайт  www.tula-mdou168.narod.ru  e-mail: mdou_168@mail.ru

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

на тему: «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой»

 

Авторы-составители:

Шанина Любовь Валерьевна

Полякова Любовь Владимировна

г. Тула, 2015 год

1.Формальные параметры:

1.1.Наименование педагогического опыта.

Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой.

1.2.Автор – разработчик педагогического опыта.

Воспитатели высшей   квалификационной категории Шанина Любовь Валерьевна, Полякова Любовь Владимировна

 

1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Центр образования №10»    имени    А.В.Чернова

 

1.4.Период формирования и функционирования педагогического

опыта.

Инновационный проект,  практико-ориентированный, рассчитан на детей младшего и среднего дошкольного возраста

 Период формирования проекта 2013 – 2015 учебный год, период практической реализации 2013 – 2015 годы.

1.5.Адрес педагогического опыта.

30002, Россия, город Тула, улица  Пузакова, дом 80
Телефон, факс 8(4872) 34-00-63; 8(4872) 34-00-27
Сайт  www.tula-mdou168.narod.ru  

e-mail: mdou_168@mail.ru

2.Содержательные параметры:

2.1.Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности   (соотнесенность с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике).

Согласно пункту 3.2.5. ФГОС дошкольного образования, построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные технологии,  дающие готовые  слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.   В своей статье «Россия: национальный вопрос»  президент В. В. Путин, говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные дети предпочитают книге  просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

 А ведь художественная литература играет большую роль  в личностном развитии  человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое  значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать  образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё  последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь  художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.  Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Вводят ребенка в мир книги   родители и воспитатели дошкольного учреждения. А библиотека и школа являются  последующим этапом формирования читателя. В детском саду решают   задачу приобщения детей к книге, рождение у них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Таким образом, важно признать процесс приобщения к чтению определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении детской личности.

Многочисленные исследования в области восприятия детской  художественной литературы  (Гуревич Л.М., Логиновой В.И., Гриценко З.А., Ушакова О.В. и др.)  показывают, что ребенок дошкольного возраста не в состоянии разобраться  в смысле, а тем более нюансах текста,  поэтому необходимо  целенаправленное руководство по восприятию художественного произведения, помощь в анализе, обдумывании  прочитанного. Взрослый должен вести ребенка от элементарного уровня восприятия книги (усвоение сюжетной линии) до системного уровня (понимания богатства, содержания и формы произведения), который помогает воздействовать на личность маленького человека, формировать ее. Без данного руководстваа, дети становясь старше, теряют интерес к художественной литературе.

Анализ психолого-педагогической литературы, программно-методических материалов, изучение практики по  приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста

позволили увидеть следующие противоречия:

- между необходимостью, сегодня прививать в детях любовь к  художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя и  отсутствием в основной общеобразовательной программе, реализуемой в ДОУ разнообразия методов и  приемов, которые позволили бы приобщать дошкольников к чтению художественной литературы;

 - между большим познавательным потенциалом книги для расширения детского кругозора и недостаточностью использования познавательно-исследовательской деятельности  при реализации образовательной деятельности по приобщению детей к книге.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" пункт 4.6. ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

Учитывая выше изложенные  факты,   в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость поиска  новых форм, методов и  средств обучения   и разработке проекта   по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой.  

2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.

В основе   проекта лежит разработанная система работы    по приобщению детей к ознакомлению с художественной литературой

1 этап  - создание предметно-развивающей среды в группе, ДОУ

на данном этапе  проводилась работа по   оформлению  книжных уголков (в соответствии с требованиями к Основной образовательная программой  дошкольного образования МБДОУ  №168, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  которые имеют следующее содержание:  

  • наличие  специально оборудованного  места для чтения и литературного творчества;
  • разнообразие литературы по жанру  (потешки, стихи, рассказы, сказки, познавательные  и развивающие книги);
  • наличие  в книжном уголке разных типов книг (книжки – игрушки, книжки – картинки,  книжки - панорамы);

В дошкольном учреждении была оформлена библиотека для проведения специальных "библиотечных занятий", выставок которые  способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж",     "читательский формуляр" и др.).

  1. этап  -основной (деятельностный)

на данном этапе  осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на ознакомление детей с художественной литературой  по технологии. Знакомство детей с детской литературой   осуществляется на НОД  разного вида: тематические, теоретические, творческие, аналитические.

На данном этапе реализуется  один из современных методов приобщения детей к художественной литературе, который открывает большие возможности в организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. При ознакомлении детей с художественной литературой активно используется метод наглядного моделирования (по рекомендациям О.В.Ушаковой), мнемотехники (по Т.В. Большевой). 

3 этап  -заключительный (презентация результатов)

 на данном этапе организуется мероприятия совместно с родителями, детской библиотекой (смотры- конкурсы, выставки, театрализованные постановки).

Методическое сопровождение проекта   включает:

- разработанное перспективное планирование по ознакомлению детей с художественной литературой;

- конспекты НОД по ознакомлению детей с художественной литературой, заучиванию стихотворений;

- разработанный мониторинг;

 - методические рекомендации для воспитателей по приобщению детей к чтению художественной литературы.

2.3.Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в том, что:

- для достижения поставленной цели  спроектирована  система работы по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой.

При организации образовательной  деятельности воспитателя с детьми создаются условия для повышения интереса детей к книге, уровня представления о  значении книги в жизни человека, о том, как она создается, о жанрах художественных  произведений.

-одним из важнейших принципов представленной  системы    является деятельностный подход. Он формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей.

- представленная работа составлена с учетом ФГОС ДО к условиям реализации основой общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.4. Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

В основу содержания проекта  положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;  в процессе общения педагог выступает как активный соучастник   художественно-речевой  деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность знаний  художественных произведений и их использование  в различных видах детской деятельности, их органическую взаимосвязь;

принцип системности - обеспечивающий организацию процесса художественно-речевой деятельности на основе  взаимодействия его компонентов (цель, содержание, средства, результат);

принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,  наглядное моделирование на основе использования мнемотехники;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно,  чтобы дети осваивали умения и навыки  постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые  виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью – выражается в том, что при организации работы по приобщению детей к художественной литературе широко используются    игровые технологии, игровые дидактические пособия, театрализованные игры;  

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания  и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного  подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом;

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

  В основу  разработки проекта легли методологические подходы по приобщению детей к чтению художественной литературы З.А.Гриценко, О.В.Ушаковой. Принципиальными установками при   организации образовательной работы с детьми:

  • формирование отношения к литературе как к самоценному виду искусства;
  • анализ художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение простейших теоретических понятий, дающих представление об особенностях произведения.

Педагог Логинова В.И. утверждает, что  уже с  дошкольного возраста необходимо у ребенка вырабатывать модель его поведения при чтении художественной литературы, прежде всего научить ребенка слушать. Необходимо учить ребенка относиться к книге, как к ценности: правильно держать в руках, перелистывать, знать ее место на книжной полке, ее название и автора.   Это необходимо делать, чтобы воспитывать грамотного читателя.  

Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности.

Грамотный читатель (по С.Я.Маршаку) – это читатель, понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу.

В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия   художественного произведения детьми в  разный период дошкольного возраста.

Восприятие – это творческий процесс, начинающийся эмоциональной реакцией на произведение.  Поэтому необходимо готовить детей  к восприятию текста, создавать соответствующий настрой  на слушание. Ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, нюансах текста. И чтобы его эмоции стали «умными» (Л.Выготский), необходимо ему помогать в анализе, обдумывании прочитанного, при необходимости корректировать его восприятие.

 Знакомство детей с книгой осуществляется  через организацию непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой  один раз в неделю, помимо этого ежедневно организуется   чтения в свободной форме.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к  ведущим  темам детской  литературы, наиболее близким  и понятным детям, взятым из их детской  жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их  возрасту  теоретическими  понятиями,  необходимыми  для выявления  художественных особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого   развивается  творческий потенциал  дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся  анализировать текст  с целью глубокого  проникновения его смысла и художественных особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется. Так, вначале проводятся тематические занятия. Затем проводятся аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

При проведении тематических занятий прежде всего решается задача закрепления  умения слушать чтение книги, умения  правильно обращаться с ней. Детям даются представления о том, как создается книга: знакомятся с  понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги».  Дети знакомятся с  составными частями книги: обложка, страницы, корешок, переплет. На доступном для детей уровне даются представления о процессе создания художественного произведения.

На теоретических и аналитических занятиях на доступном для детей уровне  осуществляется знакомство детей с такими понятиями, как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), эпитет  - красочное определение, придающее повествованию живость, эмоциональность, выразительность, олицетворением и другие.

В процессе проведения данного вида занятий происходит знакомство детей  с жанрами художественных произведений, их особенностями (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки, пословицы, считалки фольклорные произведения - былины, пестушки, колыбельные другие). Осуществляется работа по знакомству с историей создания произведения.

Знакомство детей с художественными произведениями осуществляется и в театрализованной деятельности, где дети знакомятся с понятиями «театр», «пьеса», «действующие лица». Вместе с педагогом дети инсценируют произведения, при этом оформляя сцену к инсценировке знакомятся с профессиями театра -  художники - декораторы,  художники по костюмам, костюмер, билетер.

При проведении творческих  занятий  используются задания для развития образного мышления детей, их творческого развития: дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку; предлагается мысленно  нарисовать картинки  к загадкам; нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ по заданной ситуации с определенным
началом или концом, определенной системой образов и др.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки.

В представленном опыте определены  организационно-педагогические особенности   образовательного процесса по знакомству детей младшего и среднего дошкольного возраста с художественной литературой, составлено перспективное планирование    по ознакомлению с художественной литературой. Для оценки   уровня развития  выделены показатели и критерии, разработан тестовый вопросник.

 Цель проекта: приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к ознакомлению художественной литературой.

Реализация  поставленной цели осуществляется  через решение следующих задач:

1 блок задач - «Организация образовательной работы  с детьми»:

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы;

- развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

- воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

2  блок задач - «Организация образовательной работы  с семьей».

Повышение  уровня  компетентности родителей в вопросах приобщения детей к ознакомлению с художественной литературой

-консультации;

-мастер- классы;

- участие в совместных мероприятиях.

3 блок задач - «Организация образовательной работы  с педагогами».

Повышение  уровня  компетентности педагогов в  вопросах по ознакомлению дошкольников с художественными  произведениями.

-  консультации, мастер-классы;

- методические рекомендации.

В опыте отмечается логическое соответствие поставленных целей и задач выбранной методике их реализации. Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и практических методов:  широкое использование театрализованных  и словесных игр и игровых упражнений; беседы познавательного характера.

Содержание раскрывается в перспективном планировании. Содержательные моменты соответствуют, в частности федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).

Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации проекта. Полученные результаты позволяют свидетельствовать об эффективности данного опыта: увеличивается доля детей,    проявляющих   интерес  к  слушания  художественных  произведений, дети      объясняют причины поступков героев, имеют   представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Дети различают  жанры художественных произведений, их отличительные особенности. Дети  называют  знакомые им  сказки, рассказы,  читают наизусть стихи.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети, родители и воспитатели. Следует отметить, что результат опыта  ориентирован главным образом на интересы самих участников (детей, родителей). Проект   разработан с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет проводить  работу по изучению материала от более общего к более частному, с учетом зоны актуального ближайшего развития каждого ребенка, способствует тому, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям, их любознательности.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Основная цель педагогического опыта в контексте социальной направленности рассматривается как возможность   взаимодействия с городской детской библиотекой  №20 по вопросу приобщения детей к художественной литературе, проведение совместных мероприятий познавательного характера, участие воспитанников и их родителей в библиотечных выставках, конкурсах.

Воспитание в дошкольнике умений и навыков в процессе приобщения детей к художественной литературе.

Воспитанники и их родители активно привлекаются к участию  в художественно-творческой деятельности через участие в выставках, конкурсах детского изобразительного творчества разного уровня (внутри дошкольного учреждения). Родители детей  детского сада принимают активное участие пополняя библиотеку детского сада, книжные уголки групп новой художественной и познавательной литературой.

Проект предоставляет возможность для профессиональной реализации педагога, позволяет проявить   такие профессиональные качества как, умение планировать, анализировать, наблюдать, выбирать способы реализации целей и т.д.  Основным средством педагогического воздействия для осуществления реализуемых задач  выступает общение с воспитанниками.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Разработано перспективное планирование по ознакомлению детей с художественной литературой  с ФГОС ДО; конспекты НОД по ознакомлению детей с художественной литературой; разработан  мониторинг; методические рекомендации для воспитателей в процессе приобщения детей к ознакомлению с художественной литературой; конспекты литературных викторин  и театральных постановок по литературным произведениям.

Педагогический опыт по приобщению детей к художественной литературе рекомендован к использованию педагогами образовательного учреждения. Созданы презентации для реализации опыта работы.

Опыт работы также представлен на сайте образовательного учреждения.

Программно - методическое обеспечение проекта,   позволит воспроизводить данный опыт другим педагогам, как в нашем детском саду, так и в других образовательных учреждениях.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

Информационные: педагогический мониторинг проводится 2 раза в год; обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах,  семинарах.

Программно-методическое: разработана система работы по приобщению детей к художественной литературе, включающая в себя перспективные планы,  конспекты занятий по ознакомлению детей с художественной литературой, мониторинг,

методические рекомендации для воспитателей, конспекты литературных викторин  и театральных постановок по литературным произведениям.

Материально-техническое: создание художественно-речевой среды  для приобщения детей к художественной литературе: книжные уголки (в соответствии с требованиями реализуемой основной общеобразовательной программы МБДОУ №168, ФГОС ДО, оформлена библиотека для проведения специальных "библиотечных занятий", выставок.

  1. 3.Результативные параметры:

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Реализация данного проекта   позволила   повысить уровень познавательно-речевого развития  детей    на 18% и составил 62%; количество  детей,  проявляющих   интерес  к  художественной литературе повысился на  15%,  на  20% возрос уровень умений у детей различать жанры  художественных произведений. Дети самостоятельно рассказывают  знакомые сказки,  рассказы, стихи, участвуют в инсценировках знакомых произведений.

Результатом тесного сотрудничества с городской детской библиотекой является  увеличение количества моих воспитанников, регулярно посещающих библиотеку №20, в 2015 году   мои воспитанники принимали участие в съемках  мультипликационных фильмов по басням Крылова.

3.2. Распространение педагогического опыта.

Педагогический опыт  в области повышения качества образования и воспитания активно представляется на методических объединениях  воспитателей ДОУ, транслируется через Интернет ресурсы.

Осуществляю  сетевое взаимодействие  с педагогами образовательных учреждений города, опыт работы по приобщению детей к художественной литературе на сайте образовательного учреждения.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

В сентябре 2015 года был проведен мониторинг, результаты которого подтверждают педагогическую эффективность данного опыта. Мониторинг выявил следующие результаты:

  • у детей проявляется  устойчивый интерес слушания  художественных  произведений,
  • дети      объясняют причины поступков героев, имеют   представление, зачем нужны книги и откуда они берутся.
  • дети различают  жанры художественных произведений, их отличительные особенности.
  • дети  называют  знакомые им  сказки, рассказы,  читают наизусть стихи.
  • Сравнительные анализы мониторинга  по годам показывают стабильную динамику роста уровня развития детей по выявлению интереса слушания литературных произведений.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Репрезентативность внедрения данного педагогического опыта заключается в том, что20% педагогов используют данный опыт в образовательном процессе.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Практический опыт работы по приобщению детей к художественной литературе  представляется на сайте образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...

Проект «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с культурой родного края, татарским фольклором»

В татарской культуре, в татарском детском фольклоре заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких каче...