Проект ,,Православные традиции семьи"
проект (подготовительная группа) на тему

полуэктова нина михайловна

Реализация проекта направлена на взаимодействие детского сада и семьи через приобщение к православным традициям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_krepka_ladom.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья крепка ладом»

(народная поговорка)

Актуальность.

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по уставам Церкви и чтящих Бога, и людей, далеких от веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные, духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как сохранить традиции православной семьи в современном обществе?

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все – вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство…Традиции одухотворяют пространство событий и творят атмосферу нашего дома.

Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Одна из самых главных благочестивых традиций православной семьи – участие всех в домашней молитве.

Необходимо вернуть процесс воспитания подрастающего поколения в традиционное православное русло. С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта, как: посещение храма, домашняя молитва, соблюдение поста, паломнические поездки, праздники богослужебного круга и именины, а, кроме того, - освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших.

Затронутая мной  тема крайне актуальна в современном обществе – обществе, в котором обесценились все традиции, духовный опыт предыдущих поколений. Каждый христианин в своей жизни и в своей семье должен возрождать благочестивые христианские традиции, прививать своим детям любовь к ним, чтобы они жили полнокровной христианской, церковной жизнью. Ведь общество, не хранящее в своей исторической памяти добрых примеров, не имеет фундамента для постройки своего будущего.

Анализируя работу с родителями, я отметила не только пассивность родителей в участии в образовательном процессе, но и отсутствие знаний о православных традициях семьи. Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами.

Так родилась идея реализации проекта под названием «Православные традиции семьи».

Цель:

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к православным и народным традициям.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о православных традициях.

2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение православных праздников.

3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению православных традиций.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

6. Оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни.

6. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Методы проектирования:

  • Прогнозирование
  • Планирование
  • Моделирование.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта:

Январь 2015 – апрель 2015 (4 месяца)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 5-6 лет.

Условия проведения проекта:

  • научно-методическое и педагогическое обеспечение;
  • организация деятельности служб ДОУ в рамках реализуемого проекта;
  • социальное партнерство (Преображенский храм, учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).

Способы реализации:

Дети:

  • занятия, в том числе интегративные;
  • использование пословиц, поговорок;
  • чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
  • экскурсии, посещение храма с дальнейшей беседой;
  • создание игровых и проблемных ситуаций;
  • практическая художественная деятельность;
  • просмотры видеофильмов;
  • рассматривание икон, репродукций, картин художников;
  • прослушивание аудиозаписей песнопений;
  • дидактические, настольно-печатные игры;
  • праздники и развлечения;
  • обыгрывание и драматизация сюжетов;
  • выставки детских работ, участие в конкурсах.

Работа с социумом:

  • взаимодействие с Преображенским храмом;
  • взаимодействие с краеведческим музеем;
  • взаимодействие с Епархией (конкурсы, семинары).

Принципы реализуемого проекта:

  • социальное партнерство ДОУ и храма;
  • учет мнения родителей;
  • добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта;
  • систематичность;
  • комплексность, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, игровой деятельности.

Первый блок проекта – работа с родителями. 

Цель: Пробудить желание помочь воспитателям в сборе информации о православных традициях в семье и православных праздниках. Реализовать мероприятия, направленные на воспитание уважения к жизни наших предков, на развитие нравственно – патриотических чувств.

  1. Сбор информации о православных традициях в семье.
  2. Анкетирование родителей на тему «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников дома».
  3. Консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».
  4. Выставка детских работ на тему «Рождественская ёлочка», выставка стенгазеты на тему «Широкая масленица», выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».

Второй блок проекта – работа с детьми.

Цель: Воспитание интереса к традициям русского народа.

НОД по познавательному развитию, по окружающему миру,

просмотр спектаклей,

выставка детского творчества,

выставка семейных поделок на тему

«Пасхальные писанки»,

выпуск стенгазеты «Широкая масленица»,

развлечения «Васильев день или

Старый Новый год», «Рождественские

посиделки в горенке», «Проводы зимы»,

«Жаворонки», «Пасхальный разгуляй».

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • приобретение детьми знаний о православных праздниках;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • воспитание любви и уважения к православным традициям русского народа.

I этап. Подготовительный.

  1. Довести до участников проекта важность данной темы;
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
  3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
  4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап. Основной.

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с православными традициями и праздниками через разные формы работы.

Консультация для родителей:

Христианская семья прошлых веков.

Что нужно знать о своих детях.

Уроки богопознания.

Таинства Православной Церкви.

Молитва – крылья души.

Благочестие и добродетели.

Изготовление папки-передвижки «Возрождение православных семейных    традиций».

Сбор семейных реликвий.

Занятия с детьми на темы:

Моя семья.

 Кем я могу гордиться в моей семье.

 Семейные праздники и традиции.

Песни, игры, хороводы наших бабушек.

Родительское собрание:

«В каждой семье свои традиции».

Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями на МУЗО.

Рисование детьми на тему:

«Праздник в нашей семье», «Рождественская елочка».

Изготовление семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».

Развлечения «Васильев день или Старый Новый год», «Рождественские посиделки в горенке», «Проводы зимы», «Жаворонки», «Пасхальный разгуляй».

Фотовыставка «Я и моя семья».

Сроки

                               Содержание

11 января

Занятие-беседа «Что такое Рождество?»

Занятие по рисованию «Рождественская ёлочка»

11 января 19 января

Выставка детских работ «Рождественская ёлочка»

12 января

Спектакль 

 «Рождественский вертеп»

14 января

Развлечение «Васильев день или Старый Новый год»

16 января

Развлечение «Рождественские посиделки в горенке»

16 февраля

Занятие-беседа «Широкая масленица»

Занятие по изобразительной деятельности ,, Масленица-кривошейка,

встречаем тебя хорошенько”

16 февраля 22 февраля

Выставка стенгазеты «Широкая масленица»

19 февраля

Спектакль «Масленичная неделя»

20 февраля

Развлечение «Проводы зимы»

22 марта

Занятие-развлечение «Жаворонки»

Занятие по лепке «Жаворонки»

6 апреля

Занятие-беседа «Светлый праздник Пасхи»

Занятие по аппликации «Дорого яичко ко Христову дню»

8 апреля

Развлечение «Пасхальный разгуляй»

6 апреля

10 апреля

Выставка семейных работ «Пасхальные писанки»

III этап. Заключительный.

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

Конкурс «Бабушкин сундук» - создание мини-музея семейных реликвий, традиций. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем родителям провести разведку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.)

Я думаю, что выбранное мной направление перспективно, что православное воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. Очень важно следовать христианским традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью.

Конкретные ожидаемые результаты.

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

прошлое своей семьи;

происхождение своей фамилии;

народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

пополнят словарный запас;

смогут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;

приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи;

у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

приобретут знания о православных семейных традициях и народных праздниках;

у них будет развито чувство гордости за свою семью;

будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

будут знать историю своих реликвий;

знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

научатся организовывать православные семейные праздники;

сделают видеоархив православных семейных праздников и традиций;

соберут копилку семейных реликвий.

Педагоги:

расширят знания о православных праздниках, их происхождении;

пополнят репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

пополнят словарный запас детей;

будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создадут копилку православных семейных традиций;

будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.

 Оценка результатов.

Я предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник православных семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку православных традиций русского народа.

Приложение.

Анкета для родителей

Традиции и обычаи

празднования русских гуляний в православные праздники.

  1. Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ______________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие православные традиции есть в вашей семье? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей

Празднование православных праздников в семье

Уважаемый родитель!

Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если историю преподавать через музыкально-фольклорные праздники – это важнейший источник развития эмоций, интеллекта, творчества детей.

Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.

  1. Сколько лет Вашему ребенку? _______________________________________________________________
  2. В течение, какого периода Ваш ребенок посещает дошкольное учреждение? _______________________________________________________________
  3. Какие православные праздники отмечаете в семье? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Знаете ли Вы историю возникновения православных праздников? Каких? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Знаете ли Вы происхождение названия православных праздников? Перечислите. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Соблюдаете ли Вы традиции празднования? _______________________________________________________________
  7. Знаете ли Вы как на Руси отмечали праздники? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Знаете ли Вы народные приметы связанные с православными праздниками? Какие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Поете ли Вы русские народные песни в семье? _______________________________________________________________
  10. Самая любимая семейная русская народная песня? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка детские православные праздники? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Делится ли ребенок своими впечатлениями о проведении православных праздников в детском саду? Перечислите. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Проект "Православные традиции русского народа"

Проект на долгосрочный семинар "Центр Преображение" город Белгород "Православные традиции русского народа"...

Проект" Писанка в православной традиции и ее значение на занятиях с детьми"

Проект" Писанка в православной традиции и ее значение на занятиях с детьми"...

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, с...

Педагогический проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов ...

НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ

Сегодня как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания....