Проект "Православные традиции русского народа"
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

Захарова Наталья Александровна

Проект на долгосрочный семинар "Центр Преображение" город Белгород "Православные традиции русского народа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №63 «Машенька»

                             

«Православные традиции русского народа»

Автор проекта:

 Захарова Наталья Александровна,

воспитатель МБДОУ

детский сад №63

«Машенька» -

             

                                                                               

                                                             

Старый Оскол                                                                                                                                             

2012

Проект рассчитан на работу с детьми 5 – 7 лет.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: январь 2012 – апрель 201(4 месяца).

Первый блок проекта – работа с родителями.

Цель:

  1. пробудить желание помочь воспитателям в сборе информации об истории возникновения православных праздников;
  2. реализовать мероприятия, направленные на воспитание  уважения к жизни наших предков, на развитие нравственно – патриотических чувств.

1. В первом разделе блока воспитатели совместно с родителями собирают информацию об истории возникновения праздников их проведении нашими предками.

2. Во втором разделе воспитатели проводят анкетирование родителей на тему «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников дома».

3. В третьем разделе – консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».

4. В четвертом разделе блока проводится выставка детских работ на тему «Рождественская ёлочка», выставка стенгазеты на тему «Широкая масленица», выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».

Второй блок проекта – работа с детьми, которая включает в себя НОД по познавательному развитию,

по окружающему миру, просмотр спектаклей,

выставка детского творчества,

выставка семейных поделок на тему

«Пасхальные писанки»,

выпуск стенгазеты «Широкая масленица»,

развлечения «Васильев день или

Старый Новый год», «Рождественские

Посиделки в горенке», «Проводы зимы»,

«Жаворонки», «Пасхальный разгуляй».

Цель: рассказать историю возникновения православных праздников.

I этап.   Целеполагание.

Одной из сторон культуры является духовно - нравственное воспитание.

Задача взрослых – показать значимость православных праздников, прошедших из истории; закреплять знания об истории своей Родины; воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к Старой России.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Цель:

Воспитание уважения и любви к обычаям русского народа.

Задачи:

  1. изучение традиционных стихов и песен;
  2. формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа;
  3. воспитывать уважение к традициям русского народа;
  4. развивать память, воображение, фантазию.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. знание детьми информации о православных праздниках и их праздновании;
  2. развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  3. воспитание любви и уважения к старине.

II этап.   Разработка проекта.

  1. Довести до участников проекта важность данной темы;
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
  3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
  4. Составить перспективный план мероприятий.

III этап.   Выполнение проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы

Познавательное развитие

  1. Комплексные занятия
  2. Беседы
  3. Развлечения

Художественная литература

*Матильда Шапиро

«Рождественское богатство»

*«Детская Библия»

Изобразительная деятельность

Коллективная работа:

Стенгазета «Широкая масленица»

Занятие по рисованию:

«Рождественская ёлочка»

Занятие по лепке из теста:

«Жаворонки»

Занятие по аппликации:

«Дорого яичко ко Христову дню»

Игровая и театрализованная деятельность

Русские народные игры:

«Подушечка-раздушечка»

«Гори, гори ясно»

«У дедушки Трифона»

«Золотые ворота»

Игры – хороводы:

«Во поле береза стояла…»

«Красный мак»

Музыкальное развитие

Колядки

Песни

«За окошком Рождество»

«Рождественская песенка»

«Хрустальный вальс»

«Пасхальная песенка»

«Пасху радостно встречаем»

«Здравствуй лучик солнечный»

«Пасхальная весна»

«Ах, снежок»

«Ёлочная»

«Веснянка»

«Весна идёт»

«Весна Красна праздник принесла»

Танцы

«Рождественские звезды»

русский народный

«Весенние цветы»

Сроки

Содержание

11 января

Занятие-беседа «Что такое Рождество?»

Занятие по рисованию «Рождественская ёлочка»

12 января

Спектакль

 «Рождественский вертеп»

13 января

Развлечение «Васильев день или Старый Новый год»

19 января

Развлечение «Рождественские посиделки в горенке»

9 февраля

Занятие-беседа «Широкая масленица»

Занятие по изобразительной деятельности

«Стенгазета «Широкая масленица»

10 февраля

Спектакль  «Масленичная неделя»

12 февраля

Развлечение «Проводы зимы»

22 марта

Занятие-развлечение «Жаворонки»

Занятие по лепке «Жаворонки»

6 апреля

Занятие-беседа «Дорого яичко ко Христову дню»

Занятие по аппликации «Дорого яичко ко Христову дню»

7 апреля

Спектакль «Катание пасхальных писанок»

8 апреля

Развлечение «Пасхальный разгуляй»

11 января – 19 января

Выставка детских работ «Рождественская ёлочка»

9 февраля – 12 февраля

Выставка стенгазеты «Широкая масленица»

5 марта –

9 марта

Выставка семейных работ «Пасхальные писанки»

Анкета для родителей

Традиции и обычаи

празднования русских гуляний в православные праздники.

  1. Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ______________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие семейные традиции есть в вашей семье? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей

Празднование православных праздников в семье

Уважаемый родитель!

Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если историю преподавать через музыкально-фольклорные праздники – это важнейший источник развития эмоций, интеллекта, творчества детей.

Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.

  1. Сколько лет Вашему ребенку? _______________________________________________________________
  2. В течение, какого периода Ваш ребенок посещает дошкольное учреждение? _______________________________________________________________
  3. Какие православные праздники отмечаете в семье? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Знаете ли Вы историю возникновения православных праздников? Каких? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Знаете ли Вы происхождение названия православных праздников? Перечислите. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Соблюдаете ли Вы традиции празднования? _______________________________________________________________
  7. Знаете ли Вы как на Руси отмечали праздники? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Знаете ли Вы народные приметы связанные с православными праздниками? Какие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Поете ли Вы русские народные песни в семье? _______________________________________________________________
  10. Самая любимая семейная русская народная песня? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка детские православные праздники? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Делится ли ребенок своими впечатлениями о проведении православных праздников в детском саду? Перечислите. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

                      Список используемой литературы.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – Издание 5-е, Москва, Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России / Москва 2008.
  3. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова. Здравствуй, мир! / Москва Баласс 2003.
  4. Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы) / ЦГЛ Москва 2004.
  5. И.А.Лыкова. Цветные ладошки / Карапуз-дидактика Творческий центр СФЕРА Москва 2007.
  6. Игровые праздники, тематические вечера / Издательство «Учитель - АСТ».
  7. Н.Зарецкая, З.Роот. Праздники в детском саду / 6-е издание, Москва Айрис пресс 2007.
  8. Праздники в детском саду (старшая группа) / Минск Харвест 2003.
  9. Весну привечаем, весело встречаем / авторы-составители О.П.Власенко, Г.П.Папова. – Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...