Проект «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа) на тему

Зверькова Анна Минновна

Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 842»

(ГБОУ «Школа № 842)

Дошкольное отделение корпус 137

Проект «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Авторы проекта

воспитатели: Зверькова А.М.,

Сафронова И.Б.

2015-2016 г.

Содержание

1.Информация о проекте…………………………………………………….3

2.Введение…………………………………………………………………….4

3.План реализации проекта………………………………………………….13

4.Перспективный план……………………………………………………….15

5.Программа «Юные экологи города Зеленограда»……………………….19

6.Список литературы……………………………………………………….

      7.Приложение…………………………………………………………………

Информация о проекте

Авторы проекта: воспитатели дошкольного отделения ГБОУ Школа№842 Зверькова А.М., Сафронова И.Б.

Тип проекта: практико-ориентированный.

По доминирующему методу: информационный, творческий, игровой.

По характеру содержания: включение ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка и общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель.

По характеру контактов: открытый: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Введение

Актуальность проекта. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Роль экологического воспитания дошкольников  существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой откроются широкие возможности для  воспитания личности  

Подрастающее поколение олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее, и  поэтому особое место в формировании личности подрастающего поколения занимает система экологических ценностей.

В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Концептуальные основы проекта. Педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы экологического образования и воспитания  рассматриваются в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина, А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др.

В ФГОС ДО  сказано,  что содержание образовательной работы ДОУ должно обеспечивать развитие у детей первичных представлений, в том числе «о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы».

Большой вклад в развитие экологического воспитания дошкольников внесли С. Н. Николаева, Н. Фокина, Н.А. Рыжова.

С. Н. Николаева так определила экологическое воспитание  дошкольника: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». [10, 3]

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим воспитанием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Проблема  заключается в том, что экологическое воспитание  детей дошкольного  возраста является для многих педагогов наиболее трудным разделом в работе, требующим четкой системы и последовательности. Диагностические беседы с детьми показали, что большинство детей (65%) имеют низкий и средний уровень развития экологических представлений, у 25% детей не сформированы навыки экологического поведения в природе, 78% детей считают, что разводить костры в лесу «это хорошо и весело». Анкетирование родителей показало осознание родителями проблем экологического воспитания и готовность к сотрудничеству.

Актуальность и проблема экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста определили тему нашего проекта «Использование ТРИЗ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Гипотеза. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью. Мы предполагаем, что, кроме этого, использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст нам возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно  развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также развивать поисковую активность детей и  стремление к новым знаниям.

ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Применение  методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании   позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями  и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Основная идея проекта – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Задачи проекта:

Воспитательные задачи:

1. Воспитание  эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

3. Воспитание  уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от симпатий и антипатий.

Развивающие задачи:

1. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей;

3. Развитию у детей понимания самоценности и многообразия  природы.

Обучающие задачи:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;

2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

3. Осознание ребенком себя как части природы;

4. Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

Особое внимание при постановке задач проектной деятельности мы уделили следующим вопросам:

1.Развитию у детей понимания самоценности и многообразия  природы;

2.Осознанию ребенком себя как части природы;

3.Воспитанию у ребёнка уважительного отношения ко всем без исключения видам флоры и фауны, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

4.Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

5.Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

6. Пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать.

Данный проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию детьми и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов: 

1. Принцип научности. В данном проекте мы использовали формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

2. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического воспитания - нулевая. Задача знакомства с правилами: создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.

3. Принцип проблемности: использование элементов технологии ТРИЗ. Предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

4. Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, и в координации работы  с различными учреждениями, и в одновременной реализации  всех основных компонентов системы экологического воспитания.

5. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического воспитания педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.

6. Принцип гуманистичности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированный подход,  педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического воспитания педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.

При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

7. Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности.. Этот принцип отражается  в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.

8. Принцип безопасности предполагает, что используемые формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность воспитанников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы.

9. Принцип деятельности. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Данный принцип предполагает интегрированный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

В соответствии с целью  и задачами проекта нами была разработана программа «Юные экологи города Зеленограда», которая состоит из четырех блоков:

  1. Первый блок «Окружающий мир»;
  2. Второй блок «Живая природа»;
  3. Третий блок «Неживая природа»;
  4. «Земля наш общий дом».

В каждом блоке три части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе),  воспитывающий компонент (понимание значения природы, бережное к ней отношение), художественно-эстетический компонент (эстетическая оценка природы, развитие художественного творчества).

Основные методы работы:

1.  Объяснительно - иллюстративные;

2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Формы организации работы:

Системный подход предполагает взаимосвязь различных активных видов активной деятельности  детей: игровой, исследовательской, изобразительной, двигательной, театральной и других. При организации совместной деятельности с детьми следует соблюдать следующие правила:

- не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

- не сдерживать двигательную активность детей;

- хвалить ребенка за успехи;

- не давать отрицательных оценок при ошибках детей.        

Прогнозируемый результат: 

1.Формирование адекватных экологических представлений;

2.Формирование отношения к природе;

3.Формирование стратегий и технологий взаимодействия

с природой;

4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.                

План реализации проекта

Цель проекта

В процессе целенаправленного педагогического воздействия формировать у детей старшего дошкольного возраста начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение

Задачи проекта

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста;

2. Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

3.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

4. Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

5.Развитие творческих способностей детей;

6.Включение родителей воспитанников в проектную и образовательную деятельность, развитие партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходит в 3 этапа

1 этап: проектный

Цель: подготовка условий для создания системы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - изучить нормативную базу;

- разработать и утвердить проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста  с использованием ТРИЗ;

- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

2 этап: практический

Цель: реализация проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ.

Задачи: - отработать содержательную деятельность, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- разработать методические рекомендации;

- расширять, укреплять связи с образовательными учреждениями и учреждениями культуры;

- вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3 этап: аналитический

Цель: Анализ проектной деятельности.

Задачи: - провести мониторинг реализации проекта;

- разработка рекомендаций для педагогов ДОУ и начальной школы;

- анализ сотрудничества с образовательными учреждениями и общественными организациями.

Материально-техническая база

Наглядные материалы, игровой материал, методическая, художественная  литература, технические средства, лаборатория, видео, ИКТ, фотоматериалы.

Общественные организации

Музей имени Вернадского, Центральная детская библиотека, Экологический центр.

Перспективный план реализации проекта

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Срок проведения;

Форма отчёта

СЕНТЯБРЬ

1.

Анкетирование родителей

Определить степень заинтересованности родителей в экологическом воспитании детей, а также уровень знаний по данной проблеме

Анализ анкет

2.

Диагностические беседы с детьми

Определить уровень экологических представлений

Диагностика

3.

Организованная образовательная деятельность

«Наш зелёный город»

Воспитание любви к родному городу, бережному отношению к природе

Выставка детских рисунков в школе

4.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 1 «Окружающий мир»

Выставка рисунков

Фотоотчёт

ОКТЯБРЬ

1.

Круглый стол для родителей  «Экологическое воспитание»

Рассмотреть использование ТРИЗ в экологическом воспитании  дошкольников

Презентация «Экология»

2.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 1 «Окружающий мир»

Выставка детских работ в библиотеке

3.

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку «Лесные обитатели»

Формирование желания и умения сохранять  живую природу

Фотоотчёт

4.

Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ»

Повышение педагогического мастерства

Конспект

НОЯБРЬ

1.

Совместная с родителями экскурсия

«Друзья природы»

Развитие  у детей представлений о природных сообществах;

Развитие партнёрских отношений с родителями

Конспект

Презентация

Фотоотчёт

2.

Участие в конкурсе плакатов «Береги природу!

Развитие творческих способностей

Грамоты

Сертификаты

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 2 «Живая природа»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

ДЕКАБРЬ

1.

Консультация для педагогов «Методы экологического воспитания»

Повышение педагогического мастерства

Конспект

2.

Экскурсия в библиотеку

«Как звери зимуют»

Расширение представлений о  среде обитания животных в зимнее время

Фотоотчёт

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 2 «Живая природа»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

ЯНВАРЬ

1.

КВН для детей и родителей «Что мы знаем о природе и её охране»

Формирование стратегий и технологий взаимодействия с природой

Конспект

Фототчёт

2.

Участие в акции «Кормушка для пичужки»

Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами)

Дипломы

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 3 «Неживая природа»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

ФЕВРАЛЬ

1.

Интеллектуально-творческая игра для педагогов и родителей
«В гармонии с природой».

Развитие педагогического мастерства

Конспект

Фототчёт

2.

Участие в экологическом конкурсе «Сбережём природу!»

Формирование желания и умения сохранять  живую природу

Дипломы

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 3 «Неживая природа»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

МАРТ

1.

Экскурсия в парк

Расширение представлений о природных сообществах

Фотоотчёт

2.

Экскурсия в библиотеку

«Путешествия в разные страны»

Расширение представлений  о разнообразии природного мира

Фотоотчёт

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 3 «Неживая природа»

Блок 4 «Земля наш общий дом»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

АПРЕЛЬ

1.

Экскурсия в библиотеку

«День птиц»

Расширение представлений  о разнообразии природного мира

Фотоотчёт

2.

Конкурс для родителей «Лучший птичий дом»

Развитие партнёрских отношений с родителями

Фотоотчёт

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 4 «Земля наш общий дом»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

МАЙ

1.

Совместная с родителями экскурсия в парк

Расширение представлений о природных сообществах

Фотоотчёт

2.

Совместный с родителями экологический досуг

«Юные экологи»

Воспитание осознанно-правильного отношения к природе

Фотоотчёт

Конспект

3.

Организованная образовательная

деятельность

Кружок «Юные экологи города Зеленограда»

Блок 4 «Земля наш общий дом»

Выставка детских работ

Фотоотчёт

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Игры с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста


Название игры, описание

Цель игры

1.

«Чем был - чем стал»

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

 Ход игры:

Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов (стеклянная посуда, бусы, стол)

 Проблемные вопросы: Что хорошего в стеклянном столе? (оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка). Что плохого в таком столе? (Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди); есть выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? (так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков). Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

  2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

Ведущий: Телевизор. (Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей) 

Закреплять знания  об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства

2.

"Хорошо-плохо"

 Ведущим называется любой объект или    система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

 Ход игры:

 В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

 Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

 В: Огонь - это плохо. Почему?

 Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

 В: Листопад - это хорошо?

 Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

 В: Листья под ногами - плохо. Почему?

 Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

3.

"Робинзон Крузо"

Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

 Ход игры:

 В: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?

Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

И так далее.

Учить  выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

4.

"На что похоже"

Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

 Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

 Ход игры:

 В: На что похож абажур?

 Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

 В: На что похожа улыбка?

 Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

  В: На что похож дождь?

 Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

 В: А душ какой бывает?

 Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

 В: На что похожа коробка цветных карандашей?

 Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

  В: На что похожа иголка?

 Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

 В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

 Д: Еще на колючки у ежика,  кактуса, колючки боярышника, крыжовника, рыбы-ежа, дикабраза и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

5.

«Цепочка»

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

6.

«Да – нет»

Ведущий загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах?), ведущий отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Конкретизировать знания детей о животных и растениях, побуждать к составлению загадок  

7.

«Черное-белое»

Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: гусеница это хорошо, это корм для птиц, гусеница –это плохо, гусеница вредит растениям)

Развитие представлений о взаимосвязях в природе

8.

«Что-то для чего-то»  

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция, система, преобразования во времени

Выделение функции (свойства) объекта, явления, рассматривание его места и взаимосвязи с другими объектами

9.

«Сказка наизнанку»

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете

 И так далее.

Обучение одновременно операции декомпозиции и композиции

10

«Теремок»

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку  и просятся к нему в домик:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Бабочка. А ты кто?
- А я Синица. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. 

(У меня есть крылья, я умею  летать, в моём оперении есть жёлтый цвет)

Развитие аналитического мышления, умения выделять отличительные признаки путем сравнения

11

«Найди друзей»

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).

Обучение сравнению разнообразных систем

12

«Если бы я был…»

Ведущий называет объект, дети рассказывают об объекте от первого лица.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих, законов его развития

13

«Что будет, если …» («Мозговой штурм»)

Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию: «Откуда пожар пришел? », «Как помочь сломанному деревцу? », «Кто съел белкины запасы? », «Кто медведя весной разбудил? » и другие, с использованием опорных картинок, фотографий, слайдов.

Обучение детей инициативным высказываниям, работе в группе без критики  

14

«Найди целое и части»

Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево - лес, ствол и т.д.

Учить детей выделять в предложенном объекте часть-целое, целое-часть

15

«Найди главное»

Предлагается система, к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы:

Лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Классификация объектов окружающего мира, развитие понимания единства всех его составляющих

16

«Что с чем связано»

Дерево - вода (без воды дерево жить не может).

Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Учить  находить связи между объектами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано.

17

«Назови предмет по свойствам»

Звонкий + Громкий =

Пушистый + Серый =

Усложненный вариант:

Гладкий + Серый + Тихий =

Белый + Съедобный + Мягкий =

Красный + Легкий + Вкусный =

Закреплять знания  об окружающем мире, анализируя знакомые объекты и выделяя их свойства.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

18

«Путешествие на машине времени»

Ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
Правила
 игры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было.

закреплять знания  об окружающем мире, о взаимосвязях в природе

19

«Природный мир бывает разный»

Ведущий предлагает детям карточки с разнообразными объектами, дети объединяются в группы и рассказывают про свою систему.

познание и классификация объектов окружающего мира, развитие  понимания  единства всех его составляющих, законов его развития

Театрально-игровая деятельность (этюдная работа)

Этюды на память физических действий:

"Ловлю рыбу", "Работаю в огороде", "Плету венок из полевых цветов", "Кормлю цыплят", "Ем сочную грушу, мешают пчёлы", "На пароходе сильная качка", "Мокну под дождём", "Снегопад", "Поливаю цветы", "Хожу босиком по воде", «Умываюсь», "Принимаю лекарство", "Играем в мяч", "Хочется спать"

Этюды на воображение:

«Назови то, что у меня в руках».

Этюды на органичное молчание для нескольких человек:

"Зеркало", "Комната с больным человеком". "В приёмной зубного врача", "Тропинка" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.)

Этюды на внимание:

"Слушаю только то, что на улице", "Слушаю то, что за стеной или за дверью", "Слушаю то, что слышно в комнате", "Вспомнить вкус" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения.

Этюды на характерность:

"Все – зверята", "Все – цветы на клумбе", "Задиристые петушки", "Мышонок и кошка", "Две собаки", "Паук и муха", "Взрослые и дети" (разница в походке, мимике, пластике, действиях...) Персонаж в состоянии паники, страха, счастья и пр. – «Заяц под прицелом охотника», "Рыба, попавшая в сеть", "Птица в клетке", "Выжженная трава", "Река с промышленными отходами", "Елка под пилой дровосека".

Этюды на освобождение мышц:

"Зарядка для хвоста" (придумать зарядку для каждой части тела человека или животного, части растения), "Как говорят части тела".

Этюды на отношение:

Менять отношение к комнате: "Комната изо льда", "Комната из снега", "Комната из песка (воды, пара)".

Менять отношение к своему физическому "я":  "Я сделан из снега, льда, песка, пара, дерева, глины и пр."

Список литературы

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Айрис – Пресс, 2008 -208 с.
  2. Гагарин А.В.Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого педагогический институт, 2000.-232 с.
  3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
  4. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.
  5. Калинин В.Б. Вестник АсЭко: ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭкО –Все об экологическом образовании детей. No 1(15). –1998. –С. 5.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. сост.: Л.С. Киселёва, Г.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 издание; испр. и доп. – М.: Аркти, 2006 – 96 с.
  7. Проектная деятельность в детском саду: Наука и педагогическая практика / сост. Т.В. Миркулова, Е.А. Дубинина, Г.А. Котова, К.Ю. Белая – М.: Школьная пресса, 2010.- 64 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; вып.235)
  8. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.
  9. Рыжова Н.А  Экологическое образование в детском саду // 17, 18, 19, 20, 23-2005//газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября» dob.1september.ru
  10. ФГОСТ ДО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. //[Электронный ресурс] www.base.garant.ru
  11. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе у школьников: Автореферат  дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позит...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Проект "Использование игры в этическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Мир состоит из разных людей – разных по национальности, религии, уму, характеру. Но всем нам суждено жить на одной планете, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг д...

Презентация проекта « Создание условий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Презентация проекта « Создание условий по экологическому воспитанию  детей   старшего дошкольного возраста»....