проект "Моя умная семья"
проект (средняя группа) по теме

Хаустова Ирина Владиславовна

 Целью данного проекта стало  привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе   ДОУ,   через организацию совместной с детьми экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 24 «Искорки»

Название проекта: «Моя умная семья»

Срок реализации проекта: 1 год

Автор проекта: Хаустова Ирина Владиславовна,

                             воспитатель МБДОУ д/с №24

                                         

Зеленогорск-2015

Знания, почерпнутые не из книг,

 а добытые самостоятельно,    

 всегда   являются осознанными и

 более  прочными.

                                                                                             (Выготский Л.С.)

1. Название проекта: «Моя умная семья»

Предлагаемый проект представляет собой систему взаимодействия с родителями в направлении организации детского экспериментирования в ДОУ и дома.

Участники проекта:

  •  воспитатели;
  •  родители воспитанников;
  •  дети;
  •  музыкальный руководитель.

Срок реализации: 1 год.

Проблема, актуальность:

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от взрослого, находящегося рядом с дошкольником, то есть стоящего у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Одним словом, необходимо предоставить детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать, экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.        

Но ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Как родители  реагируют на детские эксперименты? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. Ребенок желает познать радость открытия нового, узнать необычные свойства привычных предметов, расширить свои представления о мире, поэтому необходимо, чтобы воспитатель и родитель в любую минуту были готовы к экспериментальной деятельности.

Таким образом, выявилась проблема: родители (большинство) не осознают важности совместного с детьми экспериментирования.  Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

2. Цель и задачи проекта

Цель: привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе   ДОУ,   через организацию совместной с детьми экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника.
  • Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.
  • Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение современных активных форм взаимодействия.
  • Привлечь родителей к активному взаимодействию со своим ребёнком, другими детьми и родителями группы.         
  • Создать творческую группу родителей «Моя умная семья».

3.  План реализации проекта (этапы, мероприятия, формы, содержание, ответственные, целевые группы)

Задачи

Мероприятия

Срок

Ответственные

Ожидаемый результат

1 этап. Исследовательский

1.Изучение состояния проблемы

1.Подбор литературы по теме

2.Сбор информации (собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение)

Сентябрь 2015

Воспитатель

Разработка плана работы с учётом индивидуальных особенностей каждой семьи

2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству

1. Брифинг-консультация

 "Роль семьи в экспериментальной работе с детьми"

2. Индивидуальные беседы с родителями по вопросам детского экспериментирования

Сентябрь  2015

Воспитатель

Создание атмосферы сотрудничества по вопросам детского экспериментирования, понимание родителями и проблемы и некоторых теоретических аспектов предложенной темы

2 этап-

практический

1. Знакомство родителей с экспериментальными методиками и технологиями

1. Групповые родительские собрания: "Методы экспериментирования в детском саду и дома"

2.Презентация центра экспериментирования в ДОУ

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

Воспитатели

Воспитатели

Создание атмосферы сотрудничества между родителями, детьми, воспитателями, расширение знаний родителей в направлении методики и практики совместного с детьми экспериментирования.

2. Расширить знания родителей в области детского экспериментирования

1. Консультация "Создание условий для экспериментирования в домашних условиях"

2.Выпуск газеты совместно с родителями "Мы экспериментируем"

3.Создание папки-передвижки "Экспериментирование в домашних условиях"

4. Запуск издания журнала "Экспериментирование с водой, с бумагой, с воздухом"

5. Создание творческой группы родителей «Моя умная семья»

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Декабрь 2015

Январь 2016

февраль

Воспитатель

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Родители

1.Повышение компетентности родителей по вопросам в области экспериментирования.

3.Совместное создание наглядной агитации, журналов, памяток.  

Инициативность родителей, самостоятельная мотивация к совместной деятельности с детьми, педагогами, другими родителями

3. Обучить родителей практическим навыкам в области совместного с детьми экспериментирования

1. День открытых дверей «Юный исследователь»

2. Мастер-класс "Мы делили апельсин"

Март 2016

Апрель  2016

Воспитатели

Творческая группа родителей

Повышение компетентности родителей по вопросам в области экспериментирования

Обмен опыта между родителями

3 этап. Обобщающий

1. Подведение промежуточных результатов. Определение наиболее эффективных форм работы с семьей

1. Анкетирование, наблюдение

2. Тренинг: "Что я знаю о детском экспериментировании"

май  2016

май

2016

Воспитатели

Воспитатели

Обработка результатов анкетирования

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания в области экспериментирования

2. Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания

1. Развлечение "Я-фокусник"

2. Конкурс «Мама, папа, я  - лучшая семья»

3. Фото сессия «Наше творческое лето»

Июнь

2016

Август

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Творческая группа родителей

Создание праздничного настроения, желания взаимодействовать, выявление  лучшего семейного опыта

3.Теоретическая и практическая обоснованность результатов

1.Анкетирование, наблюдение детей и родителей.

Разработка выводов и рекомендаций по теме, выбор наиболее эффективных форм работы воспитателей с родителями.

2.Лист самооценки для родителей

Сентябрь 2016

Воспитатель

Сравнение результатов  на начальном и заключительном этапе.

Дальнейшее планирование

4. Ожидаемый результат

Качественные критерии

Количественные критерии

  • Углубление знаний родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника.
  • Развитие  интереса родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.
  • Углубление познаний детей в области экспериментирования
  • Создание и постоянная работа родительской творческой группы «Моя умная семья»

  • Привлечение родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ – участие в образовательном процессе ДОУ не менее 50% семей.

 

5. Ресурсное обеспечение

  • Интернет-ресурсы;
  • бумага для принтера;
  • краска для принтера;
  • технические средства;
  • пополнение центра экспериментирования (пособия, атрибутика)

6. Риски

Риски

Механизмы устранения

1.Родители не идут на взаимодействие. Чрезмерная загруженность родителей.

1. Расширение наглядной агитации

2. Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей

3. Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры)

4. Варианты дистанционного взаимодействия

2.Невозможность проведения мероприятия в группе

Гибкий график в реализации проекта (возможность замены  мероприятий)

3. Загруженность детей в образовательной деятельности

Интеграция  образовательной деятельности

7.Перспективы развития проекта

1. Дальнейшее совершенствование совместной деятельности детей и родителей в области экспериментирования, введение в старшем дошкольном возрасте методик проектно-исследовательской деятельности детей.

2. Привлечение родителей к активному взаимодействию с детьми, воспитателями и другими родителями  в рамках разработки и реализации проектов.

3. Разработка дистанционного родительского клуба «Умное поколение», на индивидуальном сайте воспитателя группы.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умные игры-умные дети

"Игра может быть просто развлечением. И это хорошо... Но игра может быть и средством развития креативности детей. Развлекаясь -развиваться! " С.Меньшиков...

Семейный праздник "Мама, папа, я - спортивная и умная семья"

Логопед с инстрктором по физическому воспитанию разработали и провели праздник с родителями и детьми,который всем очень понравился и старшие группы ждут встречи в следующем году....

УМНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КРУГУ СЕМЬИ

Рекомендации дефектолога родителям: как в повседневной жизни (дома, на кухне, в магазине и т.д.)  с помощью различных несложных игр обогащать представления ребёнка об окружающем мире, способствов...

Консультация для родителей на тему: «Умные» игры для всей семьи».

Консультация для родителей о пользе использования в домашних условиях конструктора  датской фирмы LEGO и его российских аналогов....

Спортивно – логопедический праздник «МОЯ СПОРТИВНАЯ И УМНАЯ СЕМЬЯ»

                    Спортивно – логопедический праздник       «МОЯ СПОРТИВНАЯ И УМНАЯ СЕМЬЯ&raqu...

Спортивный праздник для подготовительной группы «Моя спортивная и умная семья»

приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через совместные спортивные мероприятия....

Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений

В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...