УМНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КРУГУ СЕМЬИ
консультация по теме

Рекомендации дефектолога родителям: как в повседневной жизни (дома, на кухне, в магазине и т.д.)  с помощью различных несложных игр обогащать представления ребёнка об окружающем мире, способствовать развитию психических процессов (речь, мышление, внимание, память, восприятие),  формировать элементарные математические представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnye_zanyatiya_v_krugu_semi.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

УМНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КРУГУ СЕМЬИ

     Каждая мама хочет, чтобы её сын или дочь развивались не хуже других детей, а желательно – лучше. Советов опытных педагогов, статей в газетах и журналах на тему развития и воспитания ребёнка сегодня достаточно. Но вот где взять время на ежедневные занятия с ребёнком?

    Масса домашних дел, без которых не обойтись хозяйке - приготовление обедов и ужинов, походы по магазинам за продуктами, уборка, стирка и прочее могут стать одновременно временем общения с ребёнком.

      Выполнять работу вместе интереснее и полезнее. И занятие, совмещенное с трудом по хозяйству, ребёнок воспринимает не как скучный урок, а как забавную игру.

Например: Готовим вместе с мамой «Борщ с секретом»

Учим новые слова 

Выкладывая из пакета овощи, попросите ребёнка назвать их. Если ребёнок испытывает затруднения, мама произносит название, а ребёнок повторяет. Важно пояснять, в чём различие и сходство между похожими овощами или фруктами, принесёнными из магазина.

Обратите внимание сына или дочери на цвет, форму и величину, попросите внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ или фрукт. Предложите ребёнку самостоятельно выбрать овощи, необходимые для приготовления борща, продумать и назвать последующие действия (помыть, почистить, порезать и т.д.), достать нужные предметы (кастрюлю, солонку, разделочную доску и т.д.).  

Таким образом, в процессе приготовления борща ребёнок закрепляет названия посуды, овощей, фруктов, бытовой техники и узнает новые слова-действия (варить, жарить, тушить, тереть, чистить и т.д.) и слова-признаки (оранжевый, фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый и т.д.).

Предложите ребёнку самостоятельно придумать «новые» слова, соединяя два слова в одно: кислый и сладкий – кисло-сладкий, жёлтый и зелёный – жёлто-зелёный, сок выжимает – соковыжималка, кофе варит – кофеварка и т.д.

Развиваем память, внимание и мышление.

Попросите ребёнка вспомнить всё, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что пригодилось для борща и в каком порядке овощи закладывались в кастрюлю. Какие действия выполняла мама, а какие сын (дочь); что делали сначала, а что потом. Попросите сына или дочь вспомнить другие, известные названия овощей и фруктов, их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: «Морковь какая?» - вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, картофель, лук и т.д.

Вспомните (разучите) стихотворение или песенку, в которых встречаются названия овощей (фруктов).

Попросите ребёнка сравнить два овоща, назвать сходства и различия. Поиграйте в игру «Четвертый лишний»: мама называет три овоща и один фрукт (можно три фрукта и один овощ), просит ребёнка сказать, что лишнее и объяснить почему. Например: помидор, яблоко, капуста, перец; лимон, апельсин, лук, груша.

Учимся строить простые и сложные предложения 

В процессе приготовления борща просите ребёнка рассказывать о том, что он делает, что делает мама («Я мою морковку, а мама чистит лук»).

Спрашивайте, где находится необходимый предмет, где он был раньше, следите за тем, чтобы ребёнок отвечал предложением, а не отдельными словами («Что лежит на столе?» - «На столе лежат лук и морковь». «Откуда ты достал лук?» - «Я достал лук из холодильника»).

Обращайте внимание на правильное употребление предлогов (овощи лежали в пакете; овощи достали из пакета, овощи положили на стол и т.д.).

Учим детей составлять рассказ, опираясь на проделанные действия 

Попросите ребёнка подробно рассказать о проделанной работе папе, бабушке, сестре или брату.

Закрепляем звуки 

Попросите ребёнка вспомнить только те овощи (фрукты, посуду), в названии которых встречается, например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д.

Или - мама называет овощи и фрукты, а ребёнок – первые звуки в этих словах: морковь – «м», помидор – «п», картофель – «к» и т.д.

Развиваем руки

Позволяйте ребенку в процессе приготовления борща выполнять несложные действия с безопасными предметами, при этом тренируя ловкость пальцев рук: мыть овощи и фрукты, вытирать ложки и миски, перекладывать овощи и кусочки овощей.

Готовимся к школе

На овощах и фруктах можно легко закреплять количественный счёт, понятия дальше - ближе, больше - меньше, справа - слева, тяжелее - легче; сравнивать группы предметов по количеству; придумывать и решать задачки.

Повышаем самооценку 

Хвалите своего ребёнка за каждый правильный ответ и интересную версию (пусть не совсем верную), не скупитесь на добрые и ласковые слова, рассказывайте всем родственникам о его достижениях, поощряйте подробные отчёты сына или дочери о новых открытиях перед другими членами семьи.

В затруднительных ситуациях незаметно помогите ребёнку найти правильный ответ.

      Помните, что для ребёнка это только игра. Главное, чтобы ребёнок понял, что он значим для мамы и общаться с взрослым интереснее, чем одному катать машины или играть с куклой в своей комнате.

Ребёнку зачастую трудно освоить новый вид деятельности, поэтому подбирайте задания, с которым он (она) справится самостоятельно или с небольшой подсказкой.

     Похвала мамы поможет закрепить успех и повысить уверенность ребёнка. Доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и сделают взаимодействие с ребёнком более эффективным, желанным и радостным.

Чтобы повысить мотивацию ребёнка к общению с взрослым, можно на время поменяться с ним ролями. Пусть ребёнок объясняет маме, что и как нужно выполнять, ощущая свою значимость и осознавая, что только посредством речи можно наладить контакт с окружающими людьми.

     Общайтесь и играйте с ребёнком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня.

Помните о том, основы межличностного общения дети познают дома, наблюдая за действиями родителей и участвуя в повседневных семейных играх, делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры в кругу семьи.

Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком необходимо дома проводить занятия (упражнения, игры), способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, дост...

В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нра...

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Образовательное предложение интегрированного детско-родительского занятия "Книга в кругу семьи"

Цель: формирование педагогических компетенций у родителей и детей дошкольного возраста.         Задачи: 1.     Систематизирование и закрепле...

Консультация для родителей на тему: «Умные» игры для всей семьи».

Консультация для родителей о пользе использования в домашних условиях конструктора  датской фирмы LEGO и его российских аналогов....

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 19 "Веселый День рождения в кругу семьи" - праздник с использованием здоровьесберегающих технологий.

Уважаемые родители! В этом занятии вы найдете сценарий  праздника "Веселый День рождения в кругу семьи" , который поможет вам сформировать  представление об особенностях детских пр...