«Чувственное (сенсорное) развитие Монтессори»
консультация на тему

Еремеева Ольга Евгеньевна

 

          Во многих книгах по педагогике и раннему развитию можно легко найти раздел о важности сенсорного развития ребенка. Многие исследования подтверждают то, как сильно сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта. Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этого воспитания и, даже выделила особый период наиболее активного сенсорного развития, — от рождения до 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.

В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с её помощью не даётся достать мяч. В других ситуациях восприятие остаётся расплывчатым и неточным. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.

Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребёнок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, т того, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому - на форму.

Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки,

Завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил. Авто дидактические игрушки, в частности матрёшки, побуждают малыша соотносить их детали по какому-то признаку.

На первых порах ребёнок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки - примериванием, который ребёнок осваивает постепенно. Так, пред дошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдёт деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. Характер ориентировочных действий ребёнка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребёнок сравнивает все остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развёрнутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать основе зрения без практических действий. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, он и представление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребёнка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.  Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и тонным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создаёт основу для усвоения в старшем возрасте сенсорных эталонов.

При выполнении не только соотносящих, но и орудийных действий малыш осваивает ориентировочные действия примеривания. Когда не получается достать предмет короткой палкой, он заменяет её предметами большей длины, пока не достигнет желаемого результата.

Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»  Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говор...

Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

Статья для педагогов и воспитателей ДОО, раскрывающая некоторые особенности работы по сенсорному развитию дошкольников....

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики

В данной работе мной представлен материал развития и формирования сенсорных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...