Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
статья по окружающему миру (младшая группа)
- Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно –пространственной среды по сенсорному развитию дошкольников».
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
- Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
- Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
«В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка».
Правильно организованная развивающая среда — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.
- Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.
- Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.
- Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды.
Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.
Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.
Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.
Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.
Требования к предметно-развивающей среде.
- предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования;
- предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.
В Государственном образовательном стандарте выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:
Информативности;
Полифункциональности;
Педагогической целесообразности;
Трансформируемости.
В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.
Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.
Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников-основа познания мира (2013 г.)
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания д...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Обобщение актуального педагогического опыта на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»
Содержание1. Введение...
Сенсорное развитие младших дошкольников – основа познания мира
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

Развитие эмоционально - образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения.
Развитие эмоционально - образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения. Романова Е.А. ПДОпо изобразительной деятельностиМАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающе...

РМО "Познавательное развитие детей через восприятие окружающей действительности"
XXI век не стоит на месте, все более стремительно он набирает обороты в области познания окружающего мира. Каждый день не похож на предыдущий, он с геометрической погрешностью стремительно несет...

Консультация для родителей: Развитие мелкой моторики рук у детей через сенсорное восприятие окружающей действительности
Мелкая моторика — это координация движений мелких мышц рук и пальцев, важная для многих навыков, таких как письмо, рисование, застёгивание пуговиц и использование столовых приборов. Мелкая мотор...
