 Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Карпушина Светлана Сергеевна
  • Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_doshkolnikov.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно –пространственной среды по сенсорному развитию дошкольников».

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

  • Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
  • Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

«В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка».

Правильно организованная развивающая среда — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.

  1. Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, многими исследователями в различные исторические периоды.
  2. Особую роль предметной среды в становлении личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.
  3. Сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-развивающей среды.

Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину материалов, гармонию окружающего мира.

Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.

Требования к предметно-развивающей среде.

  • предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования;
  • предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • Позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

В Государственном образовательном стандарте выделены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:

Информативности;

Полифункциональности;

Педагогической целесообразности;

Трансформируемости.

В условиях предметно-развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.
Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Предметно-развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация предметно-развивающей среды должна осуществляться на основе возрастных особенностей детей, психологической характеристики группы.
Предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников-основа познания мира (2013 г.)

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания д...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Сенсорное развитие младших дошкольников – основа познания мира

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

Развитие эмоционально - образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения.

Развитие эмоционально - образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения. Романова Е.А. ПДОпо изобразительной деятельностиМАДОУ №33  «Детский сад общеразвивающе...

РМО "Познавательное развитие детей через восприятие окружающей действительности"

XXI век не стоит на месте, все более стремительно он набирает обороты в области познания окружающего мира. Каждый день не похож на предыдущий, он с геометрической погрешностью стремительно несет...

Консультация для родителей: Развитие мелкой моторики рук у детей через сенсорное восприятие окружающей действительности

Мелкая моторика — это координация движений мелких мышц рук и пальцев, важная для многих навыков, таких как письмо, рисование, застёгивание пуговиц и использование столовых приборов. Мелкая мотор...