РМО "Познавательное развитие детей через восприятие окружающей действительности"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Сухоставец Юлия Юрьевна

XXI век не стоит на месте, все более стремительно он набирает обороты в области познания окружающего мира. Каждый день не похож на предыдущий, он с геометрической погрешностью стремительно несет  в себе поток новой информации, предъявляя определенные требования обществу.

Среди таких требований первое место занимает образование общества. Сегодня обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 6 общеразвивающего вида

станицы Калининской

                                                                               Воспитатель:

                                                                               МАДОУ д/с № 6

                                                                               ст. Калининской

                                                                               Сухоставец Ю.Ю.

ст. Калининская

2017

XXI век не стоит на месте, все более стремительно он набирает обороты в области познания окружающего мира. Каждый день не похож на предыдущий, он с геометрической погрешностью стремительно несет  в себе поток новой информации, предъявляя определенные требования обществу.

Среди таких требований первое место занимает образование общества. Сегодня обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14),  я как педагог должна переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создать условия для ее самореализации».

 Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.

Таким образом, свою работу я планирую посредством включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могут обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, предоставляю им возможность приобретать знания самостоятельно.

Каждый ребенок по природе своей - исследователь. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Моя задача как педагога — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения — представление результатов, полученных в исследовании, в формировании  умозаключения детей, базирующихся на собственном практическом опыте.

В своей работе для формирования познавательной активности детей я использую один из практических методов - организацию детского экспериментирования, в результате которого создаю условия, при которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Дети при экспериментировании становятся субъектами — носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями». В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребенку представляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

В основе экспериментальной деятельности, проводимой в моей группе, лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача — удовлетворить потребности детей, что, на мой взгляд, приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы представить вам свой опыт работы по развитию познавательной активности детей через восприятие окружающей действительности посредством  реализации экологического проекта, разработанного и реализованного мною для детей среднего возраста (4 – 5лет) «Секреты воды».

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются еще в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов  таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам наасфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;

Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое  (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

- формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

-  расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и  познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

 - воспитать бережное отношение к воде.

Данная работа состоит из   занятий, опытов, экспериментов, наблюдений, игр, коллективного труда, которые проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт — это наблюдение за явлениями природы, производится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Я считаю, что благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

В начале реализации данного проекта я провела педагогическую диагностику, которая дала следующие результаты: если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Уважаемые коллеги, далее я продемонстрирую весь ход работы на слайдах (Слайды 5-51)

Результатом реализации данного проекта «Секреты воды» стал приобретенный опыт  детьми видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой, чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева, которые я полностью с ним разделяю: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Спасибо за внимание!

Приложение

Диагностика по проекту

Фамилия, имя

ребёнка

Св-ва воды

Св-ва пара

Св-ва снега

Св-ва льда

Что такое туман

Что такое дождь

Что такое облако

Круговорот воды

Роль воды

Начало и конец проекта

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Вдовиченко София

н

с

н

с

с

в

с

в

н

с

с

в

н

с

н

в

с

в

Геворгян Никита

н

с

н

с

с

в

с

в

н

с

с

в

н

в

н

в

с

в

Гриценко Владислава

с

в

н

с

с

в

с

в

н

с

с

в

н

с

н

в

с

в

Гриценко Захар

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

в

Даценко Ксения

н

с

н

с

с

в

с

в

н

с

с

в

н

с

Н

с

в

в

Доргобедов Тихон

н

с

н

н

н

с

н

с

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

Зубко Полина

с

в

н

с

в

в

с

в

н

с

с

в

н

с

Н

с

в

в

Иванищева Виктория

с

в

н

с

в

в

с

в

н

с

с

в

н

в

Н

в

в

в

Исаева Диана

с

в

н

с

с

в

н

с

н

с

с

с

н

с

Н

с

с

в

Исрафилов Ислам

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

с

в

н

с

Н

с

с

в

Кадацкая Алиса

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

Н

с

с

в

Клименов Семен

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

в

н

с

Н

в

с

в

Куринный Ростислав

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

в

Лепский Филипп

с

в

н

с

в

в

с

в

с

в

в

в

с

в

Н

в

в

в

Мануйлов Глеб

н

с

н

н

н

с

н

с

н

с

н

н

н

н

Н

н

н

с

Марченко Арсений

в

в

н

с

в

в

с

в

с

с

в

в

с

в

Н

в

в

в

Михно Дмитрий

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

Н

с

с

в

Опрышкова София

с

в

н

с

в

в

с

в

н

с

в

в

с

в

Н

в

в

в

Попова Снежана

в

в

с

в

в

в

с

в

с

в

в

в

с

в

Н

в

в

в

Рак Егор

н

с

н

н

с

в

н

с

н

с

с

с

н

с

Н

с

с

в

Семко Анастасия

с

в

н

с

с

в

с

в

н

с

с

в

н

с

Н

с

с

в

Сигута Тимофей

н

с

н

н

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

Н

н

н

с

Тараненко Анастасия

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

с

с

н

с

Н

с

с

в

Чайка Святослав

с

в

с

в

в

в

с

в

н

с

в

в

с

в

Н

в

в

в

Черноморов Даниил

с

в

н

с

с

в

н

с

н

с

с

в

н

с

Н

н

с

в

Демин Руслан

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

Н

н

н

с

Копылова Анна

н

с

н

н

н

с

н

с

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

Примечание:

«Н» - уровень знаний дошкольника вначале проекта;

«К»- уровень знаний дошкольника в конце проекта.

«В» - высокий уровень знаний; «С» - средний уровень знаний; «Н»  - низкий уровень знаний.

Педагогическая диагностика

Вопрос

Мониторинговые показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Что такое вода? Вода, какая?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.

Называет не все свойства

Называет несколько свойств

2. Что такое пар? Какой он?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что пар - это вода, и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.

Называет не все свойства

Называет несколько свойств

3. Что такое снег? Какой он?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что снег - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах снега: прозрачный (белый, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.

Называет не все свойства

Называет несколько свойств

4. Что такое лед? Какой он?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, твердый, не имеет формы и т. д.

Называет не все свойства

Называет несколько свойств

5. Кому нужна вода и зачем?

Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.

Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя

Справляется с заданием с помощью иллюстраций

6. Что такое туман?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что туман — это облако у поверхности земли. Когда облако находится совсем близко от земли или моря, мы называем его «туман». Как правило, туман образуется по ночам и рано утром в низинах и над водоёмами. Туман появляется, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

Дает неточное определение понятию «туман», называет некоторые виды, как образуется.

Справляется с заданием с помощью иллюстраций

7. Что такое дождь?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.

Дает неточное определение понятию «дождь», путается при ответе.

Справляется с заданием с помощью иллюстраций

8. Что такое облако?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что  облака состоят из капелек воды, поднятых в небо нагретым воздухом. Вверху холоднее, чем у поверхности земли (почему?), воздух остывает, и пар конденсируется.

Дает неточное определение понятию «облако», путается при ответе.

Справляется с заданием с помощью иллюстраций

9. Круговорот воды в природе?

Ребёнок самостоятельно отвечает, что  круговорот воды в природе – это испарение воды с земной поверхности и перенос  её воздушными массами в другие уголки планеты с последующей конденсацией и возвратом обратно на землю.  

Дает неточное определение «круговорота воды  в природе», путается при ответе, знания сформированы неустойчиво.

Справляется с заданием с помощью иллюстраций, и объяснения взрослого.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы."Формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образовательному процессу"

Статья  включает опыт работы музыкального руководителя в детском саду и направлена на формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образова...

ПРОЕКТ «ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ» Освоение окружающей действительности посредством развития восприятия старших дошкольников

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для св...

Опыт работы на тему: "Освоение окружающей действительности посредством развития зрительного восприятия старших дошкольников"

Муниципальное образовательное учреждение Детский сад Центр развития ребенка № 93 г. Челябинска Осолодкова Ольга Яковлевна ОПЫТ РАБОТЫ По теме: «Освоение окружающей действительности посредством развити...

Развитие эмоционально - образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения.

Развитие эмоционально - образного восприятия окружающей действительности средствами цветоведения. Романова Е.А. ПДОпо изобразительной деятельностиМАДОУ №33  «Детский сад общеразвивающе...