ПРОЕКТ «ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ» Освоение окружающей действительности посредством развития восприятия старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Осолодкова Ольга Яковлевна
Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, в процессе восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vestniki_vesny.docx492.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 г. Челябинска»

ПРОЕКТ

«ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ»

Освоение окружающей действительности посредством развития восприятия старших дошкольников

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bed/0001446c-3e72ac39/img7.jpg

Выполнил:

воспитатель МБДОУ ДС №93

Осолодкова Ольга Яковлевна

Челябинск, 2017

Актуальность

Период дошкольного детства является периодом интенсивного  развития восприятия, - когда совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Восприятие - это познавательный процесс, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Восприятие как целенаправленный процесс невозможно без формирования следующих персептивных действий:

-поиска объекта;

-выделения наиболее характерных его признаков;

-опознания объекта, то есть отнесения его к определенной категории вещей или явлений (И.И.Мамайчук, 2007).

На процесс восприятия существенное влияние оказывают и особенности личности ребенка, его отношение к воспринимаемым объектам, потребности, интересы, желания и чувства. Важное значение для эффективности процесса восприятия имеет установка, или готовность к восприятию.

Особенности восприятия старших дошкольников.

У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 4 – 7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

Развивается обонятельная чувствительность. Дети 5 – 7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов, по сравнению с младшими дошкольниками.

К 5 – 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.

Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.

У детей 5 – 7 лет уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени (утро – « когда светло», «когда солнышко встаёт»). Дети знакомиться с такими категориями, как раньше и позже. В возрасте 6 – 7 лет они оказываются способными понять, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.

Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Восприятие других людей детьми 5 – 7 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребёнок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5 – 7 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение, поведение своих товарищей.

Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. К 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.

Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Особенности восприятия

Таким образом, можно выделить основные развивающие задачи периода:

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

Название проекта «Вестники весны»

Визитка проекта

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, в процессе восприятия.

Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Краткая аннотация проекта

Данный проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, продолжительность проекта 3 месяца. За основу проекта взят принцип познавательного развития, который носит комплексный характер, включает в себя познавательную, экспериментально - исследовательскую, практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

Проект позволит в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе в процессе восприятия.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы, проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Реализация проекта позволит нам сформировать определённый уровень знаний детей о изменениях в живой и не живой природе весной, повысить интерес к миру природы, развить речь и мышление детей. В ходе проекта участники знакомятся с сезонными изменениями в природе весной. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы методиста, педагогов, родителей.

Проблема: По требованиям ФГОС дети дошкольного возраста должны уметь замечать и формулировать в речи изменения в живой не живой природе весной, а дети этого делать не умеют.

Педагогическая актуальность

Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу, формулировать в речи изменения в живой не живой природе весной

Участники проекта: дошкольники старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, педагог психолог, родители

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: познавательно – игровой, групповой

Продолжительность проекта средней продолжительности (март, апрель, май)

Направление: формирование социально-коммуникативного развития; речевого развития, познавательного развития, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы и методы работы: 

Наглядные: наблюдения, экскурсии, энциклопедии, фотографии, картины, книги, мультемедийные презентации.

Словесные: Беседы, чтение художественной литературы

Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность

Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические

Работа с родителями:

Проведение консультаций для родителей; организация экскурсий; оформление альбомов по теме «Вестники весны».

Направляющие вопросы:

Основополагающий вопрос – Что для вас весна?

Проблемные вопросы – Имеет ли весна для вас особое значение?

Учебные вопросы – Что происходит в природе? Какие народные приметы можно услышать? Чем отличается весна от других времён года? Детям предлагается обсудить вопросы:

Чем отличается весна от других времен года? Какие изменения происходят с растениями и жизнью насекомых, птиц и животных?

Механизм отслеживания: беседа с детьми.

Описание процедуры оценивания: уровни освоения программы.

Цель проекта: Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.

Задачи:

для детей:

Обучающие:

  1. Формировать знания о сезонных изменениях, в живой и не живой природе с приходом весны.
  2. Формировать умение сравнивать объекты живой и не живой природы по основным признакам.
  3. Формировать собственный познавательный опыт, через наблюдения за объектами живой и не живой природы.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы в весенний период времени через выявление признаков объектов.
  2. Развивать у детей логическое мышление через сравнение и обобщение объектов окружающего мира.
  3. Развивать связную речь детей при личных суждениях о природе и составлении описательных рассказов об изменениях в живой и не живой природе весной.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

для родителей:

  1. Познакомить с целями и задачами проекта «Вестники весны».
  2. Разработать памятки для родителей по теме «Развитие познавательных способностей детей при наблюдении за природой весной».
  3. Раскрыть творческий потенциал родителей через привлечение к участию в выставке «Весна».
  4. Проконсультировать родителей на тему «Весенние наблюдения!» через папку-передвижку.
  5. Привлечь родителей к созданию книжек-малышек по теме проекта.

Обогащение развивающей среды:

  1. Разработать тематические альбомы о весне: «Весна в жизни животных и птиц», «Весна в природе», «Весна в жизни людей».
  2. Оформить выставку по теме «Весна пришла».
  3. Создать календарь и альбом наблюдений за объектами живой и не живой природы весной.
  4. Подобрать книги по теме проекта.
  5. Подготовить опорные схемы для составления описательных рассказов о весенних изменениях в живой и не живой природе.
  6. Пополнить детский фотоальбом фотографиями на тему: «Весенняя прогулка»; «Наблюдения за возрождением весны». 

Ожидаемый результат:

Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в ДОУ.

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность.

У детей воспитана любовь и интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.

Интерес родителей к вопросам экологического воспитания.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата

Подготовительный этап:

  • Постановка цели.
  • Определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы по теме.
  • Консультации для педагогов ДОУ: «Освоение окружающей действительности посредством развития зрительного восприятия через систему педагогической помощи ребёнку старшего дошкольного возраста».
  • Планирование деятельности по образовательным областям. Приложение.
  • Взаимодействие с родителями группы.

Основной этап:

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Организационный

Вжиться в игровую ситуацию. Разучивают игры, стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы.

Раскрывает проблему. Выявление проблемы через игровую ситуацию. Определяет цель, намечает задачи, для реализации поставленной цели.

Дают положительный отклик на существенную проблему.

Планирование деятельности

В экспериментальной и продуктивной деятельности, ищут новые знания об изучаемом проекте, делятся ими со своими товарищами.

Изготавливает пособия для проекта (игры, проводит беседы, читает книги, проводит эксперименты, наблюдения, тематические экскурсии). Проводит обучения через различные игры (дидактические, подвижные, пальчиковые). Проводит продуктивную деятельность, продумывает практическую, экспериментальную деятельность.

Индивидуальные занятия об изучаемом проекте. Изготовление костюмов к театрализованному представлению: « Доживем до весны».

Ожидаемый результат

Дети свободно оперируют полученными знаниями. Применяют их в повседневной жизни. Умеют объяснять результаты наблюдений опытов, некоторых явлений, исходя из приобретенных знаний, умений, опыта. Участие в открытом занятии. Применение полученных знаний.

Применят сформированный материал по теме в дальнейшей работе. Открытое занятие.

Альбомы «Весна в жизни животных и птиц», «Весна в природе», «Весна в жизни людей».

Книжки-малышки: «Перелетные птицы весной».

Оформить выставку по теме. Сделать книжки-малышки по теме: «Перелетные птицы весной».

Заключительный этап:

Цель: подведение итогов, оценка результатов реализации проекта, обобщение и распространение педагогического опыта.

Мероприятия:

  • Презентация результатов проекта в форме игры – занятия «Поле чудес» по теме: «Знатоки природы» (Приложение);
  • Обобщение и распространение материалов проекта для родителей и коллег;
  • Анализ возможных негативных последствий и способы их коррекции;
  • Определение перспектив работы в данном направлении далее.

Заключение

Обучая ребёнка воспринимать явления живой и неживой природы (растения, животные, минералы, погода, рельеф, времена года) в условиях развития и изменения их свойств в разных состояниях. Развитие восприятия осуществляется через освоение понятий в беседе и иллюстрациях, раскрывающих эти явления, наблюдения, реальные воздействия на них, сбор коллекций и гербариев, творческую деятельность, просмотр фильмов. Перечисленные виды активной деятельности способствуют всестороннему восприятию явлений, это влияет на формирование целостного динамичного образа природы и вооружает приёмами её восприятия. Главное внимание при организации любой из этих видов деятельности следует уделить выделению воспринимаемых явлениях из окружающей среды, обнаружению их внешних признаков и скрытых свойств, то есть научению целенаправленному наблюдению. Общение с природой сопровождается эмоциональными переживаниями, которые могут выражаться в словесных описаниях своих переживаний или в художественном описании воспринимаемых явлений (рисование, лепка, поделки из природного материала), в двигательной активности, в полезном труде, в познавательной активности.

Знакомство с природой расширяет кругозор ребёнка об окружающем мире и способствует развитию его личности, эмоциональной, нравственной и эстетической сферы, стимулирует трудовую и физическую активность. Процесс восприятия природных явлений затрагивает всю личность в целом, включает её в активное взаимодействие и развивает все стороны личности ребёнка.

Класс воспринимаемых явлений очень обширный и разнообразный, поэтому при восприятии надо опираться на навыки, полученные при восприятии других явлений.

При восприятии природы особое значение имеет познавательная сфера ребёнка, которая активно начинает развиваться, опираясь на мышление и речь.

В данном проекте была освоена деятельность вместе с детьми для восприятия природы:

  • Прогулки и игры в весеннее время года
  • Экскурсии для целенаправленных наблюдений
  • Уход за растениями в групповой комнате и на участке
  • Наблюдение за природой весной в разных видах деятельности (опыты эксперименты, беседы, рассказы, чтение худ. литературы и т.д.)
  • Настольные игры и викторина
  • Творческая деятельность (пение, слушание музыки, чтение стихов о природе, инсценировки, художественная деятельность).

Таким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития восприятия, поэтому необходимо целенаправленно развивать восприятие дошкольников через все виды деятельности. Все виды деятельности данного проекта «Вестники весны» являются для освоения окружающей действительности посредством развития восприятия у старших дошкольников.

В приложении проекта представлены игры на развитие зрительного восприятия, которые можно использовать в ходе проекта, как дополнительный коррекционный материал в логопедической группе.

Используемая литература:

  1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
  2. В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
  3. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
  4. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
  7. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. -- М., 1981
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
  9. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  10. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961
  11. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
  12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

Приложение

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.

Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.

Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе. Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Тест "Назови предметы"

Тест «Назови предметы» для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество баллов

Затраченное время (сек)

Вывод об уровне развития восприятия

10

менее 20

Очень высокий

8-9

21-30

Высокий

6-7

31-40

Средний* (верхняя граница нормы)

4-5

41-50

Средний (нижняя граница номы)

2-3

51-60

Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.

Тест "Что забыл художник"

Тест «Что забыл художник» для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Дидактические игры и упражнения

«Медведь и пчёлы»

Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели

ж-ж-ж, 

Дружно песенку запели –

 ж-ж-ж: 

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,   

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                          

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                                                             

«Пчёлки и ласточка» Задачи: закреплять умение проговаривать звук   -з-  в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Дидактическое упражнение на внимание «Найди ошибку художника»

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

Подвижная игра  «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, 
ловкость.

Подвижная  игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки ..

Подвижная игра  «День и ночь»

Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела. 

А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и 

Как фонарики глаза. подносят к глазам

Пожужжали, полетали, - машут мадошками.

От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей, 

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок». Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы». Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку».А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Дидактическая игра «Собери цветок»  Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Ход:

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.


Планирование деятельности по образовательным областям

(март, апрель, май)

Образователь-

ные области/

методы и формы работы

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие

Повторить правила безопасного поведения в природе, на улице. Учить устанавливать связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями.

Беседа: Какие опасности таятся на улице весной:

«Правила безопасности в подвижных играх»

«Правила безопасного поведения на прогулке»

 «Поведение на воде, на солнце»

 «Съедобные и не съедобные грибы, ягоды, травы»

«Как вести себя в природе» Цель: Дать детям знания о культуре поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих

Игровые и практические проблемные ситуации, таким образом инициировать проявление умений и навыков безопасного поведения.

Беседы:

- «Весна - красна!»

- «Кто больше радуется весне?»

- «Первоцветы»

- «О чем поют весенние птицы?»

Логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек?»

Игра – диалог «Бабочка и муравей» (Приложение)

Игра – диалог «Воробей и снегирь» (Приложение)

Организовать уголок: «Безопасные ситуации, и полезные советы» «Как правильно вести себя на прогулке, улице». «Безопасность на доге».

Предложить родителям принять участие в экскурсии в парк

Игровая деятельность

Сюжетно ролевая игра: «Дом» Цель: пробуждать к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых процессов взрослых. Способствовать стремлению объединять в одном сюжете бытовые, литературные события.

Театральные игры: «Веселый хоровод» по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка».

Игра – имитация: «Звери и птицы встречают весну».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал»

Дидактическая игра «Собери цветок»  Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Игровые упражнения и задания на формирование зрительного восприятия (Приложение)

Изготовление атрибутов к играм.

Участие в конкурсе поделок из различного бросового материала, бумаги.

Трудовая деятельность

Организация проращивания семян гороха, бобов, огурцов, помидоров, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт

Труд в природе: Выкопать и разрыхлить клумбы. «Посадка рассады цветов на клумбы» Цель: Воспитывать желание помогать взрослым

Огород на окне: Провести посадку рассады цветов.

Д.И. «Посади грядку» Цель: учить воспроизводить с помощью символов значков порядок трудового процесса при посадке. Сюжетно ролевая игра «Дача» Цель: учить отражать в игре лицо взрослых, включать реальные трудовые процессы. Рассматривание инструментов при помощи, которых люди делают на огороде грядки, сажают рассаду.

«Чтобы цветы цвели» Цель: Учить детей ухаживать за цветами ценить и создавать красоту.

«Вода нужна всем» Цель: Показать детям значение воды для всего живого. Воспитывать желание принимать участие в уходе за цветами

Изготовление атрибутов к игре «Дача».

Оформить мини огород и клумбу, для проведение трудовых процессов, наблюдений.

Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на участке, на окне

Познавательное развитие

Обогатить представления об окружающем мире, заучивание стихов народных примет, потешек поговорок о весне.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить умение наблюдать;

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Целевая экскурсия, экскурсия в весенний парк. «Путешествие в весенний парк» Цель: Формировать представление детей о весенних изменениях в природе

Наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа.

Наблюдение за погодой во время прогулки. Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

Экскурсия по экологической тропе. Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.) .

Беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:

Каким бывает снег весной?

Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?

Как вы думаете, куда потом девается вода?

Как изменилась жизнь животных?

Какие птицы возвращаются к нам весной?

Что они будут делать? и т. д.

Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие красоту, многообразия природы весной.

Знакомство с фотографиями и видеоматериалом о жизни животных и растений в весенний период времени, в естественной природной среде.

Дидактические игры:

- «Подбери слово»

- «Кто, где живет?»

- «Назови растения»

- «Угадай животное»

- «Чей листок?»

- «Где растет?»

- «Путаница»

- «Кто, где живет»

- «Узнать по следу»

Просмотр фото-сюжетов о весне

Дидактические игры

-«Когда это бывает»

-«Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года)

«Сравнение одуванчика и тюльпана»

Цель: Учить детей различать и называть первоцветы. Закреплять умение правильно называть основные части растения

Д.И. «Сделай сам» Цель: развивать восприятие формы, цвета, анализировать расположение предметов в пространстве (Приложение)

Д.И. «Почини одеяло» Цель: развивать зрительное восприятие разных по конфигурации фигур. (Приложение)

Создать вместе с детьми книжку самоделку о времени года весна. Оформление выставки в книжном уголке.

Предложить найти картинки иллюстрации фотографии о весенней природе, или нарисовать.

Совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.

Проконсультировать родителей на тему «Весенние наблюдения!» через папку-передвижку.

Исследовательская деятельность

- посадка лука «Огород на окне»;

- посев семян цветов для рассады;

- наблюдение за ветками деревьев;

- эксперименты с водой;

Игра экспериментирование с водой. «Испытание кораблей».

Прогулки, наблюдения за сезонными изменениями в живой и не живой природе в весенний период. Выделение основных признаков весны.

Оборудование для опытов и экспериментов

Оборудование в уголке природы

Изготовление корабликов для игры «Испытание кораблей»

Конструктивная деятельность

Конструирование из бумаги «Скворцы прилетели»;

Изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнёзда».

Игры забавы «Лабиринты» на развитие зрительного восприятия (Приложение)

Игры забавы «Лабиринты» на развитие зрительного восприятия (Приложение)

Выставка работ

Формирование элементарных математических представлений

- составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.)

Дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой)

Оборудование, дидактические игры

Предложить родителям картотеку игр для игры дома на развитие зрительного восприятия

Речевое развитие

Составление повество-

вательных рассказов о времени года весна.

Придумывание сказок и загадок о весне. Учить передавать мимикой, жестами характер героев, настроение.

Обогащать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными;

Разнообразить словарный запас  за счет слов (март, апрель, май, проталины, капель, подснежник, первоцветы, почки);

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

НОД по теме «Приход весны»

Цель: развивать и закреплять знания о весне; закрепить понятия о жизни птиц в весенний период. (Приложение)

Рассматривание картин о природе

В.И. Суриков «Грачи прилетели»,

В.В.Остроухов «Ранняя весна», И.И.Левитан «Весна», «Март»

Фантазии, рассказы на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.

Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:

- Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)

Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение

Д.И.: «Цепочка слов»

Учить подбирать слова на заданный звук, выделять начальный звук и конечный.

Фантазии, сказки, мини-эссе на темы:

«Пришла весна»

«Прилет птиц»

«Как ты поступишь если увидишь как разрушают гнезда птиц»

Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,

«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;

«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)

«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)

Составление схемы о весне, придумывание знаков символов.

«Медведь и пчёлы»

Задачи: закреплять в речи произношение звука  ж;  формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста

Помочь детям составить, придумать загадки о весне, оформить в виде рисунков.

Чтение художественной литературы

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, упражнять в произношении звуков.

Заучивание стихов о весне: А. Плещеев: «Ух тает снег бегут ручьи»

А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…»

Б. Заходер: «Долго шла весна тайком»

Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка»

«Весна» А. Плещеев,

«Пройдет зима холодная» С. Дрожжин

Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».

Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого «Четыре художника».

Чтение сказок и рассказов: «Весенние радости», «Птицы», «Ручей» (Н. Сладков); «Счастливый жучок» (Г. Скребицкий); «Под кустом» (Н. Павлова).

Разгадывание загадок о весне.

Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе): объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим

Придумывание знаков, схем, символов для заучивания наизусть стихов о весне. Организовать выставку книг русских поэтов, которые писали о весне

Предложить помочь организовать выставку книг, подобрать книги по теме.

Художественно-эстетическое развитие

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.

Аппликация «Букет цветов» Цель: Учить любоваться цветами, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.

Рисование «Насекомые»,  «Цветы» Цель: Создать у детей радостное настроение. Воспитывать бережное отношение к растениям, не причинять вреда полезным насекомым.

«Весенний пейзаж», «Первые весенние цветы», «Проснувшиеся насекомые».

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите» Цель: Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал. Воспитывать любовь к природе – желание спасти листочки деревьев от вредителей»

Аппликация

«Самые красивые цветы маме» Цель: учить вырезать круги, разного размера, цвета и составлять красивую композицию.

«Бабочка» Цель: учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольника, дополнительно наклеивание узоров на крылья.

«Весенняя песня скворца», Цель: закрепить приемы вырезания глаз. Учить передавать весенний колорит.

«Весной в лесу» Цель: учить более точно передавать пейзаж, используя приемы, обрывной аппликации.

Лепка

«Птички», «Первые цветы», «Божья коровка», «Бабочка» Цели:  учить лепить по представлению, передавать характерные особенности, использовать в работе сетку. Развивать художественный вкус.

Дидактическое упражнение на внимание «Найди ошибку художника»

Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Организация выставки пейзажей о весне таких художников как:

В. Бякишев: «Голубая весна»

Л. Бородоная:

«Апрель»

В. Бялышукий

«Весенний день» и т.д.

Помочь организовать выставки художников по теме «Весна»

Оформить выставку по теме. Сделать книжки-малышки по теме: «Перелетные птицы весной».

Музыкальное развитие

Слушание П.И.Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди  «Весна»;

разучивание песен о весне.

Режиссерская игра «Изобрази животное, а ты угадай»

Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну»

Дополнить музыкальную зону музыкальными инструментами (шумовыми)

Предложить родителями изготовить вместе с детьми шумовые инструменты из бросового материала.

Физическое развитие

Эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»

Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Птички и дождик», «Кошки и мышки», «Перелет птиц». Цель: учить быстро, выполнять действия по сигналу воспитателя; развивать координацию движений.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

Подвижная игра  «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое

Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, 
ловкость.

Подвижная  игра «Горячо – холодно»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Подвижная игра  «День и ночь»
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? », с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п.

Ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.

Беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей?»

На прогулке закрепить слова и движение Физкультминутки: «Весенняя»

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Дополнить физкультурный уголок атрибутами к П/И играми.

Предложить родителям принять участие в изготовлении, масок, атрибутов к подвижным играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством дидактических игр"

В презентации представлены дидактические игры и пособия, способствующие наиболее эффективно развивать фонематическое восприятие старших дошкольников с ОНР, позволяющие разнообразить индивидуальные и п...

Опыт работы на тему: "Освоение окружающей действительности посредством развития зрительного восприятия старших дошкольников"

Муниципальное образовательное учреждение Детский сад Центр развития ребенка № 93 г. Челябинска Осолодкова Ольга Яковлевна ОПЫТ РАБОТЫ По теме: «Освоение окружающей действительности посредством развити...

Мастер-класс "Игровая деятельность, как средство развития восприятия старших дошкольников"

МАстер-класс "Игровая деятельность ,как средство развития восприятия старших дошкольников"...

Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»

Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка...

План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».

План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» для младшей группы...

Отчет по плану самообразования«Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».

Отчеь по плану самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия»....