Презентация "Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством дидактических игр"
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему

Шелудякова Ольга Викторовна

В презентации представлены дидактические игры и пособия, способствующие наиболее эффективно развивать фонематическое восприятие старших дошкольников с ОНР, позволяющие разнообразить индивидуальные и подгрупповые занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с онр посредством дидактических игр и пособий Учитель-логопед Шелудякова Ольга Викторовна МБДОУ № 26 «Колосок» комбинированного вида Ростовская обл. Октябрьский район

Слайд 2

Фонематическое восприятие – способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах Педагогу необходимо проводить нацеленную работу по формированию фонематического восприятия, ее результат будет зависеть от: Правильного выбора методических приемов, способных привлечь и удержать внимание, заинтересовать ребенка, постепенно создавать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности; Педагог должен помнить о возрастных особенностях детей: основной вид деятельности ребенка 5–6 лет – игра, поэтому целесообразно применение дидактической игры, как формы обучающего воздействия на ребенка . Дидактические игры и пособия, представленные в презентации, в течение ряда лет успешно применяются в работе по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР. Они многофункциональны, их использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Используются для индивидуальной работы и для работы с подгруппой детей . Сформированное фонематическое восприятие – залог четкого звукопроизношения, основа овладения грамматическим строем языка, успешного освоения грамоты и письма

Слайд 3

Дидактическое пособие «Звуковые замки» помогает детям усвоить характеристики звуков: в синем замке живут согласные твердые звуки, в зеленом замке – согласные мягкие звуки, в красном – гласные звуки.

Слайд 4

Символы звуков: Красные кружки – гласные звуки; Синие кружки – твердые звуки; зеленые – мягкие; Кружки со звоночками – звонкие звуки, без звоночков – глухие

Слайд 5

Усвоение характеристик звуков: согласный – гласный; глухой – звонкий; твердый – мягкий

Слайд 6

Дидактическое пособие «Четверостишие» цель: выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Дидактическая задача: Логопед читает стихотворение, а дети называют звук, который слышали чаще других звуков. Затем в каждой строке отмечают оранжевым квадратом слово с заданным звуком.

Слайд 7

Раздаточный материал для определения места звука в слове «Гномик», «Бабочка », «Светофор » …

Слайд 8

«Компьютер» служит не только развитию фонематического восприятия, но и развивает умение соотносить звук с его графическим изображением - буквой, учит ориентироваться на плоскости, формирует навыки составления слогов, развивает мелкую моторику

Слайд 9

« Звуковое лото», «Звуковое домино» цель : определение заданного звука в слове (в различных позициях) и е соотношение с обозначающей его буквой; умение подбирать картинку (слово) с заданным звуком.

Слайд 10

«Звуковое домино»

Слайд 11

Дидактическое пособие «Мозаика» Цель: выделение заданного звука в ряду слов; дифференциация звуков; формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости; знакомство с графическим изображением звука – буквой Описание пособия: Игровое поле – картонные листы (А–4) с тридцатью пятью квадратами, кружки желтого цвета. Предварительно отрабатываются понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «клетка», «строка», их порядковые номера с помощью игры «Бабочка». Логопед предлагает детям раскладывать желтые кружки, начиная с верхнего левого угла: сначала по первой строке, затем – по второй, по третьей и т. д. Ребенок выкладывает кружок в клетку, если слышит в слове заданный звук, если звука нет, кружок не кладется. Постепенно перед ребенком появляется изображение буквы, обозначающей данный звук. Подбор лексического материала зависит от того, какая задача ставится на занятии, например, дифференциация звуков Ш – С: Шапка – сумка – шуба – стол – шарф Машина – сапоги – камыш – посуда – шаль Крышка – собака – школа – каска – мишка Шутка – сутки – крыша – крыса – опушка Мышата – кошка – шило – штаны – мошка. Пособие используется как на индивидуальном, так и на подгрупповом занятии.

Слайд 13

«Логопедический куб» цель: дифференциация различных групп звуков; автоматизация звуков в словах в разной позиции; развитие слуховой и зрительной памяти; формирование умения ориентироваться на плоскости .

Слайд 14

«Ёлочка»

Слайд 15

«Домик» цель: закрепление умения производить звуковой анализ слова: определение места звука в слове (начало, середина, конец); закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»; развитие слогового анализа и синтеза; развитие слуховой и зрительной памяти

Слайд 16

«Поезд», «Слоговое лото», «МАГАЗИН» цель: развитие навыков слогового анализа (умения делить слова на слоги, воспроизводить слова разного слогового состава); развитие фонематического восприятия, связной речи, мелкой моторики, внимания, памяти, зрительного восприятия

Слайд 19

«Украсим клумбу цветами» цель: развитие умения дифференцировать звуки по их признакам: согласный – гласный; твердый – мягкий; глухой – звонкий. Дети выбирают картинку с заданным звуком в названии, прикрепляют ее на цветок и «сажают» на соответствующую клумбу

Слайд 22

«Плетем венок» цель: обучение звуковому анализу: выделение первого и последнего звука в слове; развитие мелкой моторики. Дидактическая задача: Необходимо подбирает картинку с тем звуком в начале слова, на который заканчивается предыдущее, и прикрепляет ее к цветку, цветы выкладывают на ковре или столе в круг – получается венок.

Слайд 23

« Цветик-семицветик » цель: определять наличие заданного звука и его положение в слове; учить дифференцировать звуки в словах; развивать мелкую моторику. Дидактическая задача: Ребенок выбирает картинку с заданным звуком в названии, прикрепляет ее на лепесток, помещает его в середину будущего цветика-семицветика . Когда цветок собран, сверху прикручивает крыжечку с символом звука.

Слайд 24

«Овал» цель: дифференциация ; развитие мелкой моторики. Дидактическая задача: Необходимо прикрепить к овалу с помощью прищепок картинки с одним заданным звуком; с двумя дифференцируемыми звуками – справа и слева.

Слайд 25

«Солнышко» цель: дифференциация звуков ; развитие мелкой моторики. Дидактическая задача: На магнитную доску прикрепляется солнышко с символом заданного звука, на каждый лучик - картинка с необходимым звуком в названии

Слайд 26

«Соедини лентами» цель: дифференциация звуков ; развитие мелкой моторики. Дидактическая задача: дать характеристику заданного звука в слове и соединить картинку с соответствующим кружком.

Слайд 27

«Подбери схему к слову» цель: совершенствование навыка звукового анализа слов. Дидактическая задача: Детям предлагается составить звуковую схему слова с помощью кружков-обозначений и произвести ее звуковой анализ, включая определение последовательности и количества звуков в слове

Слайд 28

«Рассыпанные звуки» цель: совершенствование навыка звукового анализа слов. Дидактическая задача: составление схемы слова из предложенных кружков-обозначений

Слайд 29

Дидактическое пособие «Составь слово по первым звукам» цель: развитие наиболее сложной формы фонематического анализа – фонематического синтеза. Дидактическая задача: составить слово по первым звукам слов-названий предметных картинок. Когда задание выполнено, логопед предлагает назвать все гласные звуки в этом слове, а также определить количество слогов.

Слайд 30

«Ребусы» цель: совершенствование навыка звукобуквенного синтеза слов

Слайд 31

«СЛОВА-ШИФРОВКИ» цель: совершенствование навыков чтения, звукового и слогового анализа слов

Слайд 32

«что получится?» Цель: учить называть буквы; учить составлять обратные и прямые слоги и слова

Слайд 34

«СЛОЖИ БУКВУ»

Слайд 35

«ПОКАЖИ ВСЕ БУКВЫ А»

Слайд 36

«ВЫБЕРИ БУКВЫ»

Слайд 37

«НАЗОВИ БУКВЫ»

Слайд 38

«БУКВА ИЗ ШНУРОЧКА»

Слайд 39

«Умная Гусеница» Цель: учить называть буквы; учить составлять слоги и слова

Слайд 40

«Составь слово по первому слогу», «Собери слоги в слова» ЦЕЛЬ: учить читать и находить недостающий слог

Слайд 43

«Составь слово из слогов»

Слайд 44

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематическо...

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»

Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка...

"Игры на развитие фонематического восприятия старших дошкольников"

Предлагаются игры с ребенком для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия....