Обучение чтению старших дошкольников посредством дидактических игр
консультация по обучению грамоте по теме

Шахова Любовь Ивановна

Обощение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида городского округа - г.Нововоронеж»

Обобщение опыта работы по теме:

«Обучение чтению старших дошкольников посредствам дидактических игр.»

                                                        Шахова Л.И. (педагог 1КК)

г.Нововоронеж

2012г.

        Я, Шахова Любовь Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с №10. Имею 1КК. Стаж работы в должности воспитателя 25 лет.

        В последнее время работаю над темой «Обучение чтению старших дошкольников посредствам дидактических игр.» Зачем учить читать детей в д/с, если по программе согласно ФГТ при выпуске из дет. учреждения ребенок должен уметь только различать понятия «звук», «слог», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, определять место звука в слове. Учить читать нужно прежде всего потому, что дети сами к тому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожем на взрослых. В детском саду можно решить эту задачу со значительно меньшими потерями для здоровья ребенка, не создавая нервных перегрузок. Не надо бояться, что читающему ребенку в школе будет не интересно. В первые месяцы адаптации в школе ему будет куда потратить свои детские силы: новый учитель, новый коллектив детей, изменившийся режим дня, формирование навыков письма и счета.

        Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: система обучения должна иметь познавательную основу; во вторых необходимо использование игровых приемов не напрягающих ребенка. Неотъемлемая часть работы - дидактические игры. Исходя из естественной логики обучения детей грамоте, звук-буква, чтение-письмо, все дидактические игры разделяются на группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Задача данных игр при обучении чтению - формирование фонематического слуха. Я начинаю обучать детей чтению (из моего опыта работы) в средней группе, используя дидактическую игру педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева. В свободной игровой форме ребенок осваивает русские склады сам собой и с легкостью «пишет указкой» по таблице нужное слово, получая при этом ещё и массу удовольствия. Дидактическая игра Н.А.Зайцева ценна тем, что в ней обязательно присутствует свободный выбор и поиск, не требует вносить её в сетку, как отдельное занятие по обучению грамоте, а использовать в любое свободное время, между режимными моментами основываясь на гибком режиме. Из игры Н.А.Зайцева я использую таблицы, так как они всегда находятся перед глазами детей, я никогда их не убираю из групповой комнаты на протяжении всей средней группы. В таблицах прослеживается четкая система, стройная компоновка букв по определенным признакам, поэтому запоминание дается значительно легче и быстрее. С кубиками, на мой взгляд, сложнее, так как они берутся ребенком хаотично и результат будет значительно отдален. Но если к кубикам появится интерес, то их можно использовать параллельно с таблицами.

        Работая по слоговым таблицам Н.А. Зайцева, я использую фонематические игры:

  1. «Волшебный кубик» Дидактическая задача: приучать детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук.
  2. «Слово на ладошке» Дидактическая задача: подбор слов на заданный звук в определенной позиции.
  3. «Добавь слог» Дидактическая задача: формировать механизм деления слов на слоги.
  4. «Живая модель» Дидактическая задача: развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Графические игры:

  1. «Поставь буквы правильно»
  2. «Полубуковка»
  3. «Какие это буквы»
  4. «Буквенный конструктор»
  5. «Разрезные буквы»
  6. «Буквенное лото» Дидактическая задача: распознать из запомнить форму букв.
  7. «Лото для детей, начинающих читать» Дидактическая задача: совершенствовать навык чтения.

Грамматические игры:

  1. «Определения» (серия «Читаем вместе») Дидактическая задача: учить детей согласованию существительных и прилагательных.
  2. «Кто где?» Дидактическая задача: учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги.

Игры, развивающие связную речь:

  1. «Магазин игрушек» Дидактическая задача: развивать диалогическую речь, совершенствовать механизм деления слов на слоги.
  2. «Угадай задуманное слово» Дидактическая задача: развивать логическое мышление и воображение, диалогическую речь.
  3. «Составление описательных рассказов по схеме» Дидактическая задача: учить составлять рассказы по картинке.

        Изучая эту тему, сделала 3 выпуска детей, приобрела определенный опыт, имею наработки, проводила консультации на педчасах, давала открытые занятия, в том числе для слушателей областных курсов повышения квалификации. Работая над этой темой, проводила диагностику. В результатах диагностики видна положительная динамика развития основных достижений дошкольников в начале обучения и в конце года. Администрация детского сада и родители довольны результатом работы, помогают в изготовлении наглядных пособий, приобретении методической литературы.  

Список используемой литературы:

  • С.В. Тихонова, В.В. Милованова «Как хорошо уметь читать» 1997 г.
  • Н.Е. Колесникова «От звука к букве» 1995 г.
  • Т.А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучанием словом» 1991 .
  • Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» 1996 г.
  • И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами» 1999 г.
  • Н.А. Максакова «Учите, играя» 1991 г.
  • В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» 1991 г.
  • Г. Юдин «Букваренок» 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....

ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для родителей с примерами игр по обучению чтению...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....

"Советы по подготовке к самостоятельному обучению чтению старших дошкольников".

В статье даны рекомендации родителям для облегчения начального этапа обучения чтению....