Главные вкладки

    Обучение чтению старших дошкольников посредством дидактических игр
    консультация по обучению грамоте по теме

    Шахова Любовь Ивановна

    Обощение опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида городского округа - г.Нововоронеж»

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Обучение чтению старших дошкольников посредствам дидактических игр.»

                                                            Шахова Л.И. (педагог 1КК)

    г.Нововоронеж

    2012г.

            Я, Шахова Любовь Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с №10. Имею 1КК. Стаж работы в должности воспитателя 25 лет.

            В последнее время работаю над темой «Обучение чтению старших дошкольников посредствам дидактических игр.» Зачем учить читать детей в д/с, если по программе согласно ФГТ при выпуске из дет. учреждения ребенок должен уметь только различать понятия «звук», «слог», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, определять место звука в слове. Учить читать нужно прежде всего потому, что дети сами к тому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожем на взрослых. В детском саду можно решить эту задачу со значительно меньшими потерями для здоровья ребенка, не создавая нервных перегрузок. Не надо бояться, что читающему ребенку в школе будет не интересно. В первые месяцы адаптации в школе ему будет куда потратить свои детские силы: новый учитель, новый коллектив детей, изменившийся режим дня, формирование навыков письма и счета.

            Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: система обучения должна иметь познавательную основу; во вторых необходимо использование игровых приемов не напрягающих ребенка. Неотъемлемая часть работы - дидактические игры. Исходя из естественной логики обучения детей грамоте, звук-буква, чтение-письмо, все дидактические игры разделяются на группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Задача данных игр при обучении чтению - формирование фонематического слуха. Я начинаю обучать детей чтению (из моего опыта работы) в средней группе, используя дидактическую игру педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева. В свободной игровой форме ребенок осваивает русские склады сам собой и с легкостью «пишет указкой» по таблице нужное слово, получая при этом ещё и массу удовольствия. Дидактическая игра Н.А.Зайцева ценна тем, что в ней обязательно присутствует свободный выбор и поиск, не требует вносить её в сетку, как отдельное занятие по обучению грамоте, а использовать в любое свободное время, между режимными моментами основываясь на гибком режиме. Из игры Н.А.Зайцева я использую таблицы, так как они всегда находятся перед глазами детей, я никогда их не убираю из групповой комнаты на протяжении всей средней группы. В таблицах прослеживается четкая система, стройная компоновка букв по определенным признакам, поэтому запоминание дается значительно легче и быстрее. С кубиками, на мой взгляд, сложнее, так как они берутся ребенком хаотично и результат будет значительно отдален. Но если к кубикам появится интерес, то их можно использовать параллельно с таблицами.

            Работая по слоговым таблицам Н.А. Зайцева, я использую фонематические игры:

    1. «Волшебный кубик» Дидактическая задача: приучать детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук.
    2. «Слово на ладошке» Дидактическая задача: подбор слов на заданный звук в определенной позиции.
    3. «Добавь слог» Дидактическая задача: формировать механизм деления слов на слоги.
    4. «Живая модель» Дидактическая задача: развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

    Графические игры:

    1. «Поставь буквы правильно»
    2. «Полубуковка»
    3. «Какие это буквы»
    4. «Буквенный конструктор»
    5. «Разрезные буквы»
    6. «Буквенное лото» Дидактическая задача: распознать из запомнить форму букв.
    7. «Лото для детей, начинающих читать» Дидактическая задача: совершенствовать навык чтения.

    Грамматические игры:

    1. «Определения» (серия «Читаем вместе») Дидактическая задача: учить детей согласованию существительных и прилагательных.
    2. «Кто где?» Дидактическая задача: учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги.

    Игры, развивающие связную речь:

    1. «Магазин игрушек» Дидактическая задача: развивать диалогическую речь, совершенствовать механизм деления слов на слоги.
    2. «Угадай задуманное слово» Дидактическая задача: развивать логическое мышление и воображение, диалогическую речь.
    3. «Составление описательных рассказов по схеме» Дидактическая задача: учить составлять рассказы по картинке.

            Изучая эту тему, сделала 3 выпуска детей, приобрела определенный опыт, имею наработки, проводила консультации на педчасах, давала открытые занятия, в том числе для слушателей областных курсов повышения квалификации. Работая над этой темой, проводила диагностику. В результатах диагностики видна положительная динамика развития основных достижений дошкольников в начале обучения и в конце года. Администрация детского сада и родители довольны результатом работы, помогают в изготовлении наглядных пособий, приобретении методической литературы.  

    Список используемой литературы:

    • С.В. Тихонова, В.В. Милованова «Как хорошо уметь читать» 1997 г.
    • Н.Е. Колесникова «От звука к букве» 1995 г.
    • Т.А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучанием словом» 1991 .
    • Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» 1996 г.
    • И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами» 1999 г.
    • Н.А. Максакова «Учите, играя» 1991 г.
    • В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» 1991 г.
    • Г. Юдин «Букваренок» 1988 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

    Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

    Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

    Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

    Направленность: « Обучения грамоте старших дошкольников посредством использования игр и игровых заданий»

    Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

    Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

    Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....

    ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    консультация для родителей с примерами игр по обучению чтению...