Главные вкладки

    Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.
    статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр.

             В настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

         Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

         Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

    Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.

           Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.

    Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.

    Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;

    2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;

    3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;

    4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;

    5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

    6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.

    1. Создание условий для речевого развития

    Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливаю игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяю иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. В совместной деятельности с детьми использую различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации.     Для успешного развития детей мною в группе создана речевая зона. Она представлена театральным и книжным уголками (фото №1, 2). В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать

    Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

    Ход игры: Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове.

    По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

    Также речевая зона представлена картотеками:

    - картотека пальчиковой гимнастики;

    - картотека физминуток;

    - картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей.

    Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я наработала, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также использую как приём на прогулках. Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её - развитие умений определять наличие звука в слове.

    Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.    

      

    Основная задача обучения грамоте в старшей группе-это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка..

    Работу по обучению детей я начала с детьми старшей группы и строила по следующей системе: 

     1.Работа над  предложением, и связной речью.

    1) Составление  описательных рассказов.

    2) работа над пересказом.

    3) Драматизация.

    4) Составление  распространенных предложений.

    5) Формирование умений строить схему предложений.

    Затем знакомимся с тем, что слова состоят из частей, количество их в слове разное, части идут друг за другом в определенном порядке. Части слова называются слогами, потому что  слово слагается из них. Дети учатся делить на слоги двух-, трехсложные слова, называют первый, второй, третий слоги.

    Основная задача обучения грамоте в старшей группе_ это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Под звуковым  анализом слова понимается:  

    !. Определение порядка следования звукам.

    2. Установление различительной роли звука.

    3. Выделение основных качественных характеристик звука.

    Для русского языка характерным является  противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких. Реально  представить слово, которое анализируется дает возможность картина-схема его звукового состава. На картине-схеме помещается рисунок, слово-название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно, так, как он звучит в слове.

    После того  как дети овладевают навыками звукового анализа простейших слов, происходит знакомство с гласными, твердыми и мягкими согласными. Затем детям показывается слогообразующая роль гласного звука.  Отмечаю, что слогов в слове всегда столько, сколько гласных звуков.

    После того как дети научатся различать Гласные, твердые и мягкие согласные звуки, знакомлю с ударением. Учимся выделять в слове  ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть  послоговое  произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

    .

    Так как основная работа по обучению детей грамоте проводилась в подготовительной группе, то я тесно сотрудничала с логопедом дошкольного учреждения и учителями начальных классов школы, и активно подключала родителей. Многие игры у детей становятся любимыми  и вместе с родителями они играют дома. Привлекаю родителей  к изготовлению игр, пособий по грамоте. Организую практикумы, мастер-классы, где рассказываю о играх: какие цели преследует игра и как изготовить, как поиграть с ребенком.

    Необычной формой работы с родителями стала традицией изготовление стенгазет:

    - «Наша группа», в которой оповещаю о событиях группы и детского сада,   высказывания детей, результаты их интервью, а также предлагаю материал для просвещения родителей: как и во что играют дети старшего дошкольного возраста; какое значение в их жизни занимает игра.

    - «Говорят дети», которая была опубликована к Дню Материю Детям было предложено поздравить своих мам и выразить им свои пожелания.

    . Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно обновляю информацию на тему

    - «Как развивать ребёнка играя»

    - Предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые начинаются на звук «а»; названия овощей, начинающиеся на звук «к». За каждое подобранное слово вручите ребенку фишку. В конце игры похвалите ребенка, вручите приз.

    - Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы». Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с». (снеговик, санки, снег и т. д.)

    - Игра «Будь внимательным»

    Предложить ребенку вспомнить названия перелетных птиц, которые начинаются с гласных звуков; названия птиц, которые начинаются со звука «в» и другие.

     Приобщение родителей к подбору картинок, игрушек для игр. Чтобы детям хотелось играть в игры, которые я изготовляю с родителями, должны быть красочно оформлены, иметь эстетический вид.

    Для того чтобы определить эффективность проделанной работы по обучению грамоте старших дошкольников провела диагностическую работу. В начале учебного года выявила стартовые условия для дальнейшего освоения языка детьми и определила задачи по развитию речи дошкольников. В конце учебного года итоговая диагностика проводилась с целью контроля за решением поставленных задач.

    Для проведения диагностики по обучению старших дошкольников грамоте использовала диагностическую тетрадь «Путешествие по стране Правильной речи» под редакцией авторов: О. Н. Сомковой, З. В. Бадаковой, И. В. Яблоновской.

    Диагностика проводилась с детьми подготовительной группы в форме игры. Кроме того проводила наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности и выявляла как ребенок владеет речевыми и коммуникационными умениями, инициативность ребенка в общении.

    Особую сложность для детей вызывали задания на постановку ударения и выделение ударного слога; составление рассказа по картине. Была выявлена группа детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.

    Отмечена положительная динамика по данному направлению.

    Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

    Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)

    Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звукову...

    опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

    Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

    конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

    Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

    Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

    Календарно-тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте. Старшая группа

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  СТАРШАЯ ГРУППА Литература: «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ...

    Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....