конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников «Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чижова Ирина Ивановна

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

«Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чижова Ирина Ивановна, МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка», воспитатель, первая квалификационная категория,

конспект НОД по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

«Приключение Муравьишки» (тема «Насекомые»).

Цель НОД: обобщение  представлений детей о предложении, слове, слоге, о гласных и согласных, твердых и мягких звуках.

Задачи:

обучающие

- упражнять детей в чистом звукопроизношении в процессе речевого общения;

- обогащать активный словарь детей;

- упражнять в составлении  простых  предложений без союзов и предлогов по картинкам, определении количества слов  и  их последовательности;

- упражнять в различении на слух твёрдых и мягких согласных, составлении слов из слогов, в выделении ударного слога, ударного звука, определении места звука в слове;

развивающие

- развивать устную речь детей как средство общения и культуры;

- развивать мыслительную деятельность и эмоционально-личностные особенности поведения ребенка;

- развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух;

- развивать творческое воображение;

воспитательные

- формировать интерес к природе, бережное отношение к ней;

- овладевать основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;

- воспитывать доброту, желание поддержать и оказать помощь другому в трудной ситуации.

Цели ребенка на этом занятии:

- осознать проблему, откликнуться на просьбу Муравьишки о помощи, понять картинки, услышать задание, осознать услышанное, размышлять, сформулировать ответы, высказывать самостоятельные выводы, взаимодействовать с детьми, проверить правильность выполнения задания друг у друга, принять помощь от товарища, если что-то не получилось, испытывать чувство удовлетворенности от выполненной работы.

Используемые технологии: игровые, РТВ-ТРИЗ, оздоровительные.

Предметно-развивающая среда: поезд и вагончики  (12-14 шт.); картинки «Муравьи и муравейник», «Паук и паутина», «Лесная избушка»;  мелкие картинки из зоологического лото по количеству детей; картинки насекомых; муляжи муравья, паука; паутина, сплетенная из нитей.

Предшествующая работа: беседа о весне, заучивание скороговорок с движениями, чтение сказки В. Бианки «Приключение Муравьишки», наблюдение в природе «Заметь необычное».

Содержание НОД

1. Организационный момент. 

А) Дети стоят в кругу. Игра со скороговорками в движении.

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

- За жужелицей уж бежал, а жук от ужаса дрожал.

- Жутко жуку жить на суку.

- Бабушка Любочке вышивает бабочек на юбочке.

- Что общего вы заметили в скороговорках? О ком сегодня все наши  скороговорки?

- Почему насекомых становится все больше?  (Весна, потеплело, насекомые активно просыпаются). - Что необычного вы заметили на прогулке, связанное с насекомыми? - Я заметила, как муравей ползёт по сосне вверх, как вы думаете, зачем? Муравьи-древоточцы - источником углевода для этого вида является древесная смола, которая выделяется в местах повреждений коры [2].

Б) Дидактическая игра на развитие творческого воображения «Цепочка слов» [3, 5].

Цель: обогащение словаря, установление ассоциативных связей.

Воспитатель предлагает составить длинный поезд из слов - каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны  быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно «тянуть» за собой следующее.

Воспитатель: Весна - какая?  (Ставит вагончик – весна).

Дети: красивая, зеленая, теплая (ставят три вагончика).

Воспитатель: А что ещё бывает теплым?

Дети: солнышко, рука, батарея (за каждое слово ставят вагончики).

Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А батарея какая?

Дети: железная,  тяжёлая…

Воспитатель: Что ещё бывает тяжелым? И т.д., пока не кончатся вагончики.

Вот какой длинный поезд у нас получился. Можно отправляться в путь дорогу. А знаете куда?

Помните нашего героя  Муравьишку из сказки? Что с ним произошло?  Наш Муравьишка опять попал в беду. Вы знаете, кто является грозными врагами этих насекомых?  Ежи, медведи, лягушки, рыбы и даже пауки, которые везде расставляют свои ловушки – паутины. Все они любят полакомиться муравьями. Вот в такую паутину и угодил Муравьишка, а паук его стережёт и не выпускает. Рассказал он о свое беде свиристели. Птица прилетела и принесла это известие. А чтобы спасти Муравьишку, надо выполнить задания  Паука. Ну что, будем спасать нашего друга? Наш поезд может доставить нас до леса. «Вагончики», цепляйтесь друг за руга и в путь-дорогу. «Поезд» движется под музыку, по окончанию музыки останавливается.

2. Основная часть.

 Поезд останавливается на опушке леса.  Куда же двигаться дальше? Может быть, мы узнаем это из заданий?

Задание 1. Составьте простые  предложения без союзов и предлогов по картинкам, укажите количество и последовательность слов.

1 картинка «Муравьи и муравейник». Составить предложение из 3-х слов и указать их количество и последовательность.

2 картинка «Паук и паутина». Составить предложение из 4-х слов и указать их количество и последовательность.

3 картинка «Лесная избушка».  Составить предложение из 2-х слов и указать их количество и последовательность.

Картинки лежат на трёх  столах. Дети делятся на группы и выполняют задание.  

Воспитатель с помощью детей выделяет три ключевых слова из картинок: муравейник, паутина, избушка. И обозначают цель: надо искать избушку на курьих ножках. Идут дальше.

Маршрут: пройти по мостику, пробраться под низкими  ветками деревьев (обруч).

Задание 2.  Различение на слух твёрдых и мягких согласных.

На столе лежат картинки из зоологического лото. Надо взять одну картинку, произнести негромко слово, определить наличие в слове твердого или мягкого согласного. Дети, у кого в слове есть мягкий согласный звук,  садятся на стульчики с правой стороны, твердый согласный звук - с левой. Спросить несколько детей. Затем предложить проверить правильность выбора друг у друга.

Задание 3. Составление слова из слогов (устно).

Картинки: му-ра-вей, па-ук, стре-ко-за. Воспитатель показывает поочерёдно картинки, дети делят слова на слоги, называют слог и его количественное место в слове, составляют слова из заданных слогов. Например, му-ра-вей, в слове три слога. 1-ый слог му-, 2-ой слог –ра, 3-ий слог –вей. Составьте, пожалуйста, слова с 1-ым слогом му-: -зыка, -рка, -рлыка, -ха, -ка…

Па-ук. Составьте, пожалуйста, слова с 1-ым слогом па-: -па, -льто, -лец….

Стре-ко-за. Составьте, пожалуйста, слова со 2-ым слогом -ко-: -за, -ни,-рова, -зёл…

Остановка поляна.

Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимите плечики,

Прыгайте, кузнечики!

 Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп! Сели! Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать очень нам легко.

(Повторить 2 раза.)

Продолжение маршрута: прыжки на 2-х ногах друг за другом «зайки», преодоление «бревна».

Задание 4. Выделение ударного слога, ударного звука в слове.

Воспитатель показывает картинки: бабочка,  стрекоза, оса. Дети определяют ударный слог и выделяют ударный звук в слове. Воспитатель предлагает самим детям придумать слова, выделить ударный слог, назвать ударный звук.

Дальнейший маршрут. Цель: найти избушку на курьих ножках.  Перебраться через болото. Прыжки с кочки на кочку.

Дети находят в «лесу» картинку с изображением избушки (на дверце шкафа), останавливаются и присаживаются на ковёр. Избушку мы с вами нашли. Осталось выполнить последнее задание.

Задание 5. Определение места звука в слове.

«Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук [к]. Кто это был? (Комар, мотылек.) Затем насекомые со звуком [у] (муха, паук, гусеница), со звуком [с] (оса, стрекоза), со звуком [м] (муравей, еще одна муха). Вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это? (Жук.) Слово «жук» короткое, потому что в нем мало звуков. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, названия которых были длинные. (Бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек и муравей...) Оказались все они в избушке, видят - посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Муха-цокотуха хозяйничать начала, всех чаем угощать.

 -А где же наш муравей?

Дети высказывают предположения, где он может находиться.

- Но это было последнее задание паука, значит, Муравьишка находится где-то рядом. Дети находят Муравьишку за дверцей шкафа в паутине. Просят паука освободить его, так как они выполнили все задания. Паук освобождает паука. Муха-цокотуха приглашает их за стол и поит чаем. Напились чаю, истории друг другу рассказывать стали. А потом домой расползлись» [1, 38].

3. Итог занятия (рефлексия). А нам с вами пора возвращаться в детский сад: «Повертись, покружись на опушке леса окажись». Садитесь в наш «поезд», возвращаемся  в детский сад. «Поезд» движется под музыку, затем останавливается.

- Понравилось вам спасать   Муравьишку?

- Какое задание для вас было самым сложным?

-  С каким заданием вы справились легко?

- Как вы думаете, нужно ли совершать добрые дела? Почему?

Список литературы

1. Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2009 г. - 335 с.

2. Источник: https://rusfermer.net/ogorod/vrediteli/muravi/pitanie_v_prirode.html

3. СтраунингА.М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения  по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». - Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1993г. - 27 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Игра «ЗАМЕТЬ НЕОБЫЧНОЕ»

Цель:    учить детей смотреть на разные предметы с разных позиций, видеть новое в старом; находить альтернативу; развивать внимание.

Условия проведения игры: на улице, наблюдая за окружающим.

Инструкция:  предложить детям внимательно наблюдать за окружающим, и если кто-то увидит что-то не совсем обычное, то сразу сказать об этом. Не совсем обычной может быть коляска с близнецами (обычная коляска – с одним ребенком). Необычным может быть автомобиль новой модели, птица, которую раньше не видел ребенок и т.д.

Паук начинает процесс плетения сети-ловушки.

C:\Users\User\Documents\%D0%A7%D0%B8%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%98.%D0%98\%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BA %D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%91%D1%82 %D0%BF%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%83.webp

C:\Users\User\Documents\Чижова И.И\Муравейник.jpg       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...

Выступление на тему: « Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

Выступление на тему:« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»...