конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шпигарева Ольга Николаевна

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия "В поиске букв"29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной  образовательной деятельности по развитию речи  «В поиске букв» для старших дошкольников группы компенсирующей направленности (амблиопия, косоглазие) с общим недоразвитием речи.

Образовательные области: познание, развитие речи, социально-коммуникативная, физическое развитие.

Группа компенсирующей направленности: подготовительная  «Колокольчики»

Контингент: дети старшего дошкольного возраста

Темы : Осень. Деревья. Перелётные водоплавающие птицы.

Тип: обобщение, систематизация и автоматизация приобретённых знаний, умений и навыков

Форма: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий

Технологии: игровая, здоровьесберегающая (различные виды гимнастик: зрительная, дыхательная, общеукрепляющая, артикуляционная; элементы самомассажа); ИКТ (презентация); технология сотрудничества

Продолжительность: 30 – 35  минут

Автор: учитель-логопед высшей категории Шпигарева Ольга Николаевна

Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга, gdoudc2@mail.ru

Оборудование: композиция «Осеннее озеро»; наборы  картинок - листья, птицы, набор картинок на звуки р, рь, л, ль ; игрушки : лягушка; птички, клетки, деревья, индивидуальные комодики с  раздаточным материалом; экраны; коробочки с камешками; дорожки; таблицы букв; перья;

Мультимедийное обеспечение: презентация «Лес»,  «Водоплавающие птицы»; компьютер, экран

Цель:  развитие и  коррекция речи старших дошкольников, подготовка детей к обучению грамоте, профилактика нарушений чтения и письма в процессе совместной игровой деятельности.

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Осень. Деревья», «Перелётные птицы», «Водоплавающие птицы» с помощью подвижных и дидактических игр;

-  обобщать и уточнять знания детей о перелётных водоплавающих птицах; об их особенностях; 

- совершенствовать грамматический строй речи  ( употребление  существительных  в различных  падежах; образование и употребление относительных прилагательных; образование  и употребление  глаголов, образованных  с помощью приставок; употребление в речи предлогов; согласование существительных с числительными);

- формировать  буквенный  гнозис (узнавание,  поиск букв, собирание букв из частей, чтение слогов, слов, предложений  с пройденными буквами);

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза  слов;

- автоматизировать  и дифференцировать звуки [  р ], [ р '], [ л ], [ л '] в играх и упражнениях;

- совершенствовать  координацию речи с движением,  темп и ритм речи;

Коррекционно - развивающие задачи:

- развивать общеречевые навыки: чёткость дикции, правильного звукопроизношения; правильного голосоведения;

-  развивать связную речь ;

- развивать познавательные способности, воображение, словотворчество;

- совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объём кратковременной памяти;

- развивать физиологическое и речевое дыхание;

 - развивать координацию движений в игре; общую, мелкую моторику ;

- закреплять навыки ориентировки в пространстве с помощью предметно-практической деятельности;

Коррекционно - воспитательные задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; умение видеть и понимать красоту природы;

- формировать любовь и бережное отношение к природе; экологическую культуру;

- формировать умение  доводить начатое дело до конца;

- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе;

- создавать детям положительно эмоциональный настрой.

  1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. ……..

Будем с вами в круг вставать, чтобы вместе поиграть.

Вы, ребята не зевайте на вопросы отвечайте.

 Какое  сегодня число? А какой день недели? А какой месяц? А какое время года сейчас? А какие признаки осени вы знаете ?

Ответы детей.

Беседа «Признаки осени»

Логопед: Какой ветер осенью?

Ответы детей.

Логопед: А вы хотите поиграть с ветерочками?

Дети выполняют дыхательные упражнения «Ветерок»

Раздаётся звонок, на экране появляется Лягушка.

Лягушка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?

Живу одна я у воды, ква-ква

Букашек ем и мошек, ква-ква

И от меня вам нет беды,

  Как нет беды от кошек.

Баба Яга стала школу посещать,

Хочет она научится читать.

Вот у нас в азбуке буквы стали пропадать….

Как без букв читать слова?

В гости к нам вы приходите,

Помогите - наши буковки верните…

Логопед: Ребята, мы сможем помочь лягушке?

Ответы детей.

Логопед: Прежде, чем отправится , нам необходимо вспомнить правила поведения на берегу лесного озера.

Беседа «Безопасное поведение на берегу озера»  (обсуждаем какую одежду необходимо одеть, что с собой взять , как себя вести….)

  1. Основная часть

Логопед: Ребята, а на чём мы сможем отправится в путешествие?

Ответы детей.

Логопед: Хорошо. Занимайте  места в микроавтобусе. Что бы путь преодолеть – надо двигатель прогреть….

Дети выполняют артикуляционную гимнастику с элементами самомассажа лица.

Логопед: Ребята, отправляемся.

Игра «Ехали, мы ехали…»

Ехали, мы ехали к горке ….подъехали.

На горку …въехали, по горке ….проехали, с горки съехали…

И дальше …поехали (дрррррр)

Ехали, мы ехали к мосту …подъехали.

На мост …въехали, по мосту …проехали, с моста …съехали…

И дальше поехали…(дрррр)

Ехали, мы ехали к оврагу …подъехали.

Овраг….объехали…

И дальше поехали…(дрррр).

Вот мы и приехали.

Лягушка: Добрый день, мои друзья. Вот и я! А вот и азбука моя!

Букв в ней только не хватает,

Баба Яга буквы у птичек спрятала.

С птицами вы поиграйте, буквы смело собирайте.

Ква – ква – ква……

А сначала нам необходимо проложить маршрут, выложить дорожку к озеру.

Дети повторяют за логопедом пары слогов с сонорными звуками  [  р ], [ р '], [ л ], [ л '] и выкладывают камешками и листочками дорожку одновременно двумя руками.

Логопед: Вот и готова наша дорожка. Оправляемся в поход.

Дидактическая  игра «Листочки»

Вместе дружно мы пойдём , буквы мы все соберём!

Ветер по лесу гулял и листочки разбросал.

По дорожке мы пойдём и листочки соберём.

Листья березы – какие? – берёзовые.

Листья рябины – какие? – рябиновые.

Листья каштана – какие? – каштановые.

Листики ивы – какие? – ивовые.

Листики клёна – какие? – кленовые.

Листики дуба  мы соберём с собою осенний букет принесём.

Логопед: Ребята, вы листочки соберите и слова на них прочтите.

Дети собирают листья и составляют слова из слогов (дубы, ивы, осины, липы, сосны, каштаны)

Что обозначают эти слова? Деревья.

А как вы думаете, какое дерево здесь лишнее? И почему? (сосны)

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять - пора нам и поиграть.

 Вы листок скорей возьмите, на указательный палец правой руки прикрепите.

Очки снимите и за листочком глазами следите.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Звучит курлыканье журавлей.

Лягушка: С буквами вы поиграйте , птичку и букву получайте.

Логопед: Вы на карточку взгляните,  неправильно напечатанную букву одной чертой зачеркните.

Дети выполняют задание.

Логопед: А теперь буквы, которые обозначают  гласные звуки двумя чертами зачеркните.

Дети выполняют задание.

Логопед: А какая буква у нас в правом верхнем квадрате расположена?  Какая буква  в правом нижнем  квадрате расположена? А какая буква у нас в левом верхнем квадрате расположена?  Какая буква  в левом  нижнем  квадрате расположена?

Ответы детей.

Логопед. Ребята, а вот и буква появилась. Название какой птички начинается на букву Ж? (журавли)  Давайте, её в азбуку вернём. ( Ж )

Ой, а что это у нас под листочками спрятано?

Ответы детей.

Логопед. Ребята, а давайте поиграем  с волшебными птичками .

Игры  «Покажи , где  птичка?» ;  «Назови, что делает птичка?»

 Сначала логопед показывает карточки с предлогами и дети размещают игрушку - птичку в клетке, на клетке, за клеткой…

Затем логопед с помощью игрушки-птицы изображает действие , а дети называют его.

Логопед. Итак, птицы могут: летать, влетать, улетать, вылетать, облетать, залетать, перелетать, подлетать... Вот видите, ребята, как, совсем немного изменив слово «летать», мы получили столько новых слов и узнали о разнообразных возможностях птиц. Способность птиц летать позволяет им каждую осень покидать насиженные места и отправляться в тёплые края.

Лягушка: Что бы следующую птичку угадать – надо  ребус разгадать.

Дети составляют  слово – аисты.

Логопед: Вы к комодикам подойдите, звуковую схему слова аист соберите.

Дети выкладывают схему слова. Появляются аисты. Букву А возвращают в азбуку.

Лягушка: Второй ящик открываем :  буквы собираем, из букв название птички получаем.

Дети выполняют задание.

На экране появляются цапли. Букву Ц возвращают в азбуку.

Логопед:  Ребята, а лягушечка то наша спряталась. Как вы думаете , почему?

Беседа «Птицы , живущие у воды»

Лягушка: А давайте, наловим рыбки для птиц. Они подкрепятся и улетят.

Дети «ловят рыбу»  и раскладывают картинки  в разные ведёрки со звуками [  р ], [ р '], [ л ], [ л ']

Птицы улетают.

Логопед:  Посмотрите, птички улетели, а пёрышки остались. Давайте, их рассмотрим.

Беседа «Какие бывают пёрышки?»

Логопед:  На берег посмотрите – кто прилетел определите…

Раз, два, три, четыре, пять – лебеди с  нами хотят поиграть.

Игра малой подвижности  Т. В. Куликовская «Осень»

Появляется буква Л.

Логопед: Вы к комодику подойдите, в третьем ящичке картинки , схемы и слова друг к другу подберите…

Дети выполняют задание. На экране появляются  гуси и  буква  Г.

Лягушка:  Из четвёртого ящичка «карточки - слова» возьмите и предложение соберите.

Ответы детей.

На экране появляются утки и буква У.

Лягушка:  Вот спасибо, вам , друзья. Все буквы в азбуку вернули.

 Ребята, а вы знаете как называются утки, гуси и лебеди? (водоплавающие)

А вы знаете, чем они отличаются от других птичек?

Беседа «Особенности водоплавающих птиц»

 У многих взрослых птиц есть пуховые внутренние перья, которые помогают сохранять тепло. Они находятся под другими, более крепкими перьями, которые покрывают их гладким, непроницаемым слоем. Птицы вырабатывают специальный жир железами у хвоста и с помощью клюва распределяет его по перьям, так что вода стекает с них. Это помогает водоплавающим птицам держаться на воде. Наличие перепонок на лапках помогает птицам легко нырять и плавать. А добывать пропитание в воде птицам помогает широкий клюв.

Лягушка:  Ребята, спасибо вам большое за помощь. А мне пора с утками улетать…

  1. Заключительная часть

Логопед:  Ну что ж, и нам пора возвращаться в группу.  Вам понравилось наше путешествие? Гуляя, посмотрите на небо, может быть,  вы сегодня увидите, стаю уток, или клин журавлей, улетающих на юг. Пожелайте им лёгкого перелёта и возвращения весной.

А чтобы нам вернуться в группу мы тоже с вами превратимся в уточек.

Дети выполняют упражнение на согласование речи с движением

Мы уточки, мы уточки,

Руки прижаты к туловищу, ладони в стороны.

Мы топаем по улочке,

Шагают «вперевалочку» на месте.

Шагаем вперевалочку

И крякаем считалочку:

Ладошки сложены «клювиками».

Кря-кря-кря, Кря-кря-кря!

Открывают и закрывают «клювики».

Что нам реки и моря,

Волнообразные движения руками.

Раз,   два,    три,    четыре,    пять

Загибают    пальцы    по  порядку.

Нас водой не испугать.

          Разводят руки в стороны.

Список литературы:

1.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

3.Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. СПб.: Детство-пресс,2005.