Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кривобокова Лидия Викторовна

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе.  

  Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»

ЦЕЛЬ: Формирование представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’].

ЗАДАЧИ:

     Образовательные: закрепление представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’], умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости; развитие связной речи, словесного внимания; умение систематизировать слова по звуковому признаку; обогащение словарного запаса; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов.

      Развивающие: развитие фонематического восприятия: развитие грамматического строя речи развитие фонематических процессов; обогащение опыта чтения;  развитие внимания, мышления и памяти; развитие зрительного восприятия буквы; тренировка чтения по слогам; развитие тонкой моторики.

      Воспитательные: воспитание положительного отношения к занятиям;  воспитание контроля  за собственной речью; формирование навыков сотрудничества, умения слышать собеседника.

Оборудование: картинный материал: буквы З,С, домики с буквами, картинка со слогами.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Отгадывание по характеристикам, произнесение, сопоставление звуков [З]-[С], [З’]-[ С’].

- Отгадайте загадку:

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.  (Змея)

Игра «Скажи наоборот»:

ЗА -, ЗО -, ЗУ -, ЗЫ -, ЗЭ -

- Произнесите первый звук.

- Охарактеризуйте его.

-Характеристика звука З: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий квадрат с колокольчиком. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗ… (произносить длительно на плавном выдохе).

-Характеристика звука Зь: согласный, мягкий, звонкий. Комар звенит: зьзьзь…

- Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой).

- Какой буквой обозначаются звуки [з] – [з’] на письме?

 Повторение буквы З: Эта буква как змея, извивается,

                                          Потому и буквой З называется.

Показать букву З пальчиком в воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z-s.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе.  

  Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»

ЦЕЛЬ: Формирование представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’].

ЗАДАЧИ:

     Образовательные: закрепление представления о звуках [З]–[С], [З’]–[С’], умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твёрдости-мягкости; развитие связной речи, словесного внимания; умение систематизировать слова по звуковому признаку; обогащение словарного запаса; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов.

      Развивающие: развитие фонематического восприятия: развитие грамматического строя речи развитие фонематических процессов; обогащение опыта чтения;  развитие внимания, мышления и памяти; развитие зрительного восприятия буквы; тренировка чтения по слогам; развитие тонкой моторики.

      Воспитательные: воспитание положительного отношения к занятиям;  воспитание контроля  за собственной речью; формирование навыков сотрудничества, умения слышать собеседника.

Оборудование: картинный материал: буквы З,С, домики с буквами, картинка со слогами.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Отгадывание по характеристикам, произнесение, сопоставление звуков [З]-[С], [З’]-[ С’].

- Отгадайте загадку:

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.  (Змея)

Игра «Скажи наоборот»:

ЗА -, ЗО -, ЗУ -, ЗЫ -, ЗЭ -

- Произнесите первый звук.

- Охарактеризуйте его.

-Характеристика звука З: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий квадрат с колокольчиком. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗ… (произносить длительно на плавном выдохе).

-Характеристика звука Зь: согласный, мягкий, звонкий. Комар звенит: зьзьзь…

- Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой).

- Какой буквой обозначаются звуки [з] – [з’] на письме?

 Повторение буквы З: Эта буква как змея, извивается,

                                          Потому и буквой З называется.

Показать букву З пальчиком в воздухе.

- Составьте схему слова ВОЗИ.

- Превратите ВОЗИ в ВЕЗИ.

- Сколько в слове звуков, гласных, согласных, слогов?

Игра с мячом «Один – много»:

Арбузы -, насосы -, алмазы -, ананасы -, леса -,

- Произнесите последний звук в словах.

-Характеристика звука С: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой. Обозначение: синий квадрат. Папа поливает огород из шланга: ССССС…

-Характеристика звука Сь: согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий, глухой). Обозначение: зеленый квадрат.

Тонкая струя воды течет из крана: сьсьсьсьсь…

- Какой буквой обозначаются звуки [с] – [с’] на письме?

Повторение буквы С:  Купил я сушек килограмм, А в нем все сушки – пополам.

                                          Смешно смотреть на сушки, Все буквы С – подружки.

 Показ буквы С пальчиком в воздухе.                                      

- Составьте схему слова САД.

- Превратите САД в СЯДЬ.

- Сколько в слове звуков, гласных, согласных, слогов?

Д\и на выявление звуков [З]-[С] , [З’]–[С’] в словах. «Скажи со звуком…»

   Игра «Подвижные ладоши»- Если услышите звук С, то спрячьте ладошки, т. к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил:

роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

   Подбор родственных слов к слову ЗАЯЦ: У зайца дети- зайчата, зайчонок; Их маму зовут- зайчиха; Вся их семья зовется-заячья; Назови ласково зайца; Волки любят лакомиться- зайчатиной; Трусишкой называют- зайчишку.

   Игра «Скажи наоборот».  Я произношу слог или слово со звуком |c|, а вы отвечаете слогом или словом со звуком |з|.

Зуб – суп, забор – собор, Зоя – соя, забрать – собрать, зуд – суд, коза – коса,

злой – слой, залить – солить, загнуть – согнуть, казаться – касаться

Физкультминутка

Ой, дуду, дуду, дуду,   (Имитация игры на дудке)

Потерял пастух дуду. (Разведение рук в стороны)

А я дудочку нашла,( Поднять руки вверх, потянуться)

Пастушку я отдала. (Повороты туловища вправо, влево)

На-ка, милый пастушок, (Наклоны вперед с вытянутыми руками)

Ты спеши-ка на лужок. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Там Буренка стоит,

На теленочка глядит. (Руки на пояс, повороты головы вправо, влево)

А домой не идет,

Молока не несет.( Приседания)

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить. (Подскоки на месте)

      Игра «Добавь слог» СЫ-ЗЫ (водола.., анана.., моро.., подно.., парово.., арбу.., какту.., расска.., бу.., фоку.., зака.., мимо..)

      Игра «Найди лишнее слово» (санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп)

Пальчиковая гимнастика «Ракета»

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимать, разжимать ладони)

Космонавт летит в ракете. (Приставить ладони к голове.)

Сверху видит он (Приставить пальцы козырьком к глазам.

Поля,     ( Провести горизонтальные лини руками в воздухе)  

Реки,     (Выполнить плавные движения руками

Горы И моря.  ( Поднять руки вверх, затем опустить. Подвигать плавно кистями рук «волны»)

 Видит он весь шар земной, (Сомкнуть и округлить пальцы.)

 Шар земной – наш дом родной. (Развести руки в стороны.)

 Игра «Живые слова» (составление предложения со словом ЛИСА)

 Звуко-слоговой анализ слов, преобразование с помощью букв (индивидуальная работа с фишками) Сима-зима Косы-козы Лиза-лиса

 Игра «Телеграф» (деление слов на слоги)        

Рефлексия:  Вспомним, с какими звуками и буквами мы познакомились?

Какие это звуки, согласные или гласные?    Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»

Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук, слог, слово.»

Конспект занятияпо развитию речи и подготовке к обучению грамоте«Звук, слог, слово.»...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Весна-Красна» для детей подготовительной группы

Цель: активизировать развитие у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.Задачи:Образовательные: -активизировать и расширить словарный запа...