Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Речевая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для начального обучения чтению
старших дошкольников
«Цветной букварик»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет.
Срок реализации: 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_tsvetnoy_bukvarik.docx | 66.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 Золотая рыбка»
Речевая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для начального обучения чтению
старших дошкольников
«Цветной букварик»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет.
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Учитель – логопед ДОУ -
Павлова Елена Анатольевна
Ростов 2020
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………….. 3
2. Принципы организации дополнительного образования…………..8
3. Учебно-тематический план…………………………………………10
3.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения………….…..9
3.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения……………..15
4. Контрольно – измерительные материалы…………………………...21
5. Обеспечение…………………………………………………………...22
5.1. Методическое обеспечение………………………………..…22
5.2. Материально-техническое обеспечение…………………….26
5.3. Кадровое обеспечение……………………………………..…26
5.4.Организационное обеспечение…………………………….…26
6. Список литературы………………………………………………...…..28
- Пояснительная записка
Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. В этот период ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Научить ребенка читать – трудная и важная задача. Не менее важно воспитать интерес дошкольника к чтению. Для этого необходимо понимать, что в дошкольном возрасте ребята нацелены скорее на игру. Чтение же относится к учебной деятельности и требует от детей несвойственных их возрасту усилий. Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, содержит элементы игры, включает коррекционные подходы, позволяющие совместить обучение чтению с предупреждением ошибок при чтении и письме. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.
Настоящая программа предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим, не умеющим читать, сверстником.
Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка.
Актуальность программы.
Проблема нарушений чтения и письма – одна из самых актуальных для школьного обучения. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду сегодня очевидна для всех.
Особенностью данной программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме. Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом.
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по обучению детей чтению.
Возраст детей и срок реализации программы:
Данный вариант программы рассчитан на детей 5 – 7 лет, не имеющих тяжелых нарушений речи.
Срок реализации программы – 2 года.
1 год обучения (5-6 лет) – 32 часа в год.
2 год обучения (6-7 лет) - 34 часа в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет:
- 1 год обучения (5-6 лет) – не более 25 мин.
- 2 год обучения (6-7 лет) – не более 30 мин.
Занятия не дублируют ни одно из занятий ООП ДО.
Результатом реализации данной программы являются: итоговые досуги.
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:
- игры;
- упражнения;
- объяснение;
- показ;
- личный пример;
- беседы.
Цель программы: начальное обучение чтению старших дошкольников
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие;
- познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым);
- научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения;
- обучать дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению;
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и фонематическое восприятие;
- формировать конструктивный праксис;
- развивать умения звукового и слогового анализа и синтеза, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
- совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;
- активизировать высшие психические функции дошкольников: расширять объем внимания и восприятия; развивать память и логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать коммуникативные способности, умение общаться, взаимодействовать, умение доводить дело до конца;
- воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы дополнительного образования детей 5 - 7 лет «Цветной букварик» у дошкольников формируются:
- коммуникативная компетентность,
-фонематический слух и восприятие,
-точные артикуляционные уклады при произношении звуков речи,
-представления о всех буквах алфавита,
-дети овладевают навыками аналитического чтения.
Реализация программы подразумевает овладение детьми следующими компетенциями:
1. У детей сформированы представления:
- что речь бывает устная и письменная;
- что такое звук, слог, слово, предложение;
- что такое алфавит;
- в чем отличия звука и буквы;
-как образовываются гласные и согласные звуки;
2. Дети способны:
- правильно произносить все звуки родного языка,
- различать и называть слова с определенным звуком,
- определять место звука в слове (позиционный анализ),
- делить слова на слоги,
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»,
- согласовывать слова в роде, числе, падеже,
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам,
- ориентироваться на странице Букваря, тетради;
- читать слоги, слова, предложения.
3. Дети свободно взаимодействуют с коллективом сверстников, со взрослыми, обладают культурой общения, умеют излагать свои мысли, чувства, переживания.
Принципы организации дополнительного образования:
- Принцип научности: подкрепление всех коррекционных и образовательных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей детей.
- Принцип адаптивности: обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
- Принцип развития: предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности: предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип целостности содержания образования: представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- Принцип систематичности: предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- Принцип ориентировочной функции знаний: форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
- Принцип овладения культурой: обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
- Принцип обучения деятельности: главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие: предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
- Креативный принцип: в соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Процесс обучения чтению строится и на специфических принципах коррекционной педагогики:
- Принцип системности: работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности: каждое из направлений реализуется в процессе поэтапной работы. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
- Принцип повторений умений и навыков: в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала: правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий обучения. Удобный для произношения и чтения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип активного обучения: на занятиях используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, выполнение оздоровительных упражнений.
- Принцип результативности: получение положительного результата развития и коррекции речи каждого ребенка.
3.1.Учебно – тематический план и содержание 1 –го года обучения.
Ме- сяц | № | Тема занятия | Цель занятия | Навыки чтения |
Сентябрь | 1 | Знакомство: «Цветной букварик» Обложка | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников. Актуализация знаний по УМК «По дороге к азбуке». Формирование мотивации к занятиям. | Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка |
Октябрь | 1 | Звук «А» «Цветной букварик» (далее - Букварь), стр.4 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука | Знакомство дошкольников со звуком «А» |
2 | Буква «А» Букварь, стр.4 | Знакомство с буквой «А», со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Заглавная, строчная буква. | А - а | |
3 | Звук «У» Букварь, стр.5 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука | Повторение - звук «А». Знакомство со звуком «У» | |
4 | Буква «У» Букварь, стр.5 | Знакомство с буквой «У», со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Заглавная, строчная буква. | У-у | |
Ноябрь | 1 | Сочетание «АУ» Букварь, стр.6 Сочетание «УА» Букварь, стр.6 | Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | Синтез звуков А – У Чтение: Ау, Аа, Уу Синтез звуков У – А Чтение: Уа, Ау, Уа |
2 | Звук «О» Букварь, стр.7 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А, У. | |
3 | Буква «О» Букварь, стр.7 | Знакомство с буквой «О». Заглавная, строчная буква. | Ао, Уо, Оа, Оу | |
4 | Звуки «М – Мь» Букварь, стр.8 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции звуков М, Мь. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А,У,О Мягкие – твердые согласные. | |
Декабрь | 1 | Буква «М» Букварь, стр.8 | Знакомство с буквой «М», Заглавная, строчная буква. | Чтение слогов: Ам, ом, ум Ма, мо, му |
2 | Буква «М» Букварь, стр.9 | Знакомство с понятиями: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: Ам – ам! Ма – ма! Ма – ма! МА – мА! Ум! Му! Му! | |
3 | Звуки «Н - Нь» Букварь, стр.10 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции звуков Н, Нь. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А,У,О Мягкие – твердые согласные. | |
4 | Буква «Н» Букварь, стр.10 | Знакомство с буквой «Н», Заглавная, строчная буква. | Чтение слогов: Ан, он, ун На, но, ну | |
Январь | 1 | Буква «Н» Букварь, стр.11 | Понятия: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: О-на Ан-на! Он, о-на. МА-ма! На! Нон-на ум-на. |
2 | Звуки «Х - Хь» Букварь, стр.12 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции звуков Х, Хь. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А, У, О, М, Н Мягкие – твердые согласные. | |
3 | Буква «Х» Букварь, стр.12 | Знакомство с буквой «Х», Заглавная, строчная буква. | Чтение слогов: Ах, ох, ух ха, хо, ху | |
Февраль | 1 | Буква «Х» Букварь, стр.13 | Понятия: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: Ах, у-ха! МА-ма, Хо-ма. Ох-ох! Му-ха! Ха-ха-ха! У-хо! |
2 | Звуки «П - Пь» Букварь, стр.14 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции звуков П, Пь. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А,У,О, М, Н, Х Мягкие – твердые согласные. | |
3 | Буква «П» Букварь, стр.14 | Знакомство с буквой «П», Заглавная, строчная буква. | Чтение слогов: Ап, оп, уп па, по, пу | |
4 | Буква «П» Букварь, стр.14 -15 | Понятия: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: У пу-ха па-на-ма. У па-хо-мА пом-пон. Па-па, на па-па-ху! Ох! Хо-ма о-пух! | |
Март | 1 | Звук «Ы», буква Ы Букварь, стр.16 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой «Ы». Заглавная, строчная буква. | Повторение: А, У, О, М, Н, П,Х Чтение слогов: ым, ын, ых, ып Мы, ны, хы, пы |
2 | Буква «Ы» Букварь, стр.17 | Понятия: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: У мА-мы Ан-на. У па-пы Нон-на. Мы ум-ны. | |
3 | Звуки «Т - Ть» Букварь, стр.18 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А, У, О, Ы, М, Н, П,Х | |
4 | Буква «Т» Букварь, стр.18 | Знакомство с буквой «Т». Заглавная, строчная буква. | Чтение слогов: ат, от, ут, ыт Та, то, ту, ты | |
Апрель | 1 | Буква «Т» Букварь, стр.19 | Понятия: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: У На-ты то-мат. Тут по-топ! У то-ма о-хо-та на пта-ху. |
2 | Звуки «К - Кь» Букварь, стр.20 | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Повторение: А, У, О, Ы, М, Н, П,Х, Т | |
3 | Буква «К» Букварь, стр.20 | Знакомство с буквой «К». Заглавная, строчная буква. | Чтение слогов: ак, ок, ук, ык КА, ко, ку, кы Слов: мак, так, как, кап и др. | |
4 | Буква «К» Букварь, стр.21 | Понятия: «Слово», «Предложение» | Чтение слов и предложений: Тут ток! КА-ток на-мок! Ты как? | |
Май | 1 | Звуки и буквы К – Х Букварь, стр.22 | Научить детей различению звуков К – Х, закрепить представления о буквах К, Х | |
2 | Звук и буква «Э» | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Э | Пройденные буквы: А, У, О,Ы, М, Н, П, Т, Х Чтение: букварь, стр. 23-24 | |
3 | Звуки «Ф – ФЬ». Буква Ф | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Знакомство со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Ф | Букварь, стр. 25 - 26 | |
4 | Обобщение Игровой досуг на тему «Удивительное путешествие в страну Букварию » | Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | Чтение слов и коротких фраз с пройденными буквами. | |
Всего занятий | 32 |
3.2.Учебно-тематический план и содержание 2 – го года обучения
Ме сяц | № | Тема занятия | Цель занятия | Навыки чтения |
Сентябрь | 1 | Звук «И». Буква И. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой И. | Букварь, стр. 27 - 28 |
2 | Звуки и буквы «И – Ы» | Дифференциация звуков и букв И - Ы | ||
Октябрь | 1 | Звук и буква Й | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой И. | Букварь, стр. 30-31 |
2 | Звуки и буквы И - Й | Дифференциация звуков и букв И – Й | Букварь, стр.32 | |
3 | Буква Я | Йотированные гласные. Знакомство с буквой Я Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Букварь, стр.33 | |
4 | Буквы А - Я | Дифференциация букв А - Я | Букварь, стр.34 -35 | |
Ноябрь | 1 | Буква Ю | Йотированные звуки. Знакомство с буквой Ю Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Букварь, стр.36 -37 |
2 | Буквы У - Ю | Дифференциация букв У - Ю | Букварь, стр.37 -38 | |
3 | Звуки «Л - ЛЬ». Буква Л. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Л. | Букварь, стр. 39 - 43 | |
4 | Буква Ь | Знакомство с буквой. Чтение слов и предложений с пройденными буквами | Букварь, стр.44 - 45 | |
Декабрь | 1 | Буква Е | Йотированные звуки. Знакомство с буквой Е. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Букварь, стр.46-48 |
2 | Буква Ё | Йотированные звуки. Знакомство с буквой Ё. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. | Букварь, стр.50 -51 | |
3 | Буквы О-Ё | Дифференциация букв О - Ё | Букварь, стр.52 | |
4 | Звуки «В- ВЬ». Буква В. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой В. | Букварь, стр.54 – 56 Различение В – Ф: букварь, стр. 57 | |
Январь | 1 | Звук «Ч». Буква Ч. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Ч. | Букварь, стр.58 – 60 Различение Ч – Ть: букварь, стр. 61 |
2 | Звук «Щ». Буква Щ. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Щ. | Букварь, стр.62 - 63 | |
3 | Звуки и буквы Щ – Ч. | Дифференциация шипящих звуков и букв | Букварь, стр. 64 | |
Февраль | 1 | Звуки «Б- БЬ». Буква Б. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Б. | Букварь, стр.65 – 67 Различение Б-П: букварь, стр.68 |
2 | Звуки «Д- ДЬ». Буква Д. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Д. | Букварь, стр.69 – 71 Различение Д - Т: букварь, стр.72 | |
3 | Звуки «С- СЬ». Буква С. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой С. | Букварь, стр.74 – 77 | |
4 | Звук «Ц». Буква Ц. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Ц. | Букварь, стр.78 – 79 | |
Март | 1 | Различение Ц – С Ц - Ч | Чтение | Букварь, стр. 80 - 81 |
2 | Звуки «Г- ГЬ». Буква Г. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Г. | Букварь, стр.82 – 84 Различение Г – К: букварь, стр.85 | |
3 | Звуки «З- ЗЬ». Буква З. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой З. | Букварь, стр.86 – 88 | |
4 | Различение З – С: | Чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами | Букварь, стр.89 | |
Апрель | 1 | Звук и буква Ш | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Ш. | Букварь, стр.90 - 91 |
2 | Различение: Ш – Щ Ш - С | Чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами | Букварь. стр.92 - 94 | |
3 | Звук и буква Ж | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Ж. | Букварь, стр.95 - 96 | |
4 | Различение: Ж – З Ж - Ш | Чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами | Букварь, стр. 97 -99 | |
Май | 1 | Звуки «Р- РЬ». Буква Р. | Совершенствование фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемого звука. Работа со схемой слова, обозначающей его слоговой и звуковой состав. Знакомство с буквой Р. | Букварь, стр.100 – 102 |
2 | Различение Р – Л: | Чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами | Букварь, стр.102 - 105 | |
3 | Буква Ъ | Чтение | Букварь, стр. 106 - 107 | |
4 | Обобщение Игровой досуг на тему «Удивительное путешествие в страну Букварию » | Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | Чтение текстов с пройденными буквами. | |
Всего | 34 |
4. Контрольно – измерительные материалы.
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по обучению чтению «Цветной букварик» проводятся следующие виды контроля:
1. Вводный мониторинг – сентябрь.
2. Итоговый – май.
Диагностический материал для проведения обследования:
- Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет.
- Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),
- Дидактический материал по обследованию навыков чтения Бессоновой Т.П., Грибовой О.Е.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы.
Диагностическая таблица готовности ребенка к чтению и письму
Раздел | Звуко-произношение | Фонемати-ческие процессы | Графо-моторные навыки | Звуко-буквенный анализ | Чтение | |||||
Ф.И. ребенка | ||||||||||
Мах балл/ Уровень сформирован-ности компонента | 12 | 18 | 13 | 12 | 5 | |||||
Сформирован | 9-12 | 15-18 | 10-13 | 9-12 | 3-5 | |||||
В стадии формирования | 6-9 | 15-12 | 7-10 | 6-9 | 2-3 | |||||
Не сформирован | 4-6 | 12-10 | 5-7 | 3-6 | 1-2 | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
5. Обеспечение
5.1. Методическое обеспечение
Планирование программы «Цветной букварик» составлено на основе пособия для детей 5 – 7(8) лет «Цветной букварик» и является преемственным по отношению к УМК «По дороге к Азбуке» для речевого развития детей дошкольного возраста (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова и др.).
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
- Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.
- Социально-коммуникативное развитие: используются дидактические игры для овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
- Художественно-эстетическое: используются музыкальные произведения, художественная литература для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
- Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения коррекционной гимнастики.
- Речевое развитие: содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы;
- формирование знаний и умений у дошкольников на разных психологических уровнях;
- развитие творческого воображения в практической и творческой деятельности.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя, дети знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука.
Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, характеристики звука, стихотворения про букву.
Основные формы работы со звуком и буквой
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или языка. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Для того чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используется тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой. Для определения твердости-мягкости звука, ребенку предлагается обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются».
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающие речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее вводится графический образ звука — буква. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе;
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальцем «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
7. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов, предложений
- Материально – техническое обеспечение.
- групповое помещение,
- картинный материал,
- счетные палочки,
- пособия «Цветной букварик» на каждого обучающегося,
- предметы и игрушки,
- интерактивная доска, объединяющая проектор и сенсорную панель.
- Кадровое обеспечение.
Учитель-логопед. Воспитатели группы.
- Организационное обеспечение.
Настоящая программа – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Необходимо знать, что, во-первых, занятия организуются, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.
Во-вторых: работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, факультативная работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
Наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ программа предусматривает возможность применения инновационных интерактивных форм на основе использования ИКТ-технологий. Активное использование дистанционного обучения и общения с детьми и их родителями обеспечит непрерывный образовательный процесс.
Таким образом, ребенок, временно не посещающий детский сад, не остается в стороне. Он проводит время интересно, с пользой, осваивает программу, развивается! Дистанционное общение - это информационно-образовательная среда методической поддержки, способ оказания помощи в организации учебно-воспитательной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Платформой дистанционного общения, распространения профессионального опыта являются:
- Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников;
- официальный сайт МДОУ https://ds3-ros.edu.yar.ru;
- закрытая группа ВКонтакте «Детский сад №3 Золотая рыбка»;
- Наиболее популярные мессенджеры - это WhatsApp, Viber
- Список литературы
- Агалакова М. Ю., Лучинина А. О. Языковая одаренность как разновидность специальной одаренности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 290–296. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770864.htm.
- Бессонова Т.П., Грибова О.Е..Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.2. – М.:АРКТИ, 1997.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме/методическое пособие. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи// Логопед.- 2007-№4. – с.76 – 80.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
- Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995
- Колесникова Е.В.Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2005
- Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном – Пресс, 1999.
- Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп.- в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Степанова С.А. Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста// Логопед. – 2007- №5. – с.60 – 77.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 1976.
- Юрчишина В.Д. Вижу, читаю, пишу. М.: Издательство ГНОМ, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно – прикладного творчества для дошкольников «Росток»
В настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше времени. Так как в наш «машинный век» люди стали больше надеяться на технику, нежели ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей дошкольников "Сказочный мир"
Социально - художественная направленность. Календарный план работы с детьми 4-5 лет с описанием планируемых результатов и диагностикой на начало и конец учебного года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «ДЕКОЛЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (роспись на бумажных тарелочках)
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИААЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕДополнительная общеразвивающая программа «Деколь для дошкольников» основана на современных подходах к р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение хореографии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» 1.1 Пояснительная записка «Обучение вокальному пению...