Проект (на 1 год) по теме «Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приемов»
проект

Бауэр Елена Александровна

Технологии проектной деятельности (формирую субъектную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализую интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это в свою очередь соответствует социальному заказу на современном этапе)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством использования игровых приёмов Автор проекта: Бауэр А.А., учитель - логопед МБДОУ Студеновский Детский сад

Слайд 2

«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». К.Д. Ушинский Творческое название проекта «Учимся слушать, слышать»

Слайд 3

Аннотация проекта Проблема развития у детей фонематического восприятия, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, становление всей речевой системы дошкольника. Работу по данному вопросу считаю нужным построить в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС.

Слайд 4

Паспорт проекта Тип проекта: практико-ориентированный, открытый, групповой, долгосрочный (1 год) Проект рассчитан на детей : старшего дошкольного возраста Форма представления: выступления: на родительском собрании, на педагогическом совете, слайдовая презентация, дидактический материал по теме в форме презентации

Слайд 5

Участники проекта

Слайд 6

Актуальность Обусловлена тем, что несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Слайд 7

Основополагающий вопрос Разработав систему игровых приемов работы с использованием современных технологий по развитию фонематического восприятия, сможем ли мы повысить интерес воспитанников к образовательному процессу и как следствие ускорить процесс развития фонематического восприятия?

Слайд 8

Проблемные вопросы Какова роль фонематического восприятия в процессе становление всей речевой системы дошкольника? Насколько родители компетентны в вопросе развития фонематического восприятия ребёнка? Какие игровые приёмы с использованием ИКТ можно применять на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях?

Слайд 9

Гипотеза то это ускорит процесс развития фонематического восприятия у дошкольника

Слайд 10

Цель проекта Разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия с использованием ИКТ у старших дошкольников и сделать её эффективной.

Слайд 11

Задачи Разработать игровую технологию развития фонематического восприятия старших дошкольников для всех его этапов, используя ИКТ; Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Различать схожие звуки, слоги и слова близкие по звуковому составу; Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 12

Условия реализации проекта Развитие у воспитанников интереса к игре; Грамотная организация игры, обеспечивающая заинтересованное восприятие Разработка перечня игр с использованием современных технологий для каждого этапа; Дифференцированный подход; Заинтересованность родителей результатами проекта

Слайд 13

Новизна проекта Применение инновационных образовательных технологий.

Слайд 14

Этапы проекта Подготовительный Основной Заключительный

Слайд 15

Подготовительный этап (2 половина сентября – 1 половина октября) Вид деятельности Подбор методической литературы, картинного материала, иллюстраций по теме проекта Разработка игр, игровых упражнений, практический заданий с использованием ИКТ. Диагностика уровня развития фонематического восприятия детей и уровня компетенций родителей по данному вопросу. Анализ диагностирования материалов, педагогических наблюдений. Обсуждение с педагогами, специалистами и родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта. Изучение интернет ресурсов, формирование презентаций. Определение этапов работы по развитию фонематического восприятия.

Слайд 16

Этап неречевых звуков Этап различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов Этап звукового и слогового анализа и синтеза

Слайд 17

Основной этапы (2 половина октября – апрель) Этап неречевых звуков (2 половина октября) Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь) Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель) Д/и «Голоса животных»; Д/и «Узнай музыкальный инструмент»; Д/и «Звуки окружающего мира»; Д/и «Звуки природы»; Д/и «Высоко-низко»; Д/и «Звонко-приглушённо»; Д/и «Тихо-громко»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Медленно или быстро»; Д/и «Какая машина проехала» Д/и «Слушай и выбирай»; Д/и «Короткие и длинные»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Разговор с инопланетянином»; Д/и «Выбери слово»; Д/и «Доскажи словечко»; Д/и « Задачки»; Д/и «Закончи слово»; Д/и «Хлопаем слоги»; Д/и «Кто это?»; Д/и «Сколько звуков»; Д/и «Найди картинку-родственницу»; Д/и «Принеси что попрошу»; Д/и «Найди звук»; Д/и « Что общего»; Д/и «Какой звук начинает слово?»; Д/и «Что за звук спрятался в середине слова?»; Д/и «Что за звук спрятался в конце слова?»; Д/и «Звук заблудился»; Д/и «Вставь нужную букву»; Д/и «Отгадай загадку»; Д/и «Ребусы»; Д/и «Твёрдый - мягкий»; Д/и «Цепочка слов»; Д/и «Найди вагон»; Д/и « Д/и «Я стучу – ты ищи»; Д/и «Найди место звука в слове»; Д/и «Помоги собрать вещи»; Д/и «Звонкий – глухой»; Д/и «Твёрдый – мягкий»; Д/и «Съели звуки»; Д/и «Посчитай звук»; Д/и «Построй домик для слова»; Д/и «Подбери картинку к схеме»; Д/и «Измени первый звук»; Д/и «Слушай звук»; Д/и «Соответствующая буква»; Д/и «Сколько звуков сосчитай!»; Д/и «Собери кубики одинаковой формы»; Д/и «Разрезная азбука»; Д/и « Составь предложение»; Д/и «Подбери такое же слово»; Д/и «Два соседа»; Д/и « Определи количество звуков»; Д/и «Куда ударит молоточек»

Слайд 18

Этап неречевых звуков (2 половина октября) Этап различения Различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов ( ноябрь, декабрь, январь) Этап звукового и слогового анализа и синтеза ( февраль, март, апрель) Д/и «Исполни ритмический рисунок по схеме» Интегрированные занятия с музыкальным руководителем; Интегрированные занятия с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей. Интегрированные занятия совместно с инструктором по физическому воспитанию. Консультации, беседы, мастер-классы, круглые столы для родителей.

Слайд 19

Заключительный этапы (май) Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Диагностика уровня сфрмированности фонематического восприятия у детей; Диагностика компетенции родителей по вопросу развития фонематического восприятия у детей; Представление материалов проекта.

Слайд 20

Результаты работы Сформировался высокий уровень развития фонематического восприятия у детей; Повысился интерес детей к логопедическим занятиям; Наметилась динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи; Появилась заинтересованность родителей во всестороннем речевом развитии ребёнка

Слайд 21

Диаграмма уровня развития фонематического восприятия на начало и конец проекта

Слайд 23

Вывод В результате реализации данного проекта созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического восприятия у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данный проект, несомненно, актуален и имеет большую практическую значимость.

Слайд 24

Информационные ресурсы http://www.maam.ru http://logopeddoma.ru http://nsportal.ru http://progimnaz.ucoz.ru Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Гном и Д, 2000. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». –– СПб., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического восприятия старших дошкольников посредством дидактических игр"

В презентации представлены дидактические игры и пособия, способствующие наиболее эффективно развивать фонематическое восприятие старших дошкольников с ОНР, позволяющие разнообразить индивидуальные и п...

Педагогический проект "Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов и ИКТ"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ" 

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимо...

Буклет «Развитие фонематического восприятия у детей посредством использования дидактических игр»

Игры, направленные на развитие у детей фонематического восприятия...

"Игры на развитие фонематического восприятия старших дошкольников"

Предлагаются игры с ребенком для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия....

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...