Развитие мелкой моторики рук.
занимательные факты по теме

Осиновская Наталья Николаевна

Тема по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие мелкой моторики рук444.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

   Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.  По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во ΙΙ веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.  [3, С. 4-5]

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук  на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и

с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.  

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.  Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. [5, С. 3]

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. [3, С. 4]

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.  [4, С. 16]

Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребёнку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. [2, С. 64-65]

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Проанализировав литературу по вопросу развития мелкой моторики рук, можно перейти к практическому опыту.

Как отмечают А. Е. Белая, В. И. Мирясова, аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребёнок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашнее задания.

Для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать занятия с пластилином, глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, плетение нитей, косичек, завязывание шнурков и прочее.

Нами было создано декоративное панно для развития мелкой моторики  рук «Лесная поляна», которое должно помочь «подготовить руку» в умении плести разные нити, переплетать их в косички, а также позволит сделать пальцы гибкими и послушными, готовыми к работе с тоненькими нитями и нитями потолще, для аккуратной и точной работы по созданию художественного изделия. 

В нём собрано всё необходимое: кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы. Untitled-Scanned-03катя

Панно представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей. Оно сделано с расчетом, что на нем одновременно могут упражняться сразу 5-6 человек. С панно можно работать как индивидуально, так и коллективно.

Оно предполагает:

  • Плетение и перенаправление косичек – «дождинок» из тучек;
  • Направление и плетение лучиков солнца;
  • Перебирание бусинок на паутинке;
  • Отворачивание крышек с жителями полянки для путешествия по ней;
  • «Распределение» русла реки: переплетение нитей;Untitled-Scanned-07катя
  • Хождение по мостику и перебирание бусинок – «оградок»;
  • Одевание и раздевание (липучки) волшебного гномика;
  • Создание дома для волшебного гнома (шнуровка);
  • Одевание листвы на кустарники и деревья;
  • Пристёгивание и отстёгивание лепестков ромашки;моторика 4
  • Появление и исчезновение цветов на поляне;моторика 5
  • Шнуровка, пристегивание частей поляны для создания целостной картины и т.д.

          моторика 6

Такая форма работы способствует всестороннему развитию моторики рук детей, а это влечёт – развитие речи.

Дидактическое пособие

Панно «Солнышко» (на фото слева)

Панно представляет собой тканевую основу с нашитым на неё солнышком. От солнышка «протянуты» лучики (шнурки). Данное панно поможет развить умение плести различные косички в три, четыре и более прядей. Его можно использовать  для укрепления и развития мелкой моторики пальцев рук, для развития внимания, усидчивости, аккуратности; повышения чувствительности пальцев;  для сенсомоторного развития, воспитания усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Работа с данным панно предполагает индивидуальный характер, воспитатель по мере необходимости может помочь воспитаннику.моторика 2

Дидактическое пособие

Панно «Змейки» (на фото справа)

Панно представляет собой тканевую основу с вшитыми крышечками, на которых закреплены шнурочки разных цветов – это змейки. Необходимо направить змейки в разные направления, изображая плавность (волнообразность) движения змеи в природе. Их можно пересекать, обвивать друг о друга, обворачивать вокруг крышечек, переплетать, раскатывать между ладоней, наматывать на палец, заворачивать в кольцо. Данная работа позволит развить и укрепить мелкую моторику пальцев рук, повысить концентрацию внимания, аккуратность, сформирует быстрые и точные движения пальцев рук. Заниматься с панно могут несколько человек одновременно. Работа со змейками яркая и интересная.

Приведём примеры игр, представленных в книге А. Е. Белой, В. И. Мирясовой, направленных на развитие мелкой моторики рук и адаптированных для наших детей.

Дидактическая играUntitled-Scanned-01катя

«Вышивальщицы»

   

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности  внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.

Материал: в шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.

Ход: Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок), продевая иглу то вверх, то вниз.

Дидактическая игра

«Бусы»Untitled-Scanned-04катя

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Материал: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис), ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия. После этого ребёнок приступает к созданию бус. Untitled-Scanned-08катя

Дидактическая игра

«Пальчиковый   сухой   бассейн»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев;  сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма,  величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.Untitled-Scanned-05катя

Материал: закрытая коробка, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, катушки, нитки, пуговицы, шарики, кусочки меха, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты  и т.п.)

Ход: Ребёнок просовывает руку в отверстие в коробке и на ощупь ищет какой-либо предмет, или описывает предмет, захваченный рукой. Ребёнок может просто перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства. Можно предложить ребёнку сравнить два объекта в коробке, или описать захваченный предмет, а другие ребята пусть попытаются по описанию отгадать, какой предмет загадан.

Дидактическая игра

«Плетение»Untitled-Scanned-02катя

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук; обучение приёму переплетения нитей для успешного усвоения дальнейшей навыков плетения ковриков на круглой и прямоугольной раме; развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, аккуратности, точности и привитие бережного отношения к дидактическому пособию.

Материал: картонные рамы с продольными, вертикальными и диагональными полосками, тесьма.

Ход: Преподаватель показывает ребятам образцы тканей крупного переплетения нитей. Ребята под лупой или сами рассматривают ткань. Воспитатель рассказывает, о  том для чего необходимо переплетать нити, и какими свойствами обладают ткани  в зависимости от различного переплетения нитей. Показывая на образце, воспитатель уточняет тонкость в переплетении 2-ой нити. Далее ребёнок самостоятельно переплетает нити на различных рамках. моторика7

Дидактическая игра

«Шнуровки»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков.

Материал: картонные листы с пробитыми в них дырками; шнурки.моторика 3

Ход: Воспитатель уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки.  Преподаватель показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил,  он приступает к самостоятельной  работе.  Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
  2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.– 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
  3. Савина Л. П.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.
  4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...