Лепка - каково её значение для обучения и воспитания ребёнка?
консультация на тему

Карагодина Любовь Григорьевна

Консультация для родителей и педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепка - каково её значение для обучения и воспитания ребёнка?

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.

В рисовании предмет изображается относительно. Из- за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл...

Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного- тела от приставных частей - всё это ясно выражается при изображении предмета посредствам лепки.

У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с её воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, её выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребёнок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Какие же выразительные средства познаёт ребёнок в процессе восприятия скульптуры и какие из них он может использовать в лепке?

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы.

Скульптура открывает больше возможности для обучения детей композиции. Рассматривая многофигурные композиции, дети учатся видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагают их на подставке.

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Так, шарообразный комок глины или пластилина представляется ребёнку: мячом, апельсином, яблоком и т.д.

Во время работы ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

На занятиях лепкой развитие выше перечисленных качеств имеет свои особенности. Так любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну как в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передачи формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа

взрослого, что в свою очередь к интенсивному развитию творчества.

Лепка как деятельность в большей мере, чем аппликация или рисование, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве; к усвоению целого ряда математических представлений: это и форма, и объём, и длина, счёт, сопоставление частей между собой и со всей фигурой в целом.

Это ещё раз доказывает, что лепка имеет огромное значение и пренебрегать ею, значит сознательно тормозить развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактических игр для воспитания, развития и обучения ребенка

Значение словесных дидактических играх в речевом развитии детей....

"Значение ТРИЗ-педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

   Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Целью использования данной технологии в детском саду яв...

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...

Каковы особенности первых месяцев обучения ребёнка в школе?

Как показывают наблюдения, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают тормозную реакцию у подвижных и возбужденных детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравно...

«Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребё

laquo;Играйте вместе с детьми»Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских ...

Памятка для педагогов «Каково же значение сенсорного воспитания?»

Памятка  «Каково же значение сенсорного воспитания?»...