ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-7 лет
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения у детей 3-7 лет необходимы в копилке воспитателя или педагога-психолога. Это только малая часть, которую Вы сможете использовать в своей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

ЦВЕТОК

Возраст. От трех лет.

Цель. Релаксация.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. С детьми трех-четырех лет взрослый говорит о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.

Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку.

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА И СОЛДАТ

Возраст. От четырёх лет.

Цель. Снятие ышечного напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий просит участников встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем — застыть в этой позе и не двигаться... (ведущий показывает, как принять эту позу).

После этого дети должны наклониться вперед и расслабить руки так, будто они тряпичные (показать). Тело должно стать мягким и подвижным, как у тряпичной куклы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы — подвижными...

Затем ведущий предлагает снова изобразить солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь — тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную...

Снова — солдата... (10 секунд)

Затем — тряпичную куклу...

Участники попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего ведущий просит их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды. Затем надо стряхнуть капельки воды со спины... с волос... с верхней части ног и ступней...

ТОРТ (К. Фопель, 1998)

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Дети рассказывают, как надо печь торт, какие продукты надо использовать и в какой последовательности.

Содержание. Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д.

Взрослый замешивает тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — «сахар» посыпает тело, и немного соли — «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит.

Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить его: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами.

Рекомендации. Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

ДРАКА

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снижение мышечного напряжения, расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Подготовка. Игра проводится в ситуации, когда необходимо помочь ребенку снизить напряжение. Предполагается, что ребенок уже готов к подобному упражнению, то есть с ним уже проводилась профилактическая работа.

Содержание. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а может, драться и не стоит?

Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Рекомендации. Эту игру полезно проводить как с агрессивными, так и с тревожными детьми.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК (Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст. От четырех лет.

Цель. Стабилизация эмоционального состояния.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности — поиграть с настоящим солнечным зайчиком.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

ВОЛШЕБНЫЙ СОН (Л. И. Петрова, 2008)

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о состояниях усталости, активности, фиксирует внимание на ощущениях в мышцах, в теле в этих состояниях, объясняет, почему человеку необходим отдых.

Содержание. Взрослый говорит с паузами:

Ваши ноги, ваши руки

Целый день не знали скуки...

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали...

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон... {Дети слушают музыку.) Ручки, ножки тяжелеют...

Расслабляются... Теплеют... (Ведущий помогает улечься.)

Реснички опускаются...

И глазки закрываются...

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите...

(Дети в расслабленных позах молча слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает: Вот и стих хрустальный звон, И закончился ваш сон... А сейчас ко мне идите И про сон свой расскажите.

(Дети рассказывают о вЧом, что представляли под музыку.)

Рекомендации. На первых порах эту игру желательно проводить в небольших группах по два-три человека, чтобы у взрослого была возможность уделить внимание, помочь расслабиться каждому из них. Кроме того, в малых группах все дети могут высказаться после игры.

СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ

Возраст. От пяти лет.

Цель. Регуляция эмоционального состояния, снижение напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Чтобы эта игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость, когда человек устает; когда устает он сам; когда устает мама, воспитатель и т. д.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад...

По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

Рекомендации. Эту игру можно использовать с детьми после напряженной работы, требующей от них концентрации внимания, усидчивости.

ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО (Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое эмоциональное состояние.

Инвентарь. Не требуется.        \

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Взрослый говорит: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать.

Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи:

 „Я — лев", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — камень", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — цветок", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я спокоен", выдохни. Ты действительно успокоишься».

Рекомендации. Участие взрослого необходимо на первых этапах работы.

ГОРА С ПЛЕЧ

(Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ведущий произносит: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать,- сбрось гору с плеч. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 — 6 раз, и тебе сразу станет легче».

Рекомендации. На первых этапах работы с ребенком участие взрослого является обязательным условием. В дальнейшем ребенок сам выполняет необходимые действия.

МАЛЕНЬКИЕ ЧЕРЕПАХИ (К. Фопель, 2005)

Возраст. От пяти лет.

Цель. Расслабление тела (мышц плеч, шеи, затылка, рук, ног и т. д.).

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пбка. опасность не минует.

Содержание. Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музьиса обрывается)... Поднимите плечи, прижмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрослый сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

Ура! Опасность позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным? » Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, поглаживает их ручки, ножки.

Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

Как правило, дети просят повторять это упражнение несколько раз подряд.

ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ (Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие навыков телесного контакта, расслабление.

. Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ребенок ложится на коврик в позу звезды. Под спокойную музыку все участники склоняются и нежно, осторожно касаются тела лежащего ребенка. Можно одновременно дотронуться одним пальцем до лба, а ладонью — к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Лежащий остается некоторое время в расслабленном состоянии, а затем встает.

Рекомендации. Взрослый следит за силой прикосновений, наблюдает за лицом лежащего ребенка (оно должно быть спокойным и расслабленным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на снижение психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения....

Игры направленные на снятия психофизического и эмоционального напряжения, улучшение детско - родительских отношений

Семейная Мягкая Школа - это авторская методика Эллы Глушковой. СМШ - методика целостного развития в виде системы игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и любых особенностей развития, ра...

«Нетрадиционные техники рисования в помощь воспитателям ДОУ для снижения эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Одним из приемов для создания эмоционального позитивного настроения является использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования....

Игры и упражнения, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения ребенка.

Упражнения помогают детям расслабиться, успокоится, снять мышечное напряжение....

Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста

Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Картотека игр для профилактики, снижения и снятия психоэмоционального напряжения у детей»

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...