ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
консультация на тему

Муртазина Фания Габдулхаевна

                                                                Муртазина Фания Габдулхаевна

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ».

 

      Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

    Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.

    При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.

   Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре, к людям и окружающему миру.

    Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных

принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–похвала должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

    Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, ,что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по-ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

    Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения

нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

     Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

    Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у

детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в которой он живет.

     Таким образом, патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

1. Изучение родного языка и родной культуры

2. Изучение других языков и культур

3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.

1. Изучение детей с традициями семьи

2. Изучение местности (деревня, село, город)

3. Изучение с республикой

4. Изучение страны

5. Изучение мира (всей планеты)

     Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка. «Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке».

      Хорошо подготовить для родителей консультации на темы: «Роль семьи

в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка».

     Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их

повседневного общения со сверстниками и взрослыми . На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

   А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии в природу, игры,

чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

     Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода.

    Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-

печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

    Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие «правды и лжи». Сказки  различных народов  не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную

миссию. Поэтому она должна быть родной.

     Не следует ставить перед детьми цель запоминания национальной принадлежности того или иного фольклорного материала.

    Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных

средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды, элементов узора.

     Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства , симпатию к людям разных национальностей. («Тимербай», «Буш урын»…)

    Таким образом формируются дружеские чувства к другим националь-ностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu_natsionalnoe_vospitanie.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Муртазина Фания Габдулхаевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ».

      Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

    Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.

    При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.

   Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре, к людям и окружающему миру.

    Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных

принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–похвала должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

    Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, ,что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по-ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

    Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения

нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

     Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

    Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у

детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в которой он живет.

     Таким образом, патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

1. Изучение родного языка и родной культуры

2. Изучение других языков и культур

3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.

1. Изучение детей с традициями семьи

2. Изучение местности (деревня, село, город)

3. Изучение с республикой

4. Изучение страны

5. Изучение мира (всей планеты)

     Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка. «Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке».

      Хорошо подготовить для родителей консультации на темы: «Роль семьи

в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка».

     Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их

повседневного общения со сверстниками и взрослыми . На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

   А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии в природу, игры,

чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

     Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода.

    Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-

печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

    Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие «правды и лжи». Сказки  различных народов  не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную

миссию. Поэтому она должна быть родной.

     Не следует ставить перед детьми цель запоминания национальной принадлежности того или иного фольклорного материала.

    Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных

средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды, элементов узора.

     Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства , симпатию к людям разных национальностей. («Тимербай», «Буш урын»…)

    Таким образом формируются дружеские чувства к другим националь-ностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитателя Агарковой Ирины Михайловны на тему «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду»

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться ...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

План самообразования воспитателя по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».  « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается с малого-с любви к своей семье...

Консультация для воспитателей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста- ознакомление с посёлком»

Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой стране....

Выступление для воспитателей на тему: «Инновационные технологии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»

Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивнос...