Выступление для воспитателей на тему: «Инновационные технологии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация

Бурханова Ирина Занфировна

Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_podhody_etnokulturnogo_vospitaniya.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационный технологии этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста»

В эпоху глобализации и новых технологий актуальным  явлением в современном обществе является трансформация образовательной системы и образования в целом. Сегодня исследователи отмечают смену позиций объекта образовательного воздействия на позицию субъекта, который в рамках обучения получает широкий спектр образовательных услуг, направленных на формирование всесторонне развитой личности, освоение общих и специальных знаний, а также овладение профессиональными компетенциями.

Данные преобразования обусловлены запросами общества, ориентированного на формировани

универсального кадрового потенциала, и отражены в Концепции Федеральной целевой программы развития образования. Анализ справочной и научной литературы позволил выявить следующие подходы к определению данного феномена. Так, по мнению исследователя А. И. Пригожина, инновации представляют собой целенаправленные изменения, которые вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества). В. И. Загвязинский и М. М. Поташник определяют инновации как новообразования, возникающие в результате творчества. В. А. Сластенин расширяет данное понятие и справедливо полагает, что инновация детерминирует введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания. Ныне перед различными социальными институтами, в том числе перед образовательными учреждениями, стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды. Успешная социализация в такого рода среде включает знание основ культуры других народов, иначе говоря — этнокультурную осведомленность, и уважение к различным ее проявлениям. Этнокультурная осведомленность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.

Различные  региональные программы нацелены на оказание помощи педагогам раскрыть ребенку- дошкольнику своеобразие большой и малой Родины, выявить и развить его потенциальные возможности, формировать позитивную «Я-концепцию». Программы проецируют инновационный подход в приобретении этнокультурного опыта дошкольником в различных видах деятельности.

Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. Анализ выше указанных  программ  показал: предпочтение при выборе инновационных форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс.

К таким формам относятся следующие:

Циклы интегрированных занятий, включающие согласно Федеральному государственному образовательному стандарту различные виды деятельности: познавательную,

художественно-эстетическую, игровую, конструктивную — на основе единого содержания.

В соответствии с темой занятия мы определяем доминирующий вид деятельности: в одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом — музыкально-хореографическая, в третьем — познавательная. Например, на познавательном занятии по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. В дошкольном учреждении проводятся народные праздники, в ходе которого дети узнают культуру, традиции и быт народов: «Масленница», «Новый год», «Навруз» и т. д.

Развлечения и праздники с этнокультурной и го сударственной тематикой включают: «Рождение ребенка», («Укладывание ребенка в колыбель»),

 «Посиделки», «Праздник «Кукушкин чай»», «Сабантуй». При этом формируются этикетные нормы общения, гостеприимства, у детей воспитывается правильное отношение к разным этнокультурам. Эти действа, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд, что в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие, обогащает чувственный опыт, а, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Фольклорные концерты и театрализованные представления. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т. п.).

В решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории.

Таким образом, одним из важных педагогических условий формирования этнокультурного воспитания дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путем: привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте); участия родителей в выставках семейного творчества; устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций; создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате; совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой; выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются; ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.

Построение программ основано на применении методов, направленных на повышение познавательной и эмоциональной активности дошкольников как на наиболее эффективных для формирования у них этнокультурной осведомленности.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов в развитии личности. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.), вос- питатель органично и целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием дидактического, развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непре- менно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки, подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Особый интерес представляет метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами, с картами, при конструировании типовых архитектурных сооружений различных народов с помощью различных макетов городских сред и ландшафтов, характерных для определенных географических широт.

Информационно-коммуникационные технологии.

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

Сегодня ИКТ занимают свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве нашего ДОУ. Это позволяет:

предъявлять информацию на экране проектора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;

развивать у дошкольников исследовательское поведение;

расширять творческие возможности самого педагога.

Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и позна- нию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных центрах и составляют задачу экспери- ментально-исследовательской деятельности.

Одним из направлений работы в ДОУ стало историко-краеведческое исследование.

Дети могут сами разобраться, исследовать значение поселка в жизни не только Республики, но и страны.

Приобщение и обучение дошкольников исторической этнокультуре возможно через историю возникновения поселка – то есть через историю возникновения нефтяных шахт и самого Ярегского месторождения.

Наш детский сад воспитывает будущее поколение шахтеров-нефтя- ников. В поселке почти в каждой семье два и три поколения посвятили свою жизнь добыче нефти. Знать где работают отец, дед, куда, возможно пойдут работать наши воспитанники, на мой взгляд, и есть приобщение к истори- ческой этнокультуре.

Все перечисленные инновационные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности. Они повышают уровень и качество сформированности этнокультурного воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."

Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...

Игровая технология, как инновационное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с пр...