Игровая технология, как инновационное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
статья

Огонькова Оксана Евгеньевна

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с применением информационных и коммуникационных технологий и использованием игровых технологий в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Огонькова Оксана Евгеньевна

Воспитатель

МКОУ «Новочерепетская СОШ ЦО»

Суворовского района Тульской области

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с применением информационных и коммуникационных технологий и использованием игровых технологий в образовательной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, игровая технология, игра, инновационные технологии, дидактическая игра.

Одним из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, является чувство патриотизма. Это чувство является одним из самых существенных показателей нравственности личности. Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям. Вместе с тем проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.        

 Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

Возможным средством решения существующего противоречия может стать игровая технология. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому ее применение для реализации задач патриотического воспитания является эффективным. Знания, приобретаемые детьми в ходе различных форм игры, становятся достоянием их личного опыта.

Игровая технология представляет собой процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового пространства, результатом которого является формирование у детей нравственно-патриотических ценностей на основе проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине.

Игровая технология в дошкольной организации должна быть организована с учетом ряда принципов.

Принцип культуроцентричности основывается на учете ситуации, в которой развивается ребенок. Игра учитывает этнокультурный компонент области, особенности национальной культуры.

На основе принципа аксиологичности выстраивается система ценностей, свойственная социокультурной среде, в которой ребенок развивается, и это, прежде всего, система базовых национальных ценностей. Важным компонентом выступает самоопределение значимых для ребенка взрослых – родителей и педагогов в направлении духовности, нравственности и патриотизма. Благодаря ценностной позиции значимых взрослых ребенок приобретает опыт личностных, эмоционально окрашенных смыслов в отношении ценностей окружающего мира и выступает как субъект ценностного освоения норм и правил поведения, соотнося свое поведение с усвоенными ценностями.

В своей деятельности мы используем разные виды игр. Такие, как дидактическая игра лото «Семейные ценности». Цель, которой актуализировать значимость семейных ценностей в жизни человека и его семьи, рода, народа. Так же мы разработали комплекс дидактических игр, направленных на изучение ис тории города и области.

  1. Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: учить собирать целое из частей, развивать мышление детей.
  2. Дидактическая игра «По улицам города». Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
  3. Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места». Цель: учить выполнять правила, держать цель от начала до конца.
  4. Дидактическая игра «Какие люди живут в твоём городе». Цель: расширить знания детей о разнообразных профессиях взрослых, их названиях. Воспи тывать интерес и уважение к труду.
  5. Дидактическая игра «Прогулка по городу» Цель: развивать интерес к истории своего города. Содержание игры: на игровом поле картинки с изображением города Суворова. А также изготовили атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по городу», «Мы пришли в музей».

Нами применяются игры, посвященные национальным патриотическим праздникам. Например, ко Дню народного Единства, используем игру «Найти пару» «Народы Российской Федерации».

В образовательном процессе мы используем игру-бродилку «Путешествие по Тульской области» с указанием основных достопримечательностей города. Эта игра позволяет сформировать у наших воспитанников первичные представления о своей родине, ее традициях и обычаях, познакомит с выдающимися людьми, архитектурой некоторых сооружений, поселениями  Тульской области. С помощью игрового поля и фишек дети ходят от места к месту, или от события к событию, и знакомятся с указанными пунктами в игровой форме. Таким образом, дети знакомятся с интересными историческими фактами, со знаменитыми людьми.

Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию наполнена, по теме народные традиции и культура такими играми: игра «Парочки», «Национальный костюм, «Русские народные сказки, лото, «Народные костюмы и национальная кухня». Таким образом, игровая технология, включающая в себя различные средства, формы и виды игры позволяет сформировать у детей познавательный интерес к истории родном городе, поселке, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими. Таким образом, итоги наблюдений, осуществлённых в процессе проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с историей родного края, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
  2. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. – 2019. – №3–3 (43). – С. 13–14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf
  3. Ахметова Н.Н. План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении / Н.Н. Ахметова. – Ч. I. – М., 1997.
  4. Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольни ков посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 28 октября 2019 г.). – Белгород, 2019.
  5. Герасимова З. Знакомим старших дошкольников с родным городом / З.

Герасимова // Дошкольное воспитание. – 1986. – №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста

Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В ...

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми ...

«Игровая деятельность как всестороннее средство развития ребенка дошкольного возраста»

1. Ф.И.О. педагога – Колесникова Дарья Николаевна. 2. Образование – среднее специальное. 3. Тема самообразования: «Игровая деятельность как всестороннее средство развития р...

Презентация "Адвент - календарь, как инновационная игровая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста "

Адвент - календарь - это календарь ожидания, которыйй помогает детям вести отсчет до необходимой им даты....