Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".
статья на тему
Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиска самостоятельного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sankt_peterburg_statya_igra.docx | 152.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение
детский сад № 59 комбинированного вида
Колпинского района Санкт - Петербурга
Статья
« Использование игровых технологий
в организации работы с детьми дошкольного возраста
по краеведению».
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Костерева Надежда Николаевна
Санкт – Петербург 2012
«Игры детей – вовсе не игры, и правильно смотреть на них как на значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
Мишель Монтень.
Игра – это эмоциональная деятельность и эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к взрослому, который обучает; к заданию которое он дает.
Несомненно, включение элементов развивающей игры, а в процессе формирования у детей представления о краеведении, создаёт эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний.
Особое место в дошкольном возрасте занимает игра, в которой моделируются ситуации реальной жизни, отрабатывают те или иные решения. Играя, малыш знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учиться новому. Поэтому игра и игровые приемы становятся важной формой обучения детей дошкольного возраста.
Необходимо, чтобы ребенок в процессе игры ощутил удовольствие и от общения с взрослым, и от совместной деятельности, чтобы он пережил радости, самостоятельно решил новую задачу или нашел выход из трудного положения.
Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиска самостоятельного решения.
В последние годы дети испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам и разговорам с детьми, во время которых воспитатель, не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такая работа имеет и для развития связной речи; разговор со взрослым учит ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями, грамматически правильно строя их, согласуя в них слова.
Большое внимание следует уделять и основному виду деятельности детей – игре. В игре ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может только в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно. Игра –это источники среда развития ребенка.
Поэтому я решила использовать развивающие и дидактические игры, как знакомство детей с достопримечательностями города Санкт – Петербурга. Я поставила перед собой задачи:
- Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой.
- Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.
- Наладить отношения ребенка с родным городом.
Познакомилась с технологиями по краеведению Смирновой Н.Т «Знакомство с Санкт – Петербургом», Алифановой Г.Т «Первые шаги», Серовой З.Н. «Знаешь ли ты Санкт – Петербург». Определила для себя, что игровая деятельность помогает обогащению представлений детей о родном городе. Для реализации своих задач выбрала место в группе и оформила уголок по краеведению. Подобрала игры по ознакомлению детей с родным городом.
Моя работа началась со средней группы. Знакомство с городом началось с бесед о городе, рассматривание иллюстраций, показ презентаций о нашем городе; заучивание стихотворений, потешек, считалок, загадок. Прослушивали с детьми аудиокниги «Русские народные сказки», песен. В совместной деятельности с детьми рассматривали предметы народного прикладного искусства – дымковские игрушки, хохломские изделия, матрешки.
Вместе с детьми создали карту ближащего микрорайона, «путешествовали» по ней находя тот или иной объект. Познакомила с картой схемой нашего детского сада. Оформила сюжетно – ролевую игру «Перекресток» - где знакомила детей с правилами дорожного движения.
Предложила родителям вместе с детьми сделать в развивающую среду домики из бросового материала (коробки, спичечных коробков). Пополнила уголок книги художественной литературой для детей Берестов «Мы едим по городу», Михалков «Улица нашего города».
Внесла дидактические и развивающие игры:
- «На дорогах города»
- «Мой дом»
- «Собери картинку»
- «Самые нужные слова»
- «Хорошо – плохо»
- «Лабиринты».
Эти игры направлены на формирование у детей представления о родном городе, на развитие у детей уважения, гордости интереса к своему городу. А так же внесла в развивающую среду игры петербургской тематики. В своей работе использовала:
- Пособие З.А.Серевой «Знаешь ли ты Санкт Петербург».
- Игры: «Петербургское домино»
- «Силуэты Санкт – Петербурга»
- «Путешествие по Санкт – Петербургу»
- «Закончи предложения»
- «Назови одним словом»
- «Я знаю пять названий»
- «Самая – самая»
- «Назови любимое место в городе»
Дети очень любят играть в пазлы: «Спас – на – Крови», «Исаковский собор» и т.д мозаики: «Смольный собор», «Стрелка Васильевского острова»; развивающие игры: «Назови и опиши», «Вспоминай-ка»,»Силуэты Санкт – Петербурга», «Построй город»; художественные рамки вкладыши – контуры Санкт – Петербурга(по методике Марии Монтессори). Цель игры – создание предпосылок для развития художественных способностей и речи, знакомство с разнообразием окружающего мира.
Также внесла в развивающую среду игры сделанные своими руками:
- «Петербургские часы»
- «Мой город»
- «Найди ошибку»
- «Лабиринты»
- «Плыл кораблик по волнам»
- «Составь картинку (силуэт города Санкт – Петербурга) – эту игру можно использовать и на ковролине.
- «Разрезные картинки»
- «Найди пару»
- «Узнай картинку по её части»
- «Узнай по описанию»
Эти игры направлены на знакомство детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга, на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, на воспитание культуры поведения, которая всегда отличала истинных петербуржцев, на развитие речи, обогащения словарного запаса. Игры использовала в совместной, самостоятельной деятельности с детьми, НОД – как её часть, на прогулках. Предлагала родителям использовать эти игры в домашних условиях, где они смогли бы подготовить своего ребенка к познавательной экскурсии по городу, в музей или закрепить знания, которые давались в детском саду, или закрепить воспоминания об экскурсиях.
Для оснащения педагогического процесса в группе была создана выставка (сменная) книг «Петр Первый», «История Санкт – Петербурга» и т.д.
Проводилась работа с детьми со словарным панно. Так же использовала откидные календари с видами Санкт – Петербурга.
Сделала выставку картин с достопримечательностями города Санкт – Петербурга. Совместная деятельность с детьми: сделали фотоальбомы «Путешествие в музей», «Как мы провели лето»- с рассказами детей, «Праздничный город» - альбом с рисунками детей с их описательными рассказами.
Это способствует развитию у детей пространственного и сенсорного представления, умению составлять описательные рассказы. А так же облегчает детям в дальнейшем усвоению знаний в разных областях.
Проводилось много экскурсий: музеи, парки, дворцовые ансамбли. Поездки в музеи и экскурсии помогают знакомить детей с историей родного города, способствует обогащению представлений об окружающем мире.
Использовала детскую литературу по данной теме:
- Арро В. «Сокровища моего города» СПб 2000г.
- Добринская Л. «Там у Невы наш первый сад» СПб 2002г
- Нестеров В. «Львы стерегут город» СПб 2003 г
- Синдаловский Н.А «Легенды и мифы Санкт Петербурга» СПб 2004 г.
Игры способствуют формированию знаний об истории города, развитию памяти, основ логического мышления. Именно в игре приобретенные детьми знания получают практическое применение, обобщаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребенком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетенцию.
Используемая литература:
- Анциферов Н.П. «Непостижимый город» СПб 2004г
- Бунатян Г.Г. «Петербург за три дня» СПб 2008г
- Вежель Г.С «Взрослеем вместе с городом» СПб 2005г
- Ермолаева Л.К «Чудесный город» СПб, Институт СПБ 1995г
- Канн П.Я. «Прогулки по Петербургу» СПб 2004г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Игровые технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию серию игр, которые Вы можете легко применятьна практике со своими детьми дома, не затрачивая на это максимум времени....
статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"
laquo;Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»Подготовила воспитатель Горская Н.А В настоящее время ИКТ прочно охватывают ...
статья "Использование инновационной технологии "Лэпбук" в работе с детьми дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста
Игровые технологии в практике работы с детьми раннего возраста (реализация образовательной обрасти "Развитие речи")...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...
Статья "Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста"
Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал....
Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...