Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."
материал

Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx64.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        44.02.01. Дошкольное образование

Выполнил:

Студентка 3 курса

Группы до12/сс17

Гусейнова Виктория Павловна

/________________________________/

Руководитель:

Павлик Татьяна Викторовна

/_________________________________/

Г.СОВЕТСКИЙ, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ        2

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        6

1.1.        Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания        6

1.2. Технологии обучения детей дошкольного возраста        10

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1        17

ГЛАВА 2.        ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ        ………………………………………………………………………..18

2 .1. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании        18

2.2.Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности        21

ВЫВОД  ПО  ГЛАВЕ 2        27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        29

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в России происходит существенная переоценка ценностей, затрагивающая все слои населения, и оказывающая особое влияние на подрастающее поколение. Это влияние не всегда носит положительный характер, и, наверняка, отразится на будущем нашей страны. Речь идет об отношении людей к физическому труду и привитию трудовых навыков детям, начиная с дошкольного возраста.

Еще двадцать лет назад посильная помощь детей старшему поколению была естественной и общепринятой. Детские стихи рассказывали, как замечательно уметь трудиться, мультфильмы высмеивали лень и самыми яркими красками описывали всевозможных умельцев и мастеров.

В семье обязанности распределялись на всех членов семьи, и дети не были исключением, приобретая кроме трудовых навыков, лучшие качества самоорганизации: ответственность, честность, терпение, выдержку, самоконтроль. Детский сад предоставлял малышам возможность ухаживать за питомцами «живого уголка» и растениями в групповой комнате, а также на открытом участке группы. Практические действия доставляли детям большое удовольствие, а полученные навыки оказывались полезными в дальнейшей жизни.

Технический прогресс, кардинально изменивший уклад жизни, внес свои коррективы в семейный быт: работу по дому значительно упростили всевозможные приборы; дача стала восприниматься горожанами как место отдыха, и даже проживание в сельской местности теперь не ассоциируется с ежедневными трудоемкими нагрузками.

Система образования откликнулась на процессы, происходящие в обществе, поиском новых идей и методик. От дошкольников не требуется овладение практическими навыками, достаточно обладать «установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда».[1, С.464]

Родители неосознанно поддерживают эту идею, стараясь как можно дольше выполнять за детей простейшие действия, лишая их возможности самостоятельно одеваться, обуваться, мыться и т. п. Многие дошкольники приобретают элементарные навыки самообслуживания только в детском саду.

Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также его тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

В связи с этим, в этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. К ним можно отнести: технологию личностно ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Цель  курсовой работы определена, как: апробация современных подходов к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  2. Кратко охарактеризовать современные технологии трудового обучения и воспитания дошкольников;
  3. Определить уровень трудовых умений старших дошкольников;

Объект исследования: процесс трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.                                                                        Предмет исследования: современные технологии трудового обучения и воспитания дошкольников как средство эффективного трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.                 

Гипотеза исследования: трудовое воспитание и обучение детей дошкольного возраста будет эффективным если:

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные возможности дошкольников;
  2. Своевременно определять уровень трудовых умений старших дошкольников;
  3. Внедрить современную технологию трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  4. Применять проектную деятельность по формированию трудового обучения и воспитания дошкольников.

Практическая значимость работы:

  1. Подобран теоретический, методический и практический материал по изучению вопросов современных технологий трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  2. Определены наиболее эффективные методы и способы трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания

Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы те способности и нравственные качества, которые необходимы будущему гражданину нашего общества.

          Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими.

          Большое внимание при этом уделялось не только общественному, но и семейному воспитанию дошкольников. Воспитанию ребенка в семье были посвящены статьи Н. К. Крупской, известная «Книга для родителей» А. С. Макаренко, многие произведения дошкольных педагогов.

         Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.

          Теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих психических качеств - логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки - не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Передача ребенку и усвоение им социального опыта составляют существо человеческого воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский, «ведущую роль» в психическом развитии подрастающего поколения». [5, С. 121]

           Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т. д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их общественные отношения. Общение в труде - одна из содержательных воспитывающих форм общения. Трудовое воспитание, общение в труде открывает путь к вершинам научного мировоззрения и нравственности.

          «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой... Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего, должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь», - говорила Лабутина Н.В.[12, С. 58]

          В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость, - это непременное условие благотворного влияния его на становление человека-труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом?

          Вспомним стихи Некрасова: 5-6-летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!»  С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратим внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую - «труд - не забава»...          

В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим приносит радость и вселяет веру в то, что и они способны радовать других. [6, С. 67]

           Профессор И. Ф. Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «...простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на две разные жизни: до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». [15, С.191]

       В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно, - вложил в это определение глубочайший смысл.

       Надо... Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

       Трудно... Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

       Прекрасно... Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд. [6, С. 71]

       В 60-ые годы прошлого столетия центральное место в исследованиях начинает занимать изучение возможностей деятельности детей для их воспитания.

       Так, в исследованиях рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания (В.Г. Нечаева - 1964г. ), особенности труда детей в природе (В.Г. Фокина, Е.И. Корзакова - 1964г. ), целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам (Е.И. Радина - 1964г.). Автор подчеркивает, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость. [14, С. 154]

       Я.З. Неверович (1965г.) придает особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются главным побудителем включения детей в труд. В процессе труда ребенок приобщается к деятельности людей, вступает во взаимоотношения, соответствующие моральным нормам общества, усваивает эти нормы, осознает необходимость их соблюдения. Примеры оказания помощи, участия каждого в общем деле приобретают для дошкольника актуальный смысл, постепенно превращаются во внутренние мотивы поведения. У ребенка формируется трудовая направленность, коллективистические черты личности, начала коллективизма. Он становится способным поступаться своими непосредственными желаниями в пользу интересов партнеров, преодолевать препятствия на пути к цели. Я.З. Неверович продолжает изучать и роль правил в регуляции поведения детей, но рассматривает этот вопрос гораздо шире. Автор замечает, что знание правил и поступки ребенка, даже соответствующие моральным нормам, далеко не всегда отражают его нравственную воспитанность. Чтобы правило стало средством нравственного воспитания, необходимо переходить от побуждения ребенка к поступкам, соответствующим правилам, к достижению детьми осознания слова "надо", которое является первой моральной инстанцией, вызывающей переживание ребенком необходимости поступать именно так, а не иначе. Дальнейшая работа педагога, связанная с разъяснением детям смысла правил, в которых заключены способы проявления отношения к окружающим, приводит к формированию нравственно ценных мотивов, помогает переключать внимание ребенка с себя на других, учит замечать их нужды, состояние, вызывает чувства симпатии и сочувствие. При этих условиях «знаемые» мотивы становятся мотивами «действенными».

Следует отметить, что эти положения свидетельствуют о подходе автора к проблеме формирования гуманных чувств, что является одной из ведущих проблем современности. [17, С. 231]

1.2. Технологии обучения детей дошкольного возраста

В настоящее время ситуация социального развития общества требует внимания к трудовой деятельности личности, мобилизации духовных, интеллектуальных и физических сил каждого российского гражданина, его активного участия в труде. Процесс активизации человеческого фактора зависит от результатов формирования ценностного отношения к труду.

Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности.

Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

В современной педагогике разрабатывается технологический подход к образованию. Трудовое воспитание не стало исключением.

Технология совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.                                                Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв); это такое построение деятельности воспитателя, в котором представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?                                

  1. Проект:  применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Приключение капустной семечки»)

  1. Технология исследовательской деятельности: трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.                                Пример применения технологии исследовательской деятельности в трудовом воспитании: говоря с детьми об осенних работах людей, рассматривается тема посева озимых. У детей проявился интерес: почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Решили проверить так ли это. Налили в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапали бутылки. Сделали вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети формировали навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук.
  2. Информационно-коммуникативная технология: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (людей разных профессий). Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Например, в дидактических играх с применением ИКТ по ознакомлению с трудом взрослых можно формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации детей.
  3. Игровая технология: в детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).
  4. Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Л. И. Сайгушева - автором выделяются и описываются характерные особенности дошкольников, позволяющие осуществлять трудовое воспитание именно в данный возрастной период. Автор обобщает теоретический и практический опыт применения различных технологий приобщения дошкольников к трудовой деятельности на основе субъект -субъектных отношений между участниками воспитательного процесса и приходит к выводу о необходимости обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект - субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.
  5.  Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю. А. Мичурина - развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, осуществляемое в ДОУ, будет успешно реализовано, если:
  1.  определены компоненты индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности;
  2. разработана и реализована технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности, включающая в себя технологическую карту, состоящую из четырех взаимосвязанных модулей;
  3. ведущим механизмом осуществления прогнозируемой технологии выступает организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых на основе субъект - убъектного взаимодействия.
  1. Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М. В. Крухлет.                                                                                Проанализировав перечисленные выше технологии, хотелось бы более подробно остановиться на технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи М. В. Крухлет.        Данная технология направлена на конструирование педагогического процесса, таким образом, чтобы развивать ребенка как субъекта деятельности и создать условия для проявления его потенциальных возможностей и способностей. Педагогический процесс конструируется на основе методик взаимосвязи трудового воспитания и определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности.                                                                                

Первый шаг — формирование знаний о предметах и труде взрослых.                В младшей группе — наблюдение за изготовлением взрослыми поделок; в средней группе — знакомство с трудом сотрудников детского сада; в старших группах — знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями. Второй шаг — овладение трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки.                В младшем возрасте это освоение процессов самообслуживания; в средней группе — освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда; в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке, элементарной починки одежды, приготовлению простейших блюд.         Третий шаг — вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. В младшем возрасте мотивацию к самообслуживанию стимулируют привлекательные дидактические пособия. Для детей старшего возраста создаются уголки творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов и конструктора, а девочки — шить, вышивать.        

Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности, для этих целей приемлемо организовать детские мини-мастерские.                                                                                В соответствии с данной технологией образовательный процесс конструируется на основе образовательной ситуации. Она предполагает использование воспитателем возникшей в группе ситуации для решения воспитательно-образовательных задач в тот момент, когда дети наиболее расположены к данному виду деятельности, восприятию социального опыта, содержательному диалогу со взрослым. В каждом отдельном случае необходимо отмечать детские достижения и успехи.                                                Данная педагогическая технология имеет методические особенности. Эти особенности мы рассмотрим ниже.                                                В младшем дошкольном возрасте, основной целью является, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.                                         На первом этапе — это приобретение детьми представлений о направленности, содержании и структуре процессов самообслуживания. Для этого в арсенале педагога должны быть различные формы образовательных ситуаций (чтение коротких стихов, дидактические игры, совместная трудовая деятельность и т. д.) и методы организации совместной трудовой деятельности ребенка и взрослого (обыгрывание способа действий, показ и разъяснение способов трудовых действий).                                        На втором этапе — актуальным становится развитие проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию.                                                                                Формы образовательных ситуаций, которые использует педагог остаются прежними, а набор методов при организации совместной трудовой деятельности расширяется (использование меток, объяснение способа действий, контроль и оценка детской деятельности взрослым, контроль и оценка детской деятельности от лица персонажа, совместная оценка взрослым и ребенком деятельности персонажа).                                                Третий этап нацелен на взаимодействие воспитателя и родителей по формированию у ребенка позиции субъекта посильного самообслуживания. На данном этапе применимы следующие формы работы с родителями, это разъяснение родителям сущности «кризиса трех лет», посещение родителями группы, просмотр и обсуждение родителями видеоматериалов, представляющих режимные моменты в ДОУ, участие родителей в диагностике по выявлению детской умелости по самообслуживанию.                                                                                        

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современная ситуация определяет необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, поиск актуальных методов и средств, способствующих эффективному развитию их индивидуальности.                 В этих условиях особую значимость имеет разработка технологии развития индивидуальности, отражающая представления об индивидуальности как сложном целостном образовании, а также изменение позиции взрослого по отношению к ребенку, включение в труд в качестве партнера.                                                                                 Ряд исследователей рассматривают технологии овладения ребенком дошкольного возраста позицией субъекта в различных видах деятельности:

1. Игровой;  

2. Художественно-познавательной

Однако технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности в научных работах ранее специально не изучалась.

ГЛАВА 2.        ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ                                

2 .1. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат) [13, С. 28].

По словам Л.В. Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» [2, С. 95].

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых [16, С. 384].

В России педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб (Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии)  в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании.

Сегодня метод проектов полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Типы проектов, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. исследовательско-творческий - дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем оформляют результаты в виде газет, исследовательских карт, коллажей, драматизации, детского дизайна.
  2. ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. информационно-практико-ориентированный (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т. д.).
  4. творческий (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры). Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.

Другими признаками классификации являются [11, С. 198]:  по предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

 Проекты средней продолжительности - типичны для детей старших групп, реализация которых составляет 1-2 недели.

Таким образом, для детей старшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Однако, проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными [9, С. 64].

Проектирование – комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных.                                Учитывая достоинства метода проектирования, был разработан проект приобщения старших дошкольников к труду взрослых.

2.2.Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности

Педагогический  проект «Путешествие капустной семечки»

        Актуальность: создание особого психологического пространства для  развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопознания, самоопределения, смыслообразования.

Проблема: «Знакомство с трудом овощеводов».                        

        Цели: закладывать основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда, желание участвовать в посильном общественном труде; прививать любовь к труду на родной земле; воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родная страна.

Задачи:

  1. познакомить детей с тем, какие овощи и для чего выращивают на больших полях;
  2. сформировать представление о том, какие сельскохозяйственные машины помогают овощеводам в их труде;
  3. обратить внимание дошкольников на слаженность, взаимопомощь в труде рабочих, когда приходит пора уборки овощей и надо очень быстро собрать урожай с огромных участков.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги группы (воспитатели, музыкальный руководитель), родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: в течение нескольких недель.

Таблица

Мероприятия

                                      Содержание

1.

Привлечение детей к участию и планированию мероприятий, решению проекта

Интригующее начало, игровая мотивация «помочь фее Природе пропавшую помощницу Капусту».

Обозначение проблемы, варианты решения проблемы, предложенные детьми.

2.

Совместная деятельность всех участников проекта

Экскурсии, создание проблемных ситуаций, просмотр видеороликов, чтение литературы родителями о труде  и его значимости для других. Создание необходимых условий и подготовка атрибутов на тему выращивания овощей; организация посильного труда детей на огороде  в детском саду; подготовка презентации проекта «Праздник урожая»

3.

Презентация проекта

Проведение праздника «В гостях у Осени»

Поэтапное решение проекта

Этапы выращивания капусты:

Весной(организация огорода на подоконнике):

а) подготовка земли и емкости для рассады;

б) боронование (рыхление почвы);

в) посадка рассады капусты;

г)выращивание рассады.

Летом:

а) высадка рассады на грядку;

б) внесение удобрений;

в) полив;

г)борьба с сорняками.

Осенью: уборка урожая(капусты).

  1. этап.

1. Виртуальная экскурсия в ремонтную мастерскую «Кто лечит машины»         Цели: Расширять представления детей о труде людей, занимающихся ремонтом машин, готовят их к работе весной, летом, осенью. Воспитывать у детей интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду механизаторов, слесарей-ремонтников. Словарная работа: развивать речь детей, активизировать словарь: ремонтная мастерская, слесарь, токарь, ремонт, токарный станок.                                

2.Организация творческой игры «Ремонтная мастерская»                                        Подготовка к игре: беседа по итогам виртуальной экскурсии или сюжетно-ролевой игры в ремонтной мастерской; игра «Отгадайте, как это называется?» (детали, инструменты детского игрового конструктора); рассматривание игрушек – сельскохозяйственных машин.

Развитие игры:

  1. подготовка игрового пространства;
  2. выбор сюжета;
  3. распределение ролей;
  4. игра;
  5. подведение итогов.

3.Просмотр видео фильма  в овощехранилище «Заботимся об овощах» 

Цели: Расширить представление детей о труде рабочих – овощеводов: сортируют картофель. Готовят семена к весенним посадкам. Воспитывать интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду овощеводов. Обратить внимание на слаженность, ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: овощехранилище, контейнер, отдушины для воздуха, тены (для поддержания нужной температуры воздуха), отсеки для складирования овощей.                                                

4. Ручной труд на тему «Овощи» (2 занятия)                                                        Цель: Закреплять у ребёнка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда; совершенствовать у детей способы изготовления поделок из папье-маше.                                                        Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах; дидактические игры: «Волшебный мешочек» (отгадывание овощей на ощупь), «Четвёртый – лишний» (классификация), «Составь овощ» (разрезные картинки). Изготовление основы из пластилина для муляжей.                                Материалы и оборудование: кусочки газеты, клейстер, муляжи овощей из пластилина, салфетки, острый нож (для воспитателя), гуашь, кисти.

Методические приёмы:

1. рассматривание образца с выделением материалов, из которых изготовлена поделка;

2. планирование предстоящей деятельности;

3. самостоятельная работа детей;

4. анализ выполненной работы.

4. Рисование на тему «Что мы видели на экскурсии»                                         Цели: помочь детям запечатлеть образы, полученные в результате наблюдений, на бумаге, используя знакомые им выразительные средства.        Материалы и оборудование: тонированная бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры, простой и цветные карандаши.

Методические приёмы:

  1. беседа-напоминание «Что мы видели на экскурсии»;
  2. беседа-определение замысла рисунка;
  3. выбор изобразительных средств и материалов;
  4. самостоятельная деятельность детей;
  5. подведение итогов занятия;
  6. рассматривание готовых работ.

2 этап.

  1. Беседа «Как сажают капусту». Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о процессе посадки капусты.
  2. Виртуальная экскурсия в тепличное хозяйство «Выращивание рассады капусты».
  3. «Чтобы вырос хороший урожай» (участие в организации огорода на окне, и уходу за ней: боронование, культивирование, полив).

Цель: систематизировать имеющиеся у ребят знания о выращивании капусты; воспитывать интерес к труду овощеводов.                                Обогащение словаря: боронование, борона, сорняки, культивирование, культиватор, поливальные машины.

4.      Труд на огороде детского сада.

  1. подготовка земли (вторичная перекопка, рыхление);
  2. посадка рассады капусты;
  3. прополка капусты (борьба с сорняками);
  4. полив капусты;
  5. уборка капусты.

Материалы и оборудование: лопаты, тяпки, вёдра, грабли, лейки.

  1. этап. Презентация «пора уборки урожая».        

                Цели: дать детям понятие о содержании труда овощеводов в осенний период, показать слаженность в их работе. Взаимопомощь. Использование в труде сельскохозяйственных машин. Рассказать о дружбе и взаимопомощи рабочих разных специальностей. Воспитывать уважение к людям, выращивающим овощи, желание оказывать им посильную помощь.                Предварительная работа: наблюдение за разгрузкой овощей в детском саду; беседа «Как убирают овощи дома на огороде».

4 этап.

1.Итоговая беседа «Что мы знаем о труде овощеводов?».                Цели: закрепить знания о названиях овощей, овощи; о содержании и характере труда овощеводов. Уточнить знание детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Материалы: 5-6 видов овощей, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов, некоторых сельскохозяйственных машин, подбор загадок об овощах. 

5 этап.

Проведение праздника урожая «В гостях у Осени».                        Предварительная работа: разучивание и инсценирование песен, разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок, изготовление шапочек-масок овощей, подарков, пригласительных билетов для гостей.                Содержание праздника: стихи, загадки, игры, песни, танцы, частушки, вручение подарков, праздничное чаепитие.

ВЫВОД  ПО  ГЛАВЕ 2

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ(Дошкольное Образовательное Учреждение). Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая работу, сделаем следующие выводы. В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности данной технологии к специфике ДОУ(Дошкольное Образовательное Учреждение). Познакомились с основами организации проектной деятельности в ДОУ, видами проектов.                  

      Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует    формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования. Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Проект закончился мероприятием. В процессе нахождения детей в группе, дети стали более ответственно относиться к труду взрослых.

После завершения проекта, качественно изменился стиль общения взрослого с ребенком, активными участниками образовательного процесса стали родители. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155).

        ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»(под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.)

  1. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения. Учебник для вузв. Стандарт третьего поколения. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Питер., 1 издание, 2013 — 464 с.
  2. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие/ Л. И. Сайгушева. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  3. Козлова С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2013.
  4. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника/ Л.В. Куцакова. — М.: ВЛАДОС, 2013.-142с.
  5. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб., 2013
  6. Юнина, Е.А. педагогическая психология: социально- личностное образование/ Е.А. Юнина. — Пермь: ПРИПИТ, 2013.
  7. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2016. 573 c.
  8. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - Москва: ИЛ, 2014. - 208 c.
  9. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. 2004 c.
  10.  Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 c.
  11. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. 2360 c.
  12. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада.. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. 2481 c.
  13.  Уголок дежурных по природе (+ набор из 30 карточек). - М.: Сфера, 2014. 1787 c.
  14.  Шатова, А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А.Д. Шатова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 2936 c.
  15.  Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014. 191 c.
  16.  Игнатова, С.В. Правила осторожности. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / С.В. Игнатова. - М.: Ювента, 2013. – 1054
  17. Нищева, Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. 1080 c.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/01/17/sovremennye-tehnologii-trudovogo-obucheniya-i
  2. https://studopedia.net/5_16843_sovremennie-tehnologii-trudovogo-vospitaniya-i-obucheniya-doshkolnikov.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-sovremenyh-tehnologii-v-trudovom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. https://infopedia.su/15x14c20.html
  5. https://scienceforum.ru/2017/article/2017039889
  6. http://studentlib.com/referat-234786-sovremennye_tehnologii_trudovogo_vospitaniya_i_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....

Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Презентация "Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация "Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста"...

«Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания Антон Семёнович Макаренко.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду ...

Консультация для воспитателей "Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста"

В статье описываются основные принципы экологического образования детей дошкольного возраста....

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёно...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, тане...