Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ситникова Наталья Петровна

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К. Орф, — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_muzykalnogo_vospitaniya.doc233 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные технологии музыкального воспитания

детей дошкольного возраста

Содержание

Введение

  1. Технология обучения.
  2. Технология и методика.
  3. Систематизация технологий по Г.К.Селевко
  1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения
  2. Технология развивающего обучения
  3. Технология  разноуровневого  обучения
  4. Технология программированного обучения
  5. Технология проблемного обучения
  6. Технология дистанционного обучения
  1. Современные технологии музыкального воспитания дошкольников
  1. Интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
  2. Информационно-коммуникативные технологии.
  3. Эвритмия
  4. Технология проектирования музыкально - обогащённой среды.
  5. Технология с применением арт-терапии.
  6. Технологии музыкально-ритмического воспитания
  7. Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарноемузицирование с дошкольниками»
  8. Технологии обучения певческим навыкам  Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы.
  9. Технологии музыкотерапии.

 Заключение.

  Список используемой литературы.

Введение:

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов)«моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

  • создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  • творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  • высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию — функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки — урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

  • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению
  • ассоциативности художественного мышления
  • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое
  • палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности
  • радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»«Обруч»«Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

  • тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности
  • разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки
  • идеи элементарного музицирования К. Орфа
  • техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания
  • предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель — развитие музыкального (интонационного)мышления ученика", — написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Термин «технология»

Термин «технология» означает процесс производства продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией.

Технология, в узком смысле, это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

  • под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  • под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями».

В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология — (от греч, techne — искусство и logos — слово, учение) — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления»[2].

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» .

  1. Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Технологии обучения (англ. «study technology», или «study tech») — практическое использованиезакономерностей дидактики в различных сферах деятельности в обучении знаниям, умениям, навыкам.Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — дисциплина,разрабатывающая закономерности обучения и образования. Технологии обучения появились в результатеполучения ответа на три вопроса: «Чему учить?(А) - Как учить?(В) – Кого учить?(С). С помощьюдедуктивного способа познания получили возможность осуществить их на практике с помощью одних и техже алгоритмов познания, формализованных в взаимоотношения АВС. Технологии обучения обладаютпризнаками всеобщего и используются в образовательном, воспитательном и профессиональном обучении.

Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

В 60-70-х гг. XX в. это понятие ассоциировалось с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.

Технология обучения состоит из нескольких взаимообусловленных частей:

1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы). С дидактической точки зрения технология обучения – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам;

2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения);

3) средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО).

В технологии обучения наиболее сложным является вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в так называемых диагностичных понятиях. Методика диагностичного описания опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения.

На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты, т. е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.

Для выбора способа деятельности в технологии обучения используются понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления.

Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую технологией обучения. Для построения управляемого дидактического процесса разработана схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения:

1) ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приемов изучения);

2) исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.);

3) контроля и корректирования.

Алгоритм управления – система правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели. Для достижения конкретной цели обучения применяется определенный алгоритм управления.

При выборе способа управления дидактическим процессом решается вопрос и об оптимальных для соответствующих целей ТСО.

Структурные составляющие обучения.

Цели обучения;

Содержание обучения;

Средства педагогического взаимодействия;

Организация учебного процесса;

 Ученик, учитель;  

           Результат деятельности.

Структурными составляющими являются.

Цели обучения;

Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различныхприемов, методов и средств обучения. Ведущий компонент системы обучения, формирующийся подвлиянием среды обучения и оказывающий влияние на выбор методов, средств, содержания,организационных форм обучения. На занятиях по языку можно ставить разные цели, которыепредусматривают разный объем, неодинаковую степень владения языковым материалом, разные уровнисформированности видов речевой деятельности. Можно также говорить о промежуточных и конечныхцелях обучения в рамках определенного отрезка времени, о цели каждого занятия, темы и этапа обучения.В лингводидактике принято выделять практическую, общеобразовательную, воспитательную,развивающую Ц. о. На современном этапе развития методики в качестве ведущей считается практическаяцель, что отражает установку общества на обучение и овладение языком как средством общения. Влитературе последних лет (см. Гальскова, 2000) речь идет также о стратегической (или глобальной) целиобучения, которая является отражением социального заказа общества по отношению к содержаниюобучения. Уровень достижения планируемой цели обучения характеризуется с помощью терминакомпетенция, в связи с чем говорят об уровне языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной,страноведческой и др. компетенций, достигаемых в процессе реализации той или иной цели обучения.

Содержание обучения;

Базисная категория методики; совокупность того, что учащийся должен освоить в процессе обучения;историческая категория, изменяющаяся в зависимости от целей обучения. На С. о. оказывают влияниеуровень развития методики и смежных наук, условия обучения (что проявляется прежде всего в объемематериала и требованиях к уровню владения им). С. о. иностранному языку принципиально отличается отС. о. научных дисциплин. Для последних основу С. о. составляет усвоение понятий, приобретение знаний,в то время как при обучении иностранному языку главное – приобретение речевых навыков и умений,обеспечивающих возможность практического пользования языком. Вопрос о компонентах С. о.применительно к обучению языку решается неоднозначно. Большинство методистов в структуре С. о.выделяют:

a) средства обучения (учебник, учебные пособия – фонетические, лексические, грамматические, речевые,страноведческие) и

б) комплекс знаний, навыков, умений, необходимый для практического владения языком в различныхсферах и ситуациях общения. В рамках речевого материала обычно рассматриваются речевые образцы, атакже темы, ситуации общения, тексты. По-разному осуществляется и отбор С. о. Считается важным при этом следовать следующим принципам отбора:

1) необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения;

2) доступности С. о. для его усвоения. Наиболее актуальным при рассмотрении проблемы С. о. остаетсявопрос о том, как обеспечить такую методическую

 организацию материала, которая позволяла бы сочетатькоммуникативно-деятельностный подход к обучению с систематизацией учебного материала

. Одно изнаправлений решения проблемы заключается в организации обучения с учетом коммуникативныхпотребностей учащихся исходя из содержания интенций (Вятютнев, 1984). Одним из современныхподходов к определению С. о. является попытка представить систему С. о. в виде трех подсистем: 

Объекта обучения, объекта усвоения и результата обучения. Объект обучения:

 язык – речь – речевая деятельность –культура. Объект усвоения: знания – навыки – умения межкультурная коммуникация. Результат обучения

(competence): языковая компетенция – речевая компетенция – коммуникативная компетенция –социокультурная компетенция

Таким образом, С. о. включает в себя следующие компоненты:

a) знания о системе изучаемого языка и входящих в его структуру единицах языка, составляющихсодержание языковой компетенции;

б) знания о культуре носителей изучаемого языка, составляющих содержание социокультурнойкомпетенции;

в) правила пользования усвоенным учебным материалом в различных ситуациях общения;

г) речевые навыки и умения;

д) способность пользоваться приобретенными знаниями и сформированными навыками и умениями вразличных ситуациях общения (коммуникативная

 компетенция);

е) учебные умения, обеспечивающие возможность эффективно учиться;

ж) речевой материал, представленный в учебном процессе в виде текстов, речевых образцов, моделейпредложения, темах и ситуациях общения.

Средства педагогического взаимодействия;

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  1. убеждение;
  2. упражнения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка.

В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:

  1. учебный процесс;
  2. внеаудиторная работа;
  3. семейное воспитание;
  4. воспитательная деятельность молодежных организаций;
  5. воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).

Рассмотрим названные выше методы воздействия на личность.

Организация учебного процесса;

Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс необходимо его организовать. Что же такое организация? В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта». Там же подчеркивается, что важны именно эти «значения понятия организации, относящиеся как к объектам природы, как и социальной деятельности и характеризующие организацию как расположение и взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)».

Такими элементами (частями) процесса обучения являются его звенья.

Звено- это составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свою целую структуру - состоит из взаимосвязанных этапов решающих определенные задачи: постановки цели, обобщение знаний, подведение итогов урока, определение домашнего знания и д.р.

В каждом звене процесса обучения решаются как общие, так и специфические задачи обучения. Общие - это те, на решение которых направлен весь процесс обучения. Специфические - это те, что доминируют в конкретном звене этого процесса. Все звенья взаимосвязаны, поэтому процесс обучения представляет собой своеобразную цель.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организаций обучения. Кроме того, на основе одного звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основании звена формирования знаний могут быть сконструированный урок соответствующего типа, лекции конференция и д.р.

Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие этапы: постановки цели и актуализации знаний, ведения новых знаний и первичного их основания учащимися, обобщения знаний оперирования ими, контроля усвоения.

В каждом этапе используются соответствующие цели, источники знаний, методы, приемы обучения, а так же формы учебной работы.

Организация и проведение учебного процесса должны быть такими, чтобы он полностью удовлетворял ведущим потребностям учащихся, а доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся были мотивы познания окружающего мира, мотивы самоосуществления себя как личности, собственного совершенствования, развития себя как гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности.

Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились их собственными, личными целями.

Можно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей обучения и воспитания.

Включая учащихся в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности, учителя - новаторы значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока. Изучение опыта творчески работающих учителей говорит о том, что умелое использование форм, видов учебной деятельности учащихся в их оптимальном сочетании имеет решающее значение и повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

 Ученик, учитель;  

 Результат деятельности.

  1. Технология и методика

Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;

Методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;

Технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью;

Технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;

Технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. 

  1. Систематизация технологий по Г.К.Селевко

Термин «технология» означает процесс производства продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности

Педагогическая технология  это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

  1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространённым и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, – объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Ее преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.

Ее недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся

  1. Технология развивающего обучения. Из всех существующих отечественных технологий она является одной  из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков и многие другие. На становление идей этой технологии большое влияние оказали труды Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической теории психического развития человека.

Он доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития, то есть на определённом этапе развития ребёнок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами.

Технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их ученики. Д.Б. Эльконин с учётом возрастных особенностей школьников обосновал  системно-деятельностный подход к обучению.

Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако рад положений этой технологии остаётся дискуссионным. Исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

  1. Технология  разноуровневого  обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.

Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня).

  1. Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. ХХ столетия. Основная цель обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.

Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Характерные черты технологии:

  • разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;
  • включение системы предписаний по последовательному выполнению определённых действий, направленных на усвоение каждой части;
  • проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самими учащимися, так и педагогу.

Основным компонентом программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы.

Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий, обогащающих объём их знаний.

  1. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Фундаментальные работы, посвящённые теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х – начале 70-х столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли учёные Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её решения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

  1. Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Возможности данной технологии могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счёт использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического усвоения обучаемым учебного материала.

В наш стремительный век в нашу жизнь входят всё новые и новые технологии обучения. И музыкальное развитие так же не стоит на месте.

Издательством Детство-Пресс была выпущена книга под редакцией  А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской  «Детство с музыкой».  В книге представлены современные педагогические технологии музыкальноговоспитания  и развития детей раннего и дошкольного возраста. Пособие состоит из двух частей. В первой части даются теоретические обоснования педагогических технологий и характеристика воспитательных задач, которые могут быть решены с их помощью.  Во второй части представлены описания педагогических технологий воспитания музыкальной культуры ребёнка, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями и педагогических технологий развития у ребёнка позиции активного участника, исполнителя. Созидателя музыкальных проихведений.  

Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального  репертуара, конспекты игр и занятий с детьми.

4. Современные технологии музыкального воспитания дошкольников.

  1. Интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Цель: развитие музыкально-художественного восприятия на интегрированных занятиях с детьми старшего-дошкольного возраста.

Вполне  объясним  тот  факт,  что  в  связи  с  глобальными  изменениями  в  обществе,  изменения  происходят  практически  во  всех  сферах  деятельности  человека.  Изменения,  и  достаточно  активные,  происходят  и  в  образовательной  системе.  Современная  система  дошкольного  образования  отказывается  от  учебно-дисциплинарного  подхода,  делая  упор  на  личностно-ориентированный  подход  к  процессу  обучения.

Для  современного  педагога  становится  очевидным,  что  недостаточно  помочь  учащемуся  овладеть  какими-либо  техническими  навыками,  необходимо  обратить  самое  пристальное  внимание  на  индивидуальное  развитие  личности  ребёнка.  Для  этого,  кроме  создания  максимально  комфортной  среды,  для  развития  личностных  качеств  учащегося,  необходимо  использовать  новые  образовательные  технологии.

Одним  из  необходимых  условий  педагогического  процесса  является  развитие  творческих  способностей  учащихся.  «Способности  не  существуют  вне  конкретной  деятельности  человека,  а  формирование  их  проходит  в  процессе  обучения  и  воспитания»,  —  утверждает  А.В.  Петровский 

В  качестве  одного  из  вариантов  практического  решения  проблемы  развития  творческих  способностей  мы  рассматриваем  принцип  интеграции.  Интеграция  (от  лат.  integratio  —  соединение,  восстановление)  представляет  собой  объединение  в  единое  целое  ранее  разрозненных  частей  и  элементов  системы  на  основе  их  взаимозависимости  и  взаимодополняемости .  Интегративный  подход  к  педагогическому  процессу  позволяет  в  процессе  обучения  сформировать  у  дошкольников  целостную  картину  мира  и  создать  предпосылки  для  их  всестороннего  развития.

Интегративное  изучение  основ  искусства  в  системе  дополнительного  образования  в  наибольшей  мере  способствует  целостному  художественному  постижению  детьми  окружающего  мира.  Этот  подход  для  ребенка  дошкольного  возраста  не  только  интересен,  вполне  осуществим  в  силу  возраста,  но  и  органичен,  так  как  художественные  способности  в  этом  возрасте  многогранны,  их  движение  от  образов  изобразительных  к  литературным,  музыкальным,  пластическим,  театральным  подвижно  и  носит  характер  перетекания.

Наиболее  полно  проблема  комплексного  взаимодействия  искусств  в  70-е  годы  решалась  в  экспериментальных  программах  по  изобразительному  искусству  Б.М.  Неменского  и  концепции  музыкального  образования,  программах  по  музыке  Д.Б.  Кабалевского.

По  мнению  А.В.  Бакушинского,  «все  в  педагогическом  восприятии  должно  быть  обращено  к  синтезу.  Поэтому  как  можно  меньше  расчленения,  анализа,  как  можно  меньше  слов  и  навязывания  педагогом  собственной  точки  зрения...  Для  периода  детства,  комплекс  должен  быть  не  темой,  а  образом,  исходящим  нередко  из  коллективного  творческого  замысла  детей  и  формируемого  их  дружными  усилиями».

Анализируя  теоретические  исследования  и  опираясь  на  практические  знания  можно  сказать,  что  в  художественной  педагогике  сложился  определенный  опыт  использования  интеграционного  взаимодействия  различных  видов  искусств  на  занятиях  художественно-эстетического  цикла.

Интегративный  подход  к  развитию  творческих  способностей  учащихся  мы  понимаем,  как  совокупность  личностно-ориентированной,  развивающей  программы  обучения,  которая  основана  на  принципе  интеграции  различных  видов  искусств.  Реализация  данного  подхода  дает  возможность  по-новому  конструировать  содержание  образовательного  процесса  по  декоративно-  прикладному  искусству,  выстраивать  учебный  процесс  на  основе  технологии  творчески-развивающего  обучения,  способствующего  эффективному  развитию  творческих  способностей  учащихся.  Успешность  реализации  данного  подхода  зависит  от  мастерства  учителя,  от  творческого  подхода  к  обучению,  от  знания  возрастной  психологии  учащихся.

Опираясь  на  то,  что  дошкольный  возраст  является  сенситивным,  нужно  выделить  среди  видов  искусств  наиболее  развивающий  на  данном  этапе  и  выстраивать  комплексное  воздействие,  углублять  знания  учащихся  с  опорой  на  это  искусство,  при  условии  дополнения  его  другими.  Таким  образом  возникает  взаимопроникновение  искусств,  которое  способствует  расширению  понимания  учащегося  об  окружающем  мире.

Анализируя  возрастные  особенности  детей  дошкольного  возраста,  можно  сделать  выводы,  что  необходимо  выстраивать  учебный  и  творческий  процесс  так,  чтобы  образовательная  художественная  деятельность  выступала  как  естественный,  например  игровой  процесс.  Важно  и  то,  что  объём  знаний  должен  быть  небольшим,  но  содержательным.  Поэтому,  с  целью  формирования  у  ребёнка  целостного  представления  о  мире,  при  определении  методики  и  выборе  приёмов  развития  творческих  способностей  детей  дошкольного  возраста,  необходимо  охватить  многочисленные  аспекты  того  или  иного  явления,  обогащая  и  развивая  при  этом  всю  совокупность  личного  опыта  ребенка.  Решить  эту  задачу  поможет  интегративный  подход  к  выбору  содержания  образовательного  процесса.

Одной  из  основных  форм  осуществления  интегративного  подхода,  становятся  интегрированные  занятия.  Интегрированное  занятие  совмещает  в  себе  различные  области  знаний  в  одинаковой  степени,  дополняющие  друг  друга.  Содержание  занятия  определяется  исходя  из  запланированной  темы,  а  условия  интеграции  различных  направлений  должны  быть  обоснованы.  На  занятии  есть  возможность  освоить  содержание  различных  направлений  параллельно  и  решить  несколько  задач,  в  том  числе  и  развитие  творческих  способностей.  В  системе  дошкольного  дополнительного  образования  есть  возможность  интегрировать  различные  направления,  органично  соединять  музыку  и  искусство,  театральную  деятельность  и  литературу  и  т.  д.  Такие  занятия  проходят  в  нестандартной  форме  что,  несомненно,  будет  повышать  познавательный  интерес  учащихся  дошкольного  возраста  и  поднимет  мотивацию  к  обучению.  Об  эффективности  таких  занятий,  позволяет  говорить  тот  факт,  что  использование  различных  видов  и  направлений  деятельности  не  повлияет  отрицательно  на  внимание  учащегося,  а  за  счёт  переключения  на  разные  виды  работы  снимет  напряжение,  и  образовательный  процесс  будет  проходить  гораздо  легче.  В  ходе  занятия  происходит  процесс  повторения  старого  и  проникновения  нового  учебного  материала.  Во  время  интегративного  занятия  учащиеся  не  только  запоминают  основные  моменты  учебной  программы,  но  и  проявляют  самостоятельность,  возможно  даже  анализируют  свою  творческую  деятельность.  Интегрированное  занятие  предполагает  развитие  воображения,  внимания,  памяти,  творческого  мышления,  самостоятельности,  что  ведет  к  стимулированию  творческой  активности  и  развитию  творческих  способностей  учащихся.

При  проектировании  интегрированного  занятия  необходимо  помнить,  что  одним  из  важных  принципов  построения  является  определение  соотношения  знакомого  и  нового  образовательного  материала.  Новый  материал  обязательно  должен  основываться  на  имеющихся  и  хорошо  усвоенных  знаниях,  что  способствует  быстроте  построения  ассоциативного  ряда  и  при  решении  проблемно-поисковой  ситуации  даст  возможность  учащемуся  воспользоваться  собственным  опытом.

Необходимо  выделить  так  называемый  интегратор,  тот  главный  элемент  который  будет  дополняться.  Например,  для  развития  творческих  способностей  с  помощью  интегрированной  методики,  интегратором  различных  видов  искусств,  может  быть  художественная  керамика.

Особенность  методики  заключается  в  организации  образовательной  интегративной  среды,  в  которой  учащиеся  выполняют  работы  в  соответствии  с  этапами  технологического  процесса  изготовления  керамического  изделия.  Восприятие  керамики  как  искусства  осуществляется  во  взаимодействии  с  музыкой,  театральной  деятельностью,  мультипликацией.  Органичная  для  детей  дошкольного  возраста  деятельность  —  игра  помогает  учащемуся  не  потерять  интерес  во  время  занятий.  Например,  создание  образов  для  театральной  постановки  сказки  «Теремок»,  где  музыкальная  составляющая  —  это  звуки,  сопровождающие  героев  сказки,  дающие  возможность  определить  характер  каждого  персонажа.  Далее  следует  пластическое  исполнение  —  лепка  из  глины.  Итогом  может  стать  театральное  представление  или  создание  анимационного  фильма. 

Мы  считаем,  что  в  процессе  подобных  занятий  учащиеся  получают  не  только  теоретические  знания  и  практические  умения,  но  и  активизируют  внимание,  память,  творческое  мышление,  что  и  ведет  к  ощутимому  сдвигу  в  творческом  развитии.

  1. Информационно-коммуникативные технологии.

Меняется мир – меняются и дети.  Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для  него  смысл.

Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.

Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование  мультимедийных пособий, которые  могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение  информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми  заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.  Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию,  аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя).

Использование  ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса,  сделать процесс обучения интересным,  а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняет роль:

-    источника информации;

-    наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

-    средства хранения необходимых для работы материалов.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

-    улучшается запоминание пройденного материала;

-    усиливается познавательный интерес воспитанников;

-    предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-    задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

-    развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий .

-    позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

-    делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-    помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-    позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

-    активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания   различных видов музыкальных деятельности.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана.  Рассмотрим возможности использования видео – презентаций по основным видам музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических  движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…

С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

  1. Эвритмия

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. 
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. 
В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. 
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Технология эвритмии применяется в нашем саду на занятиях логоритмикой совместно с логопедом.

Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей. Это искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, и которое влияет на становление культуры здоровья детей. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества. 
Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. 
Развитие культуры движения дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов: 
- принципа природосообразности; 
Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Дети приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации. 
- принцип здоровьесбережения; 
Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. 
- принцип развития творческого воображения; 
Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал. 
- принцип формирования способности к сопереживанию; 
Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. 
Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма. В музыкальной эвритмии дети знакомятся с гаммами, ритмом, длительностями, тактом, учатся двигаться в характере музыки. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма. 
Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии. 
Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных. 
Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке: 
- ритмические игры; 
- блок развития мелкой моторики; 
- блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 
- пространственная ориентация; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации. 
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

  1. Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на личностно – ориентированное взаимодействие детей и взрослых, на создание таких условий, в которых ребёнок занимает позицию субъекта деятельности, где ребёнку принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль. Согласно современным концепциям Б.Г. Ананьева, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой освоение ребёнком такой позиции обеспечивает первые проявления его индивидуальности, позволяет личности творить, проявлять активность, создавая собственный неповторимый стиль осуществления деятельности. Выделяются следующие признаки освоения ребёнком позиции субъекта деятельности: активность — как основополагающая характеристика субъекта, инициативность и исполнительность как формы проявления активности, свобода и самостоятельность выдвижения замыслов, выбор средств и способов осуществления деятельности. По мнению О.В. Солнцевой, данные признаки свидетельствуют о том, что освоение ребёнком субъектной позиции обеспечивает удовлетворение базовых социальных потребностей в активной деятельности и самовыражении. В музыкальной деятельности А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская выделяют: эмоционально – субъектные проявления ребёнка, которые выражаются в интересе ребёнка к музыке, и деятельностно – субъектные, связанные с активностью и инициативностью ребёнка в выборе музыкальных видов деятельности. Именно такая позиция ребёнка – субъекта музыкальной деятельности, обеспечивает ему рождение интереса, мотива и развитие творческого потенциала. Педагог же является сотворцом, советчиком, доброжелательно оценивающим малейшие достижения и успехи ребёнка. Он организует весь творческий процесс, но его руководство носит косвенный характер. При использовании музыкально – дидактической игры музыкальный руководитель и воспитатель должны учитывать особенности каждого ребёнка, его интересы, возрастные закономерности развития. В частности, Н.А.Ветлугина указывала на то, что имеет значение возраст детей, для которых предназначена музыкально – дидактическая игра: чем младше дети, тем отчётливее должны выступать особенности музыкальных образов. При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, необходимо учитывать и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально – дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я». Ещё одним важным педагогическим условием, обеспечивающим успех музыкального развития детей, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Как свидетельствуют результаты исследований В.Т. Кудрявцева, Н.Н. Поддьякова, Н. Роджерс и др., образовательная среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, которая способствует появлению новых идей, замыслов, развитию чувства психологической защищённости, а также разнообразным и богатым предметным наполнением. Э.П. Костина определяет следующие требования к проектированию музыкальной среды: 1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка; 2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность; 3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации). Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств. Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры. Музыкальная развивающая среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский); содержать как уже известные ребёнку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию; требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. Педагогическая среда создаётся для предоставления детям возможности активной и разнообразной музыкально – творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально – образовательного процесса в содержании пособий, предметов, игр и т.д. Среда должна быть системной, то есть отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки. Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

 Хотелось бы  выделить еще несколько технологий  касающихся  конкретно музыкального воспитания.

  1. Технология с применением арт-терапии.

            - технологии музыкального воспитания с применением арт-терапии - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на

творчестве и игре  наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Задача педагога – помочь детям научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений.

Очень многие виды арт-терапии перекликаются между собой. В этом и состоит особенность арт-терапии – интегрируя виды искусства, помочь учащимся снимать психологическое напряжение на занятиях, повысить интерес детей к урокам музыки, начиная с младшего возраста.

 Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми. Это очень удобный  метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребёнку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.

 

  1.   Технологии музыкально-ритмического воспитания

(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);

Цели и задачи:

 

  1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
  3. Развитие музыкального слуха:
  • музыкальных сенсорных способностей;
  • чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
  • слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
  • способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
  1. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
  2. Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.
  3. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
  4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

 

В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод  музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ»  двигательных упражнений.  Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.

  1.  Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарноемузицирование с дошкольниками»    содействует развитию

их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запасамузыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования);

Элементаоное музицировние -  это возможность

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

  1. Технологии обучения певческим навыкам  Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы,  помогают  педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, креативности в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости – и это отражается на характере человека и его отношении (отрицании) к музыке вообще. Я считаю главным воспитание у ребенка «чуткого музыкального уха» и эмоциональной отзывчивости – именно тех компонентов музыкальности, без которых невозможно приобщить ребенка к миру прекрасного, невозможно и целостное развитие личности.

Начиная свою педагогическую деятельность в детском саду, я столкнулась с рядом проблем:

1. Несоответствие программы М.А. Васильевой современным требованиям стимулирования развития личности;

2. Низкий уровень развития певческих способностей дошкольников;

3. Творческая инициатива детей выражена слабо;

4. Отсутствует музыкально-образное и ассоциативное мышление.

Изучив исторический опыт эстетического воспитания средствами певческого искусства, я пришла к выводу, что актуальность «пения со словом», высказанная Аристотелем и Платоном еще в античные времена, не утратила своего значения и по сей день. Проработав научно-методические основы воспитания певческим искусством, я построила такую систему работы, которая позволяет мне использовать арсенал нетрадиционных программ и технологий в развитии творческих и певческих способностей детей.

Рассмотрев данные проблемы, я поставила себе цель: воспитать музыкально-творческого ребенка.

Для достижения этой цели я определила для себя задачи:

1. Стимулировать творческую активность дошкольников;

2. Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков;

3. Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.

  1. Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на  целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

     Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а   

   значит,  могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Заключение

         В результате проделанной работы я провела анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, методической и музыковедческой литературы, который позволил  проанализировать известные технологии применительно к освоению и восприятию дошкольниками современной музыки.       Развитие эмоционально осознанного восприятия невозможно без накопления интонационного музыкального словаря, методов создания ролевой установки, вокализации мелодии, метода пластического интонирования, инструментального музицирования, метода выявления жанровой принадлежности музыкального произведения,  использования ассоциаций, постановки проблемных вопросов, создания художественной композиции, ну и конечно метода «разрушения» образа.

В процессе изучения данной темы были определены основные методы позволяющие педагогу красной нитью, провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах, театрализация, пластическое интонирование, условное дирижирование, импровизация,  сочинение музыки.

Я считаю необходимым  применение наглядности с использованием произведений живописи, игровых методов и приемов,  наблюдений и рассуждений о музыке. Применение информационно-коммуникационных технологий, проблемно-поисковых, проектных, опытнических и личностно – ориентированные технологии в освоении дошкольниками современной музыкальной культуры.

Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, прививать любовь к музыке и учить различать хорошую музыку и «музыку на один день».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если музыкальный руководитель в своей деятельности будет использовать следующие рекомендации:

 - формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом

 - обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки

- побуждать активный интерес к музыке

- воспитывать музыкальный вкус

- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности

- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности

- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность

к эмоциональной отзывчивости

- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы

- учить высказывать свои впечатления о музыке

- развивать чувство уверенности в себе

- разнообразить музыкальные впечатления детей, подавая музыку под разным «соусом», с использованием различных методов и технологий,  описанных в данной работе, ведь эмоциональная насыщенность – это неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.

         Практическая ценность данной работы заключается в подборе методов, приемов и технологий, который помогут педагогам и их воспитанникам освоить пласт современной музыки, используя все виды музыкально-практической деятельности.

Список используемой литературы.

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
  2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
  5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....

Современные технологии образования детей дошкольного возраста

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...

Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

    С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель простые, но яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушк...

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...

ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье указывается о проблеме  сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве,  раскрывается зн...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...