ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре на тему

Суворенкова Людмила

В данной статье указывается о проблеме  сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве,  раскрывается значение и применение в ДОУ такой здоровьесберегающей технологии, как терренкур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Суворенкова Л.А.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№6 «Золотой петушок» г. Губкин Белгородская область

Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем [3]. Именно в этом возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и целенаправленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка [1].

В  нашем современном  обществе, предъявляются  все новые, более  высокие  требования к человеку, в  том числе  к ребенку, к  его  знаниям  и  способностям. Забота  о  здоровье  ребенка стала  занимать  во  всем  мире  приоритетные  позиции.   Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство - здоровье. Каждый родитель хочет чтобы  их  ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

С каждым годом наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста, возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Данные официальной статистической отчетности профилактических медицинских осмотров, проводимых среди выпускников дошкольных образовательных организаций, свидетельствуют о том, что здоровых детей только 20-25 %, имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до 7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость). [2, 1] Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз, причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, т. к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т. д.). Это сокращает время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы [4, 5].

Здоровье дошкольника, его охрана, укрепление и развитие является приоритетной задачей для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности данной работы.

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из основных в работе нашего дошкольного учреждения. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создают оптимальные условия для эффективной организации медико-педагогической деятельности (с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его возраста, пола, индивидуальных особенностей) по оздоровлению дошкольников в условиях детского сада, используя для физического развития детей как внутренние помещения ДОУ (групповые комнаты), так и территорию ДОУ.

Одним из способов использования территории ДОУ в целях оздоровления детей в ДОО стали оздоровительные терренкуры разной сложности.

Изначально понятие «Терренкур» представляет собой ходьбу по горным и равнинным поверхностям, проводится в виде экскурсий, походов, прогулок по пересеченной местности, с определенной физической нагрузкой, с подъемами в гору, со спусками, с переходом через ручьи вброд и по навесным мостам.

Наш терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков бега, преодоления препятствий из имеющегося оборудования (мостики, барьеры, бревнышки, другие препятствия, подвижные и спортивные игры с использованием прохождения разных маршрутов) по территории детского сада, для оздоровления наших детей. Его отличительными и характерными чертами является:  простота и естественность движений; возможность выполнять их в любое время на воздухе;  привлекательность для детей в связи с возможностью игровой мотивации. Терренкур направлен на формирование такого физического качества, как выносливость, выполняемое в умеренном темпе и с умеренной интенсивностью движений. Во время ходьбы создаются благоприятные условия для активизации дыхания. При выполнении в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются мышцы нижних конечностей, стимулируется обмен веществ. Прогулки по терренкуру проводятся круглогодично в теплый и холодный период года в соответствии с режимом дня, по принципу наращивания темпа и двигательной активности. В теплый период используется коррегирующая дорожка, расположенная на спортивной площадке.

  Нагрузка, получаемая ребенком, зависит от возраста и обуславливается следующими факторами:  соотношение ходьбы, прыжков и бега;  длительность маршрута; темп ходьбы, бега; количество остановок и их продолжительность на протяжении маршрута; применение дополнительных физических упражнений.

Для внедрения терренкура в практическую работу было разработано несколько видов маршрутов. Первый маршрут - легкий, для детей младших и средних групп. Темп движения - умеренный. Продолжительность – 10-12 минут. Преодолеваемое расстояние - 100 м. Второй маршрут - средний, для средних и старших групп. Во втором маршруте преодолевается расстояние длиной 200 м. Продолжительность – 15-20 минут. Третий маршрут – тренирующий, для детей старшего возраста. Его назначение - укрепить мышцы и связки нижних конечностей, свода стопы, тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дистанция третьего маршрута составляет 300 м. Время прохождения – 25-30 минут.

Подводя итог, можно сказать, что использование терренкура в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к активному и здоровому досугу, формирует представление о терренкуре как о способе организации активного отдыха, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, к улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей к работе по укреплению их здоровья.

Комплексный подход в решении проблем укрепления здоровья детей обеспечивает: охрану и психофизическое здоровье ребенка; эмоциональное благополучие каждого воспитанника; осознанное отношение к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту; просветительскую деятельность среди педагогов и родителей.

Список используемой литературы:

1.  Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006, - 290 с.

2.  Сайкина, Е. Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: монография. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 2. 2013, с. 43-45.

3.  Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2013, - 368 с.

4.  Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: РЕЧЬ, 2001, - 166 с.

5.  Потапчук, А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПБ.: РЕЧЬ, 2002, - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

Современные технологии образования детей дошкольного возраста

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...

Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефек...

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста в летний период

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей....

Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"

Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"...