Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Конакова Мария Альбертовна

В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Единая цель этих работ – развитие музыкального (интонационного) мышления дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_muz_vospitaniya_detey_dosh_vozrasta.docx442.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»«эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов)«моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» (Н.А. Ветлугина).

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки.

Ведущие Программы по музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под ред. Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой, А. И. Бурениной, О. П. Радыновой) предусматривают развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

  • создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  • творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  • высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.   Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических форм и методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Цель работы музыкального руководителя в ДОУ – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

  • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
  • ассоциативности художественного мышления;
  • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
  •  палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
  • радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

С появлением авторских программ, методик и разработок по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа, а также Т. Боровик и А. Бурениной - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В технологиях этих методик очевидны:

  • тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и        учебно-музыкальной деятельности;
  •  разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки;
  • идеи элементарного музицирования К. Орфа;
  • техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания;
  •  предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Единая цель этих работ – развитие музыкального (интонационного) мышления дошкольника.

Методы работы:

1. Метод вариативности (- сочетание элементов инновационных программ и технологий с основными рабочими).

Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитания ориентирован на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально–комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

     Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку.  Осуществление этой цели решает задачи:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам;
  • обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей;
  • формирование элементарных музыкальных навыков.

 2 Метод проектирования (- современный метод интеграции деятельности), позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.  Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Формы развития музыкального мышления:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

  • развития коммуникативных навыков;
  •  работы над ощущением формы;
  •  развития двигательной координации;
  • развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение, - определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  •  повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Игры звуками

В работе с играми - звуками выделяются условно следующие направления:

  • звучащие жесты и музыка моего тела;
  • шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование современных (инновационных) технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Пальчиковые игры

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. Игра определяет дальнейшее развитие ребёнка.  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

 Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

В ясельной группе простые пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.

Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно гоняющий на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его ровесник - не музыкант.

Пальчиковые игры и упражнения – так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение. Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Примеры пальчиковых игр

Е.Каплуновой

«Прилетели гули»

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

(махать руками, как крылышками)

Сели на головку,

На головку дочке.

(положить руки на голову)

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой,

Кыш-кыш-кыш!

(махать руками, «прогоняя гулю»)

«Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем.

(пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.

(выполнять движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

(пальцы свободные, легкие движения кистями вверх-вниз)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

(«гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой)

А теперь платочки сложим

И в шкаф положим.

(хлопки одной ладошкой по другой, и положить руки на колени) 

«Кот Мурлыка»

Вот кот Мурлыка ходит,

Он все за мышкой бродит.

(легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)

Мышка, мышка, берегись,

Смотри, коту не попадись.

(погрозить пальчиком левой руки, затем правой)

«А-а-а-ам!»

(сделать резкое движение пальцами обеих рук – «кошечка» - и сжать пальцы в кулаки)

                                                        Литература

  1. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
  2. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
  3.  Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994. - № 2, с. 24 - 30
  4. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
  5. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. -  №1. – с.10
  6. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....

Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёно...

Мастер класс " Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста".

Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей детей....

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....