Главные вкладки

    Конспект занятия на тему «С чего начинается Родина?»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Хворостьева Татьяна Павловна

    Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «С чего начинается Родина?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina.doc173.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности на тему «С чего начинается Родина?»

    Хворостьева Татьяна Павловна, воспитатель первой квалификационной категории (подготовительная к школе группа)

    Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, социализация, музыка.

    Программное содержание

    1. Формирование чувства патриотизма путём осмысления, таких понятий, как род, родители, родословное дерево. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания поделиться с этими знаниями со сверстниками. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.

    2. Расширять представления детей о родном крае. Углублять и уточнить представление о Родине.

    3. Воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям.

    4. Воспитывать любовь к родине, патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город Нурлат; любовь к месту, где живёшь.

    Словарная работа: «генеалогическое дерево», «родословное древо», «предки», «потомки».

    Материал: Большие листы бумаги с изображением схемы дерева (один для воспитателя и на каждого ребёнка). Фланелеграф. Семейные фотографии. Игрушка пирамида. Плакат-кроссворд.

    Ход занятия

    Добрый день солнце!

    Добрый день небо!

    Добрый день всем нам!

    Добрый день мне!

    Здоровья всем!

    Воспитатель: У всех дома семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей и наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. Положите их на край стола, они понадобятся позже. А сейчас подумайте и ответьте: Кого называют родственниками?

    (ответы детей) 

    Воспитатель: Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы понимаете, что такое род?

    (ответы детей) 

    Воспитатель: Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род - это общая большая семья. Каждый род имеет своё начало. Самый уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Верно. Это ваши бабушки и дедушки. Потому, что они дольше всех прожили и всё знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных ситуациях, помогают во всём. А ещё мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители - вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, родителями. Папами и мамами. Кто из вас знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать? (дети читают стихи)

    1. Семья - это слово родное!

    Сколько в нём света, добра и тепла!

    Как мы гордимся своими родными.

    За все их заслуги, за все их дела!

    1. Глаза материнские нас согревают,

    Как солнце сиянье, они горячи,

    А руки отца от беды заслоняют.

    Забота родных - как солнце лучи!

    Воспитатель: Молодцы. А сейчас обратите внимание на кольца, которые лежат на столе. Любой род можно представить в виде колец. Выберем самое большое кольцо и наденем его на палочку. Первое кольцо - это ваши прадедушки и прабабушки. А как можно назвать следующее кольцо? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, это кольцо - ваши бабушки и дедушки. А какое кольцо следующее и как мы его назовём? (ответы детей)

    Воспитатель: Верно, это кольцо поменьше - ваши мамы и папы. А вот это кольцо - вы, дети своих родителей. (надевает следующее кольцо). У меня осталось ещё одно - самое маленькое колечко. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро вы вырастете ...

    (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, это кольцо - будущие ваши дети. И что же у нас получилось?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Да, получилась пирамида. А на чём держатся все верхние кольца? Как мы его назвали это кольцо?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Верно, это кольцо - самое большое и находящееся внизу, прабабушки прадедушки. Давайте вспомним стихи о родственниках.

    Дети читают стихи: «Бабушкины руки»

    Л. Квитко

    Я с бабушкой своею

    Дружу давным-давно.

    Она во всех затеях

    Со мною заодно.

    Я с ней не знаю скуки,

    Мне всё приятно в ней.

    А бабушкины руки

    Люблю всего сильней.

     «Посвящение»

    За всё, что есть сейчас у нас,

    За каждый наш счастливый час,

    За то, что солнце светит нам,

    Мы благодарны нашим дорогим дедам.

    «Разговор о маме»

    Е.Саконская

    1. От чистого сердца, простыми словами

    Давайте друзья, потолкуем о маме

    Мы любим её, как хорошего друга

    За то, что у нас с нею всё сообща.

    За то, что, когда нам приходится туго,

     Мы можем всплакнуть у родного плеча.

    2. За то, что всегда без утайки и прямо

    Мы можем доверить ей сердце своё,

    И просто за то, что она - наша мама,

    Мы крепко и нежно любим её.

    «Про папу»

    М. Танич.

    Папа может, папа может

    Всё что угодно.

    Плавать брассом, спорить басом,

    Дрова рубить.

    Папа может, папа может

    Быть кем угодно,

    Только мамой, только мамой

    Не может быть.

    Воспитатель: Молодцы, но вернёмся к пирамиде. Можно рассказать о родстве любого человека. У многих из вас есть братья и сёстра. У ваших мам и пап, они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева и называлось оно генеалогическое дерево. Никто из нас ни свалился с луны. Все мы - ветки и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.

    Я, как и вы, принесла фотографии моих родственников. А ещё я принесла изображение дерева (Приложение 1), (приклеивает его на фланелеграф).

    У вас на столах лежат такие же картинки-деревья. Давайте, составим генеалогическое дерево наших родов. Я буду работать на фланелеграфе, а вы за своими столами. Генеалогическое или родословное дерево нужно составлять так: внизу ствола - моя фотография. Далее ствол дерева делится на две ветви: справа кладём фотографию папы, слева - фотография мамы. Каждый из этих ветвей, в свою очередь также делится на две меньшие ветви, на которых размещаем фотографии дедушки и бабушки, со стороны папы и мамы. От ветвей отходят ещё веточки - это дедушки и бабушки. Далее, на веточках повыше располагаем фотографии прадедушек и прабабушек. Посмотрите, что у вас получилось.

    Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее, вот сколько у человека много родственников. А кто хочет рассказать о своих родственниках? Вспомните: где живут ваши бабушки и дедушки? Чем они занимаются? Сколько им лет? Есть ли у вас прадедушка или прабабушка? и т.д. (ответы детей) 

    Воспитатель: Видите как интересно. Славная вещь - родословное дерево. Но, если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из ... (имя ребёнка) вырастают мама с папой, а из них бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Я переверну свой рисунок вверх ногами. Тогда ствол дерева превратится - большой разветвлённый корень, из которого и вырос ... (имя ребёнка) и недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной, хорошей семье и семья его воспитала.

    Так, что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о прабабушках и прадедушках, о бабушках и дедушках, о мамах и папах, или по-другому «предках». Предки - это родственники, которые родились и жили раньше вас.

    Вы подрастете, и у вас будет своя семья, ваши дети. Это и будут ветви вашего дерева. Сколько детей, столько будет и веток на вашем родословном дереве. Каждая ветвь разделяется на меньшие веточки, это будут ваши внуки и правнуки.

    По - другому их называют «потомки». Потомки - это родственники, которые родятся и будут жить после вас.

    Для любого человека можно нарисовать и родословный корень, и родословное дерево, если мы знаем его предков и потомков.

    Дам вам совет: не выбрасывайте эту работу, храните её для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы и фотография из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

    А сейчас отдохнём (под музыку)

    Физкультминутка.

    Е. Гомонова. «Что такое семья!»

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    И сестрёнка моя-

    Вот и вся у нас семья ...

    - Ну, а как же бабушки?

    - Ну а как же дедушки?

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    Баба Зоя, баба Зина.

    Дедушка: Егор, Василий,

    И сестрёнка моя-

    Вот и вся у нас семья ...

    - Ну, а как же дяди?

    - Ну, а как же тети?

    Что такое семья?

    Папа, мама и я,

    Баба Зоя, баба Зина.

    Дедушка Егор, Василий,

    Тетя Аня, тетя Таня

    Дядя Вова, дядя Ваня

    И сестрёнка моя -

    Вот и вся у нас семья

    А братишек и сестрёнок

    Всех двоюродных назвать

    Так до вечера считать.

    Воспитатель: Отдохнули, размялись, а теперь назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете. (ответы детей) 

    Воспитатель: Да, правильно! Ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (Приложение 2) (ответы детей) 

    Воспитатель: Правильно, это слово Родина! Молодцы! А как вы понимаете слово «Родина»? Что для вас означает слово Родина? (ответы детей)

    Воспитатель: Родина - это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает. Какое красивое слово!

    «Родина»

    З. Александрова

    Если скажут слово «Родина»

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот

    У реки берёзка-скромница

    И ромашковый бугор ...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной любимый двор.

    В лужах первые кораблики,

    Над скакалкой топот ног.

    И большой соседней фабрики

    Громкий, радостный гудок.

    Или степь, от маков красная,

    Золотая целина ...

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна.

    Воспитатель: Да, это верно. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ её. Много сложил о Родине пословиц и поговорок. Какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине? (ответы детей) 

    Воспитатель: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. У каждого она одна, как мама. Мы любим Родину. Прочтите быстро и чётко столбик из слов на букву «Р». Чем похожи эти слова?

    (Приложение 3)

    Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда, будешь вспоминать свою Родину. А где родились вы?

    (ответы детей).

    Воспитатель: Что вы можете рассказать о Нурлате, о Республике, в которой живёте? Что вы можете назвать свое Родиной? Расскажите об этом.

    (ответы детей)

    Воспитатель: А теперь я предлагаю вам послушать песню о Нурлате. Она называется «Нурлатым, әй, Нурлат» (Приложение 4.) Слова к этой песни написала Фәузия Мөхәммәтова, а музыку Равиль Мифтахов (слушание аудиокассеты).

    Воспитатель: И всё же, что же мы Родиной зовём? (дети читают стихи).

    «Что мы Родиной зовём?»

    В.Степанов

    Что мы Родиной зовём?

    Край, где мы с тобой живём,

    И берёзки у дороги,

    По которой мы идём.

    Что мы Родиной зовём?

    Солнце в небе голубом,

    И душистый, золотистый

    Хлеб за праздничным столом.

    Что мы Родиной зовём?

    Дом, где мы с тобой растём,

    И скворцов весенних песен

    За распахнутым окном.

    Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы рассказали очень много интересного о своих родных, узнали, что для нас означает слово Родина, замечательно прочли стихи. Спасибо!

    Приложение 1

    Приложение 2

    Вопросы:

    1. Течёт, течёт - не вытечет,

    Бежит, бежит - не выбежит (РЕКА)

    2. Про какое дерево говорят: «Мёрзнет, дрожит на ветру?» (ОСИНА)

    3. Живёт в лесу работник -

    Лесной носатый плотник (ДЯТЕЛ)

    4. Вежливое слово (СПАСИБО)

    5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (ПЕНАЛ)

    6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (БЕРЁЗА)

    Р

    Е

    К

    А

    О

    С

    И

    Н

    А

    Д

    Я

    Т

    Е

    Л

    С

    П

    А

    С

    И

    Б

    О

    П

    Е

    Н

    А

    Л

    Б

    Е

    Р

    Е

    3

    А

    Приложение 3

    од

    одня

    одина

    одители

    одственники

     Приложение 4

    Нурлатым, әй, Нурлат

    Фәузия Мөхәммәтова сүз.

    Равиль Мифтахов муз.

    Үзәнлектә калкып,

    Йолдыз сыман балкып,

    Күренәсең, Нурлат, ерактан.

    Изге туган җирем,

    Сиңа дигән җырым,

    Моң булып түгелә йөрәктән.

    Нурлатым, әй, Нурлат,

    Язмышымны урап,

    Бәйләп куйдым сиңа

    Бәхетемә юрап.

    Кара алтын иле,

    Уңдырышлы җирең,

    Ак шикәрен татлы бал гына.

    Халкың эшчән, уңган,

    Җырлап яши торган,

    Моңнарыңны көйгә сал гына.

    Синнән илһам алып

    Әйтәм җырга салып

    Рәхмәтләрнең иң олы хисен,

    Туган җирем Нурлат,

    Эшчән халкың зурлап,

    Килә синдә җырлап яшисем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

    Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

    Конспект занятия на тему: "С чего начинается Родина?"

    Дать детям представление о Родине, расширять,  углублять представления детей о нашей стране....

    Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

    Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «С чего начинается Родина»

    Программное содержание:Дать представление о Родине, расширять и углублять представление детей о нашей стране России, о родном городе Москве и о родном районе Жулебино.Познакомить с гербом Выхино...

    Конспект занятия на тему "Из чего состоит наше тело"

    Авторскую презентацию "Клетки тела" можно скачать по ссылке: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...

    Конспект нод на тему " С чего начинается родина"

    Тема: С чего начинается Родина?Цель: Формирование первичных представлений о Родине, о культурных ценностях малой родины.Задачи:1.     Углублять и  уточнять представления...

    Конспект нод на тему " С чего начинается родина"

    Цель: Формирование первичных представлений о Родине, о культурных ценностях малой родины.Задачи:1.     Углублять и  уточнять представления  о России.2....