Педагогический проект «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
проект по теме

Башкловкина Татьяна Николаевна

Педагогический проект по социально-нраственному воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.odt79.29 КБ

Предварительный просмотр:


 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №64 «Пингвинёнок»

города Нижневартовска

«МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Проект

Разработала:

Башкловкина Т.Н.,

воспитатель

Нижневартовск, 2013

Актуальность 

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

В статье 43 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка  появилась  идея: создать проект «Моя семья». Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Мы все стали мало общаться, ссылаясь на занятость. Как изменить такое положение?

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к её членам , прививать чувство привязанности к семье и дому.

 

Гипотеза.

При создании условий для реализации инновационной проектной деятельности с участием детей и родителей, поднимется уровень знаний детей о членах своей семьи, семейных традициях и праздниках, повысятся коммуникативные способности всех участников проекта.

Цель:

Создание условий для повышения коммуникативных навыков и активности в общении детей со сверстниками, воспитателями и родителями путем организации мероприятий с использованием различных видов деятельности по теме «Моя семья».

Задачи:

1. Развивать коммуникативные способности дошкольников в процессе совместной творческой деятельности.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

3. Формировать  представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, умение разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

  1. Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность взрослых и детей в  процессе совместной деятельности,
  2. Привлекать родителей в процесс совместной деятельности.

Предполагаемые результаты

Планируемые результаты

Индикаторы

Речь и коммуникативные навыки детей развиты в соответствии с возрастом

В соответствии с диагностикой речевое  развитие у 45% детей на высоком уровне.

У  дошкольников сформированы представления о семье, ее ценности.

По результатам беседы более 50% детей называют членов своей семьи, понимают значимость каждого из них, готовы проявлять заботу о ближних.

Всесторонне развита личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.

Увеличилось количество случаев участия детей в творческих мероприятиях, из 30 человек группы в них участвуют 20 детей.

Родители понимают важность семейного воспитания и принимают активное участие в совместных мероприятиях

42% родителей самостоятельно и активно участвуют в совместных мероприятиях по реализации проекта.

 

План реализации проекта

Раздел

Форма и тема работы

Цель

Ответственные

Участники

Отметка о выполнении

Работа с родителями

Творческая работа родителей совместно с детьми «Герб моей семьи»

Творческая работа родителей с детьми « Генеалогическое древо семьи».

Консультация для родителей «Как важно для ребёнка мужское воспитание».

Организовать совместное творчество родителей с детьми, с целью

Родители, воспитатель

Родители, воспитатель

Работа с детьми

Познавательная деятельность

 «Семь Я-это семья».

Развитие речи  на тему»Моя семья самая дружная».

Рисование «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители».

Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки.

Повысить уровень знаний детей о семье, её членах и обязанностях Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим

Развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке.;

 Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим;

учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.

 Воспитатель

Воспитатель, дети

Настольно-печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?».

Результативность

Речевое  развитие  детей на высоком уровне

Представления о семье, ее ценности

Участие детей в творческих мероприятиях

(количество детей)

Активность родителей

Литература:

  1. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985.
  2.  Белов Г.Г. Семья - не частное дело. - М.: Сов. Россия, 1984.
  3.  Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
  4.  Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. - М.: Педагогика, 1990.
  5.  Ковалев С.В Психология современной семьи. - М., 1988.
  6. Культура семьи: Н. Г. Храмова, Г. Г. Алексеева, А. А. Сараева, Т. А. Алтушкина — Санкт-Петербург, Москва, 2009 г.
  7. Психологическое здоровье семьи: В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова — Москва, КАРО, 2009 г.
  8. Психология семьи: — Санкт-Петербург, Бахрах-М, 2002 г.
  9. Психология семьи: В. Н. Дружинин — Москва, Питер, 2005 г.
  10. Семейный альбом: — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2003 г.
  11. Счастье большой семьи (свидетельства родителей): — Санкт-Петербург, АФОН, 2004 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад № 203 «Соловушка» общеразвивающего вида

 города Барнаула

Конспект образовательной

деятельности

 «Моя семья»

Систематизировала:

Калинина Е.А.,

воспитатель

2012

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада, тема: «Моя семья»

Задачи:

1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Материал:

Семейные фотографии, медальоны для награждения.

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».

- Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

 - Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

 - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

- Как можно назвать их всех одним словом? (семья).

 - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).

 - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

(договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я)

 ходит на работу

- шьет

– зарабатывает деньги

- проверяет уроки

– ходит в магазин за покупками

- учит уроки

– готовит пищу

- ухаживает за цветами

 – вытирает пыль

- моет посуду

– убирает в доме

 – гладит

 – играет

– стирает

 – читает

 - мастерит –

Физкультурная минутка «Кто приехал?»

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе) Кто приехал? (большими пальцами) Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших/)Мама, мама, это ты? (большими пальцами) Да, да, да (указательными пальцами)Папа, папа, это ты? (большими пальцами) Да, да, да (средними пальцами) Братец, братец, это ты? (большими пальцами) Да, да, да (безымянными пальцами) Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами) Да, да, да (мизинцами) Все мы вместе, да, да, да! (всеми пальцами).

Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»

отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

 мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

 сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит… дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки… бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками… дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

Игра «Какая у вас семья?»

большая маленькая дружная заботливая трудолюбивая веселая добрая хорошая строгая здоровая крепкая счастливая - Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/ - Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Рисование

Конспект занятия в средней группе по теме «Моя семья». 
Цель:
 Продолжать формировать представления детей о семье, рисовать членов своей семьи  по памяти.
Задачи:
 Учить правильно называть всех членов семьи.
Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе любят друг друга, заботятся друг о друге. 
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

 Предварительная работа: 1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей. 
 2.Изготовление генеалогического древа. 
 3.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». 
 4.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. 

Оборудование: семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», фото семьи, белые листы бумаги А4, карандаши.

Ход: 
Орг. момент. (Дети стоят в кругу) 
Мы сначала будем топать: 
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. 
А потом мы будем хлопать: 
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. 
А потом мы повернемся 
И друг другу улыбнемся. 
Дети рассаживаются на стульчики за столы. 
 Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье. 
«Здравствуйте, ребята .Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я еще маленький и поэтому пришел к вам не один, а вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Потаповичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том как вы живете». Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье, задавая наводящие вопросы. (В помощь детям фотографии семьи, генеалогическое древо). Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. 

Медвежонок: Ребятки, вы так хорошо рассказывали о своей семье, что мне очень захотелось их увидеть. Нарисуйте мне пожалуйста свою семью : маму , папу, брата, сестру.

Рисование детей на заданную тему. 
Физминутка. 
Три медведя шли домой. Дети имитируют ходьбу на месте. 
Папа был большой – большой, Тянут руки вверх. 
Мама чуть поменьше ростом, Наклоняются. 
А малыш малютка просто. Приседают. 
Очень маленький он был, 
С погремушками ходил. Изображают игру погремушками. 
Дзынь – дзынь – дзынь 
С погремушками ходил. 
Итог. 
У нас у всех есть семья. У кого  то большая, у кого то по меньше, вы все нарисовали замечательные рисунки, давайте расскажем мишутке и его семье, кто у вас нарисован.

По желанию , дети рассказывают о своём рисунке .Мишутка хвалит детей за красивые рисунки и прощается с детьми , передавая привет их членам семьи.

Пословицы и поговорки

В семье разлад, так и дому не рад.

В недружной семье добра не бывает.

В семье дружат - живут не тужат.

В семье согласно, так идет дело прекрасно

Согласную семью горе не берет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Стихи о семье
Семья
 
Мне бабушка сказку расскажет,            
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
(М. Тахистова)

 

Семья 

 

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит
 Во! – семья.

(М. Шварц )

 

Практически в каждой семье мужчина – прежде всего добытчик. А в воспитании ребенка он участвует лишь изредка, да и то, в основном, когда дело касается дисциплины или финансовых вопросов. Причем чаще, когда приходится наказывать малыша.

Таким образом, папа в глазах крохи выглядит очень строгим. Но ведь вам наверняка хочется иметь более дружеские отношения? Рассмотрим, как это сделать.

Обычно папы, глядя на маленьких детей, нередко мечтают о том, чтобы ребенок быстрее вырос, научился ходить, играть, говорить…. Чтобы можно было нормально общаться. Но с наступлением этого момента вы с удивлением обнаруживаете, что найти общий язык достаточно сложно.

А все потому, что когда кроха был совсем маленький, вы мало брали его на руки, разговаривали и, наверняка, испытывали облегчение, когда отдавали его маме. Получается, что у мамы с малюткой постоянный телесный контакт, а за папой он только наблюдает. Но зато такая дистанция позволяет малышу по папиной реакции определить: можно ли сделать то или иное действие или нет. И поэтому зачастую мужское воспитание сводится к тому, чтобы запрещать или разрешать.

По некоторым наблюдениям ребенок, которого в первый год жизни воспитывал отец и принимал участие в уходе за ним, более общителен, адекватен и меньше боится незнакомых людей. Поэтому не нужно отстраняться от воспитания малыша в этот период.

Когда начинается мужское воспитание

Мужское воспитание должно начинаться с самого рождения. И не нужно откладывать его на будущее. Вот несколько советов, которые подскажут вам с чего начинать:

1. Принимайте участие в уходе за ребенком. Это позволит вам привыкнуть к нему.

2. Успокаивайте малыша, если он плачет, вместе с супругой. Это наверняка добавит вам уверенности в общении с ним.

3. Обычно папам требуется время, чтобы понять, что они любят ребенка. Старайтесь развивать свою любовь. Чаще берите его на руки, смотрите какой он симпатичный, умный…

4. Проводите выходные в кругу семьи.

5. Оставайтесь наедине с крохой. Например, сходите на прогулку. Это позволит вам сблизиться и лучше понять друг друга.

Постарайтесь объективно оценивать свои действия. Для этого можно провести простой тест.

Что для вас значит мужское воспитание

Разделите пополам лист бумаги. На одной стороне напишите все случаи, когда вы ругали малыша за день, а на другой – когда хвалили. И посчитайте, что получилось. Обычно больше строк в первой половине листа. Вот так и складывается мнение, что мужское воспитание сводится только к наказаниям.

Конечно, папины запреты просто необходимы, но они должны сочетаться с любовью и заботой о ребенке. Тогда они будут намного эффективнее. Старайтесь стать хорошими друзьями. Тогда кроха захочет брать с вас пример, и у вас будет намного меньше поводов для запретов и наказаний. Старайтесь постоянно быть рядом и, при необходимости, корректируйте поведение малыша. Тогда мужское воспитание станет действительно эффективным.


  Ни для кого не секрет, что в нашем обществе воспитание мальчиков осуществляют, в основном, женщины. С малышом до трёх лет возятся мамы и няни, в детских садах женщины-воспитатели, в школах - женщины-учителя. Мужским же окружением мальчика являются, по сути, только близкие родственники: дедушки и папы, которые, как правило, очень заняты и не могут уделять воспитанию мальчика много времени. Чем же различается мужское и женское воспитание мальчика, и что оно даёт будущему мужчине?

Настоящий мужчина" или "не баба"?
Женское и мужское воспитание мальчиков отличается ровно настолько, насколько женщина вообще отличается от мужчины. Например, в природе женщины просто заложено признавать и защищать права любого человека (даже обидчика), "входить в положение", стремление решать все проблемы мирно, а не в борьбе. Мужчины же по-своему понимают человеческие права и подсознательно готовы к жестким мерам против любого, кто угрожает его близким или делу. В процессе жизни мужчины и женщины перенимают некоторые качества друг у друга, формируя свой собственный характер, где присутствуют и мужские, и женские черты.
А традиционное понимание воспитания из мальчика мужчины сводится, как правило, к какому-то набору функций, который должен (или не должен) делать настоящий мужчина. Например, "мужчина не должен плакать", "мужчина должен уметь постоять за себя", "мужчина должен защищать женщин" и т. д. Всё это бесспорно, но этим правилам могут научить и женщины, а разница в том, что женщины будут учить этому на словах, а мужчины - на собственном примере. Исследования психиатров показывают, что именно поведение мужчины в семье формирует характер и поведение мальчика. Хотя, есть, конечно, мужчины, чей пример довольно сомнителен, которые, желая привить мальчику то или иное мужское качество, говорят: "Не делай так - ты же не баба! или, более "культурный" вариант: "ты же не девчонка!», тем самым воспитывая в мальчике неуважение к женщине. Ну, это, конечно, зависит от общей культуры мужчины. Мне довелось услышать диалог, где воспитательный момент мужского начала в мальчике, был очень, на мой взгляд, очень правильным: маленький мальчик упал на прогулке и громко плакал, всё время повторяя, что ему больно. Мама сказала: "Не плачь. Разве мужчинам бывает больно? а папа: "Мужчинам бывает очень больно, но они это не показывают". Мальчик тут же перестал плакать.

Некоторые родители так боятся, что из сына вырастет "девчонка", что пресекают любые, по их мнению, "женские" проявления у мальчика. Это ни к чему хорошему не приводит. Во-первых, дети подавляют в себе эмоциональность, становятся более замкнутыми, а то и чёрствыми, во-вторых, это губит в ребёнке творческое начало (например, мальчика способного к танцам, отдают на бокс - более мужское занятие), в-третьих, чрезмерное внимание мамы и папы к воспитанию мужественности часто даёт обратный результат. Так, по статистике психологов, в биографии почти каждого второго гомосексуалиста присутствовало жёсткое, авторитарное воспитание (а совсем не "музыка-танцы-цветочки", как думают многие).
Возвращаясь к исследованиям психиатров на тему воспитания мальчиков в семье, обратим внимания на такие любопытные факты:

• И мамы, и папы гораздо реже обнимают и целуют своих сыновей, чем дочерей. При этом они думают, что это способствует большей самостоятельности мальчиков. Это не совсем так: именно мальчикам больше требуется теплое участие обоих родителей, чтобы у них развивалась способность к более свободному проявлению чувств, сопереживанию, стремлению оказывать помощь.

• Общение отцов с маленькими сыновьями сильно отличается от стиля общения с ними матерей. Мамочки, как правило, выбирают для сыновей спокойные, предсказуемые игры или же затевают специальные развивающие занятия. Отцы же любят устраивать необычные, энергичные игры, связанные с возней и неразберихой, которые особенно нравятся сыновьям.

• Мужчины не любят (или не очень хотят) заниматься непосредственно воспитанием. Но именно поэтому дети (особенно мальчики) очень любят быть чаще с отцами, жалуются на частое отсутствие отца дома.

• Воспитывая мальчиков, папы предпочитают физические наказания, а мамы - психологические воздействия.

• Мамы более терпимы к сыновьям и разрешают им больше проявлять агрессию, чем девочкам, а объясняют это как проявление "мужского" качества.

• Роль отца в воспитании в том, что он помогает сыну преодолеть зависимость от матери, возникшую в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семья - это маленькая страна"

Проект создан м целью сплочения семьи  в условиях современной жизни...

Проект. Семья - это маленькая страна.

В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, любви и уважения к родным и близким.Знание своей фамилии, имени и отчества род...

Педагогический проект «Они тоже были маленькими»

За основу нашего проекта мы взяли уникальную познавательную коллекцию «Они тоже были маленькими». Она знакомит ребенка с судьбами людей, которые по праву считаются достоянием России. Со ст...

Педагогический проект «Они тоже были маленькими»

Представляем вашему вниманию  наш педагогический проект «Они тоже были маленькими» , который выполнили учитель-логопед Антонова Ю. А.,воспитатели  Сафронова Н. С., Чеченёва И. С....

Психолого-педагогический проект "Фольклор в жизни маленького гражданина" для детей с особенными образовательными потребностями

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указ...

Долгосрочный проект в средней группе: «Маленькая страна под названием- СЕМЬЯ»

Задачи проекта: Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи....