Главные вкладки

    Консультация для воспитателей детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников « Как воспитать маленького патриота?»
    консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

    Зименко Тамара Александровна

    Консультация будет полезна родителям детей старшего дошкольного возраста.

     

     

                     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_kak_vospitat_malenkogo_patriota.docx20.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Черлакский детский сад №2  комбинированного вида»

    Консультация

    «  Как воспитать маленького патриота?»

                                                               Подготовила:

                                                               Зименко Т.А.,

                                                               старший воспитатель

                                                   ЧЕРЛАК

    Вопрос: «Что такое патриотизм?

    * С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу".

    * Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство"

    Воспитание патриотических чувств 
                     (из истории педагогики)

    В Г Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

    Педагоги утверждали:

    «Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». 

    В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.

    Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.

    В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.

    Суть патриотического воспитания

    *состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,

    * к родному дому и семье,

    * к истории и культуре страны,

     созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

    Содержание патриотического        воспитания

    *воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру,

    *любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине,

    *уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).

    Развитие гуманных чувств  процессе патриотического воспитания :

    * формируются этические представления,

    * навыки культурного поведения,

    * социально - общественные качества,

    * уважение ко взрослым,

    * ответственное отношение к выполнению поручений,

    * умение дружно играть и трудиться,

    * умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

    Обращение к отеческому наследию воспитывает:

    * Уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. (детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру).

    * Знание истории своего народа, родной культуры (поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).

    Чувство патриотизма многогранно по содержанию:

    * это и любовь к родным местам,

    * и гордость за свой народ,

    * и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром,

    * и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины

    Задачи патриотического воспитания:

    *воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

    *формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

    *воспитание уважения к труду людей;

    *развитие интереса к народным традициям и промыслам;

    *формирование элементарных знаний о правах человека;

    *расширение представлений о России, ее столице;

    *знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

    *развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    *формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

    Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской деятельности:

    * В непосредственно образовательной деятельности,

    * в продуктивной деятельности,

    * в игровой деятельности,

    * в трудовой деятельности  ,

    * в быту и т.д.,

       так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников:

    * комплексный подход;

    * знание педагогом истории и культуры своего народа;

    * правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

    *тематическое построение материала;

    *подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей,

    * тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников,

    * вовлечение членов семей в педагогический процесс,

    * создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.

    Средства патриотического воспитания:

    * устное народное творчество;

    * декоративно – прикладное искусство;

    * музыка;

    * художественная литература;

    * игра;

    * самостоятельная детская деятельность.

    Особенности патриотического воспитания:

    * Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля.

    * Идти надо от близкого к далёкому.

    Формы организации  работы с детьми:

    беседы,

    дидактические игры,

     игры-путешествия,

     экскурсии,

     игры-беседы,

     игры-инсценировки,

     развлечения и др.

             В. А. Сухомлинский

    «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно,  и имеет своими источниками красоту»

         Самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.

                       

    Литература: 

    1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

    3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.

    4. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.

    5. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001.

    6. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.

    7. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

    8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.

    9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.

    10. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003.

      

    Р.И. Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова; Л.А.Кондрыкинская; В.И.Натарова, Н.И. Карпухина; Н.В.Алешина; М.Д.Маханева; Н.А.Арапова-Пискарева; Р.Ю. КиркосЮ. Чернов; А.В.Аркадьева.

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей детского сада "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

    Консультация посвященна экологическому воспитанию. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта...

    Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Как воспитать маленького патриота"

    Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей...

    Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

    Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

    Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

    Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

    консультация для воспитателей детского сада "Формирование алгоритмических умений дошкольников"

    В консультации содержит практические советы по формированию алгоритмических умений у дошкольников....

    Консультация для родителей детского сада: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

    Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности....

    Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

    Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...