Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"
    консультация

    Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.

    Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

    детский сад № 21 «Росинка» комбинированного вида

            КОНСУЛЬТАЦИЯ  

    для воспитателей 

    «Система работа по патриотическому  

    воспитанию дошкольников» 

                                                                                              Подготовила  воспитатель  

                                                                                Подготовительной группы № 2

                                                                                Семенова Анастасия Сергеевна

                                                        г. Лыткарино

               Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

    Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.

    Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

    На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша.

    Дошкольник легко и естественно впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.

    Детский сад, наряду с семьёй, является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательно-образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя: ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей.

    Задачи  нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

    • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
    • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    • воспитание уважения к труду;
    • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
    • формирование элементарных знаний о правах человека;
    • расширение представлений о городах России;
    • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
    • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
    • формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
    • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

    Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

    Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в работе с детьми используются  разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах.

    Средний дошкольный возраст.

    В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада — это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».

    Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться?

    Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.

    Что надо сделать  для того, чтобы ребёнок любил детский сад?

    Прежде всего, необходимо, чтобы ребёнку в саду было хорошо, Для этого обеспечивается  эмоциональное насыщение жизни в детском саду, организуется интересная деятельность – игры, занятия по интересам, развлечения, встречи, экскурсии, конкурсы, соревнования, долговременные проекты, выставки, и др.; обеспечивается  психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей; обеспечивается познавательный компонент, детям даётся возможность получить чёткие представления о вкладе работников детского сада в общую заботу о детях (наблюдения, экскурсии, рассказы, игры, беседы); дети постоянно проявляют любовь  и доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам (подарки, сюрпризы, приглашения, поздравления, чествования, помощь).

    Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.

    Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.

    Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семьепричём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя  такие формы работы, как конкурсы семейного творчества («Осенняя палитра», «Зимняя сказка», «Рождественское чудо»…). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.

    Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.

    Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет.  Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т.п.

    Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.

    Старший дошкольный возраст.

    В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» — родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Щёлково», «Я живу в Подмосковье». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать  детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях дети рассматривают общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, открытки, фотоальбомы («Моя Чкаловская»), макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области.

    Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рожденья города, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте,  ко Дню защиты детей), спортивные мероприятия, проекты, акции («Посади дерево», «День Земли»).

    Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.

    У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций:

    • проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им;
    • проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.

    Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.

    Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края — саами.

    Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней.

    Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении Щёлковского краеведческого музея, выставок в ДК им. В.П. Чкалова.

    И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются  умения. Это умение  проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

    Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней.  Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Детей подводят  к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.

    В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.

    Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни  имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.

    Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

    Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.

    Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.

    Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.

    Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.

    Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в группах созданы мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки,  музей русской избы.

    Работа с родителями.

    В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.

    Активные формы взаимодействия с родителями:

    1. Целевые прогулки.
    2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
    3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
    4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
    5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
    6. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.
    7. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
    8. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
    9. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
    10. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
    11. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
    12. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

    Работа с педагогами:

    • Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.
    • Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

    Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

                                     

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

    Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

    Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников

    Методические рекомендации для педагогов "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"...

    Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

    Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...

    Методическая разработка "Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

    Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников ...

    Цикл проектных работ по патриотическому воспитанию дошкольников

    Методическая разработка в которой собран мой передовой опыти опыт  педагогов вверенных мне дошкольных отделений....

    Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

    Здесь в полной мере представлен материал о последовательной работе с детьми по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств....

    «А из нашего окна площадь красная видна…» Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников

    Сейчас трудно отыскать ребенка, который бы вслед за героем стихотворения Сергея Михалкова мог бы похвастаться, что видит из окон своего дома главную площадь страны Именно с нее начинает знакомство с М...