Статья "Мир Детства в мире Взрослых"
статья на тему

Пацюченко Наталья Ивановна

Статья-рассуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИР ДЕТСТВА – В МИРЕ  ВЗРОСЛЫХ

Пацюченко Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУд/с №2, Ставрополь

Развитие человеческой цивилизации повсюду в мире выдвигает требование к перестройке отношения к ребенку и его детству, повышает интерес к миру детства, что является следствием различных взаимосвязанных причинных связей.

Во-первых,  уравнивание в правовом статусе ребенка и взрослого,  появление Конвенции о правах ребенка создает правовую основу для существования ребенка как полноценного члена общества, позволяет на законодательном уровне защищать права и свободы ребенка, его права на здоровье.

Во-вторых, современный тип межпоколенной трансмиссии культуры формирует такой тип детско-взрослой общности, в которой культурные и социальные нормы и ценности не известны заранее ни ребенку, ни взрослому, где осуществляется равноправный поиск ребенком совместно со взрослым новых культурных образцов и ценностей.  Ребенку в своем развитии приходится творчески осваивать не только уже исторически сложившиеся, но и еще исторически складывающиеся, объективно пребывающие в становлении формы человеческой ментальности.

В-третьих, требования общества в самостоятельной, творческой, инициативной и самобытной личности  определяют необходимость демократизации и гуманизации отношений между взрослыми и детьми, индивидуализации детства,  создании каждому ребенку более комфортной, уютной обстановки. Родители, общество проявляют больше внимания к желаниям и нуждам детей, стремятся признать их самостоятельность и поощряют  автономию.

С одной стороны, как в никакие другие исторические эпохи удлинились возрастные границы детства,  возросла мера заботы и внимания и государства, и родителей к развитию и воспитанию  детей. С другой стороны, резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру детства. Дети стали самостоятельнее, более независимыми от родителей, а во взрослом обществе отсутствуют реальные возможности и механизмы поэтапного включения детей в серьезные дела общества.

Однако, этнографическими, социокультурными, историческими исследованиями было доказано, что мир детства является не только социальным, но и культурным, историческим феноменом.

Воспитание детей  в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.

В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия связанные со здоровьем нации.

При осмыслении концептуальных оснований  искусства развития и оздоровления ребенка- дошкольника мы исходим из того, что

  • ребенок является высшей ценностью культуры, общества и собственного развития, самостоятельная самоценная личность, носитель определенных культурных и субкультурых ценностей в  целостном единстве всех аспектов его жизнедеятельности;
  • ребенок как субъект и творец собственной жизни и развития обретает в пространстве-времени детства свою сущность и строит стратегию своей жизни;
  • ребенок является активным носителем, создателем своего    неповторимого и уникального субъективного мира, складывающегося  задолго до влияния специального организованного обучения;
  • в процессе взаимодействия взрослого и ребенка происходит «встреча» сложившегося культурно-исторического опыта, специфической детской традиции  и индивидуального субъективного опыта ребенка;
  • полноценное взаимодействие мира детства и мира взрослых происходит не при полном  вытеснении друг друга, а путем постоянного их согласования, сотрудничества, сотворчества;

Ребенок в мире детства существует одновременно в двух своих формах реальности объективной и субъективной.

На протяжении всей истории человеческой цивилизации складывались объективные формы, атрибуты существования мира детства. Универсальными, распространяющимися на все человеческое общество становятся правила общения с детьми, воспитательные приемы, обычаи, ритуалы и инициации, посредством которых взрослые выделяли детей как особую демографическую группу.

Взрослые стремятся так или иначе обозначить существование ребенка в обществе. Неотъемлемыми атрибутами социальной инфраструктуры детства в любом обществе стали: детские площадки, детские больницы, библиотеки, театры, специализированные детские магазины, детская одежда, питание.

Объективная реальность существования мира детства – это среда развития всех специфических видов деятельности, система условий, обеспечивающих развитие детской деятельности и  личности ребенка. Она включает в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного развития ребенка (природные среды  и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-оздоровительные и игровые сооружения и т.п.).

Однако, мир детства существует и как субъективная реальность. Каждый ребенок воспринимает и создает свой индивидуальный мир детства. Конструирование индивидуального мира детства происходит на основе норм и ценностей, которые «поддерживаются» и транслируются взрослыми, того «образа взрослости», к которому  стремится ребенок. Каждый ребенок индивидуально «преломляет» культурно-исторический опыт человечества в соответствии со своими потребностями, возможностями и желаниями.

Таким образом, можно предположить, что основными источниками создания здоровьеразвивающей среды для ребенка являются: мир взрослых, собственная деятельность,  творчество ребенка и детская субкультура.

Мир взрослых включает в себя накопленный человеческой цивилизацией культурный опыт, убеждения, ценности, которые являются общими для  большинства. Мир взрослых выступает в своем роде моделью достигнутого уровня человеческой цивилизации, традиционных норм и правил поведения. Одной из ведущих функций мира взрослых является передача достигнутого уровня человеческой культуры последующим поколениям.

Поэтому  ведущей целью влияния взрослых на  мир детства является обеспечение взросления ребенка, создание условий для благоприятного развития, приспособления  к условиям социальной среды,  социализация подрастающего поколения, т.е. обеспечение ему детства.

А ведущим мотивом, побуждающим ребенка к взаимодействию с взрослыми, является необходимость овладения знаниями, навыками жизни в человеческом обществе,  культурой взрослых, т.е. взросление.

Но,  парадоксальность существования мира детства основана на том, что взрослый никогда не может вернуться в оставленную страну своего детства, мир детских переживаний часто кажется ему таинственным и закрытым. В свою очередь, ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого; его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых. С одной стороны мир детства противостоит миру взрослых, с другой, ребенок без взрослого не может существовать.

 Взрослый не способен принимать активную роль в функционировании и жизнедеятельности мира детства. Он входит в него как составной элемент через образ взрослого, который представляет собой обобщенное отражение действительности взрослых, воплощенный в модели поведения взрослого, которому ребенок стремится подражать.

Таким образом, мир взрослых как источник конструирования мира детства, с одной стороны, предоставляет ребенку идеальную модель поведения взрослого, транслирует нормы и ценности человеческой культуры, стремление овладеть которыми является источником развития ребенка. А с другой стороны,  концентрирует в себе характер  «культурно-воспитательного пространства»,   на основе которого взрослые воздействуют на подрастающее поколение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

Безопасное поведение ребенка в мире взрослых.

В дошкольном возрасте одна из самых важных задач - научиться правилам жизни во взрослом мире, мире различных опасностей. Главная задача для родителей и воспитателей помочь ребенку войти в этот мир с м...

Детство, открытое миру

Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием...

Представления детей о мире взрослых

Современное состояние сформированности представлений у дошкольников о мире взрослых...

Ребенок в мире взрослых

Планирование бесед в старшей группе...

Приемы мотивации установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса детей к миру взрослых

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деяте...

"Мир детства и мир взрослых"

Мир детства и мир взрослых находятся рядом друг другом. Эти два мира не могут существовать друг без друга, они взаимодополняют друг друга, они помогают друг другу, но они и отрицают друг друга. Разниц...