Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"
план-конспект занятия по теме

Лунина Надежда Александровна

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                       Психологический тренинг

«В мире взрослых и детей».

Задание (время выполнения задания)

СОДЕРЖАНИЕ

Примечание

1

Вступительное слово

(2 мин.)

Психолог приветствует взрослых и детей. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пообщаться друг с другом, поиграть и познать мир взрослых и детей. У взрослых много важных дел. Порой им некогда присесть и отдохнуть. А дети много времени проводят в детском саду. Они многое познают, им все интересно, но на общение со взрослыми остается так мало времени. Мы сегодня постараемся устроить праздник для взрослых и детей. Согласны?

2.

Игровое задание для детей: «Что сначала – что потом?»

(10 мин.)

Психолог обращается к детям: «Ребята, иногда взрослые вас считают маленькими, а иногда они говорят, что вы взрослые. Так, например, когда вы хотите порезать хлеб настоящим ножом, взрослые говорят «Ты  еще маленький», а когда вы самостоятельно завяжите шнурки или заправите постель, они говорят «Ты уже взрослый». Так какие же вы на самом деле? (ответы детей). Давайте разберемся!. У меня есть картинки, которые надо разложить в правильном порядке. Когда человек появляется на свет – он еще очень маленький, беспомощный, не умеет ходить, говорить – это новорожденные дети (затем психолог размещает картинки в правильной последовательности и комментирует их). Психолог меняет местами картинки и спрашивает, может ли так быть.

Понадобятся картинки:

Новорожденный ребенок, малыш, дошкольник, школьник, студент, рабочий, пожилой человек.

3.

Интервью

«Что любят дети?»,

«Что любят взрослые?»

(5 мин.)

Давайте попросим взрослых ответить на вопрос «Что любят дети?». Взрослые будут давать свои варианты ответов, а дети будут соглашаться или нет. Например  взрослый говорит: «Дети любят смотреть мультфильмы» - «Да!» (отвечают дети); другой взрослый говорит: «Дети любят сказки» - «Да!», третий продолжает: «Дети любят, когда их наказывают» - «Нет!» и т.д.

На вопрос «Что любят взрослые?» дети дают свои ответы и комментарии.

Психолог награждает команду взрослых и команду детей очками за правильные ответы. Таким образом две команды получают по одному очку.

Можно использовать микрофон.

4.

«Сказки»:

Детская версия сказки «Теремок»

и взрослая версия сказки «Репка»

(15 мин.)

Психолог напоминает о том, что дети очень любят сказки. А вот любят ли сказки взрослые. Это мы сейчас проверим. Дети покажут им сказку «Теремок», а взрослые оценят аплодисментами. Если им понравилась сказка, то они будут громко аплодировать (других вариантов быть не может ), а это означает, что взрослые тоже любят сказки.

Дети, которые показывали сказку садятся на свои места, а дети, которые смотрели сказку (и проговаривали слова автора) получают карточки с героями сказки «Репка». Этим детям необходимо будет подойти ко взрослым и отдать им свои карточки. Таким образом, будут распределены роли для взрослых. И взрослым предстоит сымпровизировать сказку «Репка». Дети помогают. И взрослые и дети заслуживают еще по одному очку.

Костюмы, декорации, карточки с персонажами к сказке «Репка»

5.

Игра «Пойми меня»

(5 мин.)

Психолог раздает детям карточки с картинками. Дети должны описать то, что изображено на их карточках, не называя картинку, а взрослые должны догадаться что же изображено на карточке ребенка.

Затем взрослым, которые не участвовали в постановке сказки про репку раздаются картинки. Взрослые показывают мимикой и жестами (без слов) то, что изображено на их карточке, а дети пытаются отгадать.

Снова команда детей и взрослых зарабатывает по одному очку.

Карточки для детей,

 карточки для взрослых.

6.

«Музыкальная игра «Ворота»

(3 мин.)

Психолог напоминает о том, что дети очень любят играть и предлагает взрослым сыграть с детьми в музыкальную игру «Ворота». Взрослые делятся на пары и стоя лицом друг к другу, берутся за руки, образуя ворота. Под музыку дети ходят по кругу, проходя через открытые ворота. Но как только музыка затихает, ворота закрываются и дети, оказавшиеся в «ловушке» тоже образуют ворота. Таким образом, формируются смешанные команды взрослых и детей.

Музыкальное сопровождение к игре.

7.

Игра «На что же это похоже?»

(5 мин.)

Командам раздаются фломастеры и шаблоны неопределенной формы (для всех команд одинаковый набор шаблонов). Каждая команда должна превратить эти шаблоны в узнаваемый предмет, дорисовав необходимые детали. Командам предлагается распределить роли так, чтобы дети определяли, во что можно превратить данный шаблон, а взрослые помогали дорисовать элементы, предлагаемые детьми.

Команды показывают, во что они превратили каждый из шаблонов, сравнивают, есть ли сходства с другими вариантами других команд. Смешанные команды вновь получают по одному очку.

Фломастеры, шаблоны, музыкальное сопровождение.

8.

Заключение.

(5 мин.)

Психолог восхищается талантом и способностями детей и взрослых. Он говорит: «Представьте себе, если бы взрослые жили на одной планете, а дети на другой, то как бы было плохо и скучно. Он задает командам заключительные вопросы:

Вопрос для взрослых: Для чего нам нужны дети?

Вопрос детям: «Для чего нам нужны взрослые?»

Детям было бы трудно без взрослых, а взрослым было бы скучно и не интересно без детей. Поэтому как хорошо, что и взрослые и дети живут на одной планете. Пусть дети радуют взрослых, а взрослые радуются за детей. Как прекрасно заглянуть в детство, поиграть с детьми, а детям доставляет удовольствие помогать взрослым и казаться большими и самостоятельными. Очень важно общаться друг с другом, познавать друг друга и играть со-вместно!

Психолог подсчитывает количество очков. Их оказывается поровну. Психолог напоминает взрослым, что дети еще любят сладости, и обращаясь к детям, подсказывает, что и взрослые с удовольствиям отведают какие-нибудь лакомства. Дети берут конфеты и угощают взрослых, а взрослые угощают детей другими конфетами.

Фонограмма спокойной, таинственной мелодии.

Угощения.

1

Вступительное слово

(2 мин.)

Психолог приветствует взрослых и детей. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пообщаться друг с другом, поиграть и познать мир взрослых и детей. У взрослых много важных дел. Порой им некогда присесть и отдохнуть. А дети много времени проводят в детском саду. Они многое познают, им все интересно, но на общение со взрослыми остается так мало времени. Мы сегодня постараемся устроить праздник для взрослых и детей. Согласны?

2.

Игровое задание для детей: «Что сначала – что потом?»

(10 мин.)

 «Ребята, иногда взрослые вас считают маленькими, а иногда они говорят, что вы взрослые. Так, например, когда вы хотите порезать хлеб настоящим ножом, взрослые говорят «Ты  еще маленький», а когда вы самостоятельно завяжите шнурки или заправите постель, они говорят «Ты уже взрослый». Так какие же вы на самом деле? (ответы детей). Давайте разберемся. Когда человек появляется на свет – он еще очень маленький, беспомощный, не умеет ходить, говорить – это новорожденные дети (затем психолог размещает картинки в правильной послед-ти и комментирует их). Меняет местами картинки и спрашивает, может ли так быть.

Понадобятся картинки:

Новорожденный ребенок, малыш, дошк-ник,школьник, студент, рабочий, пожилой человек.

3.

Интервью

«Что любят дети?»,

«Что любят взрослые?»

(5 мин.)

Давайте попросим взрослых ответить на вопрос «Что любят дети?». Взрослые будут давать свои варианты ответов, а дети будут соглашаться или нет. Например  взрослый говорит: «Дети любят смотреть мультфильмы» - «Да!» (отвечают дети); другой взрослый говорит: «Дети любят сказки» - «Да!», третий продолжает: «Дети любят, когда их наказывают» - «Нет!» и т.д.

На вопрос «Что любят взрослые?» дети дают свои ответы и комментарии.

Психолог награждает команду взрослых и команду детей очками за правильные ответы. Таким образом две команды получают по одному очку.

Можно использовать микрофон.

4.

«Сказки»:

Детская версия сказки «Теремок»

и взрослая версия сказки «Репка»

(15 мин.)

Костюмы, декорации, карточки с персонажами к сказке «Репка»

Дети очень любят сказки. А вот любят ли сказки взрослые. Это мы сейчас проверим. Дети покажут им сказку «Теремок», а взрослые оценят аплодисментами. Если им понравилась сказка, то они будут громко аплодировать (других вариантов быть не может ), а это означает, что взрослые тоже любят сказки.

Дети, которые показывали сказку садятся на свои места, а дети, которые смотрели сказку (и проговаривали слова автора) получают карточки с героями сказки «Репка». Этим детям необходимо будет подойти ко взрослым и отдать им свои карточки. Таким образом, будут распределены роли для взрослых. И взрослым предстоит сымпровизировать сказку «Репка». Дети помогают. И взрослые и дети заслуживают еще по одному очку.

5.

Игра «Пойми меня»

(5 мин.)

Психолог раздает детям карточки с картинками. Дети должны описать то, что изображено на их карточках, не называя картинку, а взрослые должны догадаться что же изображено на карточке ребенка.

Затем взрослым, которые не участвовали в постановке сказки про репку раздаются картинки. Взрослые показывают мимикой и жестами (без слов) то, что изображено на их карточке, а дети пытаются отгадать.

Снова команда детей и взрослых зарабатывает по одному очку.

Карточки для детей,

 карточки для взрослых.

6.

«Музыкальная игра «Ворота»

(3 мин.)

Дети очень любят играть и мы предлагаем взрослым сыграть с детьми в музыкальную игру «Ворота». Взрослые делятся на пары и стоя лицом друг к другу, берутся за руки, образуя ворота. Под музыку дети ходят по кругу, проходя через открытые ворота. Но как только музыка затихает, ворота закрываются и дети, оказавшиеся в «ловушке» тоже образуют ворота. Таким образом, формируются смешанные команды взрослых и детей.

Музыкальное сопровождение к игре.

7.

Игра «На что же это похоже?»

(5 мин.)

Командам раздаются фломастеры и шаблоны неопределенной формы (для всех команд одинаковый набор шаблонов). Каждая команда должна превратить эти шаблоны в узнаваемый предмет, дорисовав необходимые детали. Командам предлагается распределить роли так, чтобы дети определяли, во что можно превратить данный шаблон, а взрослые помогали дорисовать элементы, предлагаемые детьми.

Команды показывают, во что они превратили каждый из шаблонов, сравнивают, есть ли сходства с другими вариантами других команд. Смешанные команды вновь получают по одному очку.

Фломастеры, шаблоны, музыкальное сопровождение.

8.

Заключение.

(5 мин.)

Фонограмма спокойной, таинственной мелодии.

Угощения.

Психолог восхищается талантом и способностями детей и взрослых. Он говорит: «Представьте себе, если бы взрослые жили на одной планете, а дети на другой, то как бы было плохо и скучно. Он задает командам заключительные вопросы:

Вопрос для взрослых: Для чего нам нужны дети?

Вопрос детям: «Для чего нам нужны взрослые?»

Детям было бы трудно без взрослых, а взрослым было бы скучно и не интересно без детей. Поэтому как хорошо, что и взрослые и дети живут на одной планете. Пусть дети радуют взрослых, а взрослые радуются за детей. Как прекрасно заглянуть в детство, поиграть с детьми, а детям доставляет удовольствие помогать взрослым и казаться большими и самостоятельными. Очень важно общаться друг с другом, познавать друг друга и играть со-вместно!

Подсчитываем  очки. Их оказывается поровну. Психолог напоминает взрослым, что дети еще любят сладости, и обращаясь к детям, подсказывает, что и взрослые с удовольствиям отведают какие-нибудь лакомства. Дети берут конфеты и угощают взрослых, а взрослые угощают детей другими конфетами.



Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство ОБЩЕНИЯ с ребёнком»

План выступления:

  1. Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей

Как педагог-психолог может помочь создать  атмосферу доброжелательности, взаимного уважения педагогов и родителей, для которых ребёнок является связующим звеном.

  • Детско-родительские праздники
  • Фоторепортажи
  • Портфолио «Давайте знакомиться»

5 мин.

  1. Тренинговая работа с воспитателями и родителями.

Элементы тренинговой работы с воспитателями и родителями на тему «Искусство общения с ребенком».

  1. Презентация  на тему: «Искусство общения взрослых с детьми»
  2. Интервью детей «Что такое счастье»
  3. Фотоклип детских рисунков на тему «Моя семья»
  4. «Воспоминания из детства» – творческая работа взрослых
  5. Видеосюжет: «Взрослые и дети» (кто прав, кто виноват)

5 мин.

5 мин.

3 мин.

35 мин.

7 мин.

  1. ПРАВИЛА общения с детьми: «Шкатулка мудрых советов»

5 мин.

  1. Организация детско-родительского  праздника «Взрослые и дети» (как завершение цикла «Искусство ОБЩЕНИЯ с ребенком») – краткое описание сценария праздника, организованного педагогом-психологом и воспитателями группы.

5 мин.

Итого:

1 ч. 10 мин.

В отечественной детской и возрастной психологии признанным авторитетом является профессор Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Сейчас популярна её книга, название которой вынесено в название этой статьи. Основываясь на рекомендациях этого опытного психотерапевта, я хочу привести основные правила общения с ребенком.

Рекомендации Ю.Б. Гиппенрейтер

  1. Можно выражать свое неудовольствие отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, а не его чувства. Раз они (чувства) возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.
  4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы говорите ему: "С тобой все в порядке! Ты справишься!".
  5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  6. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
  7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  8. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
  9. Активно слушайте ребенка ("возвращайте" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство).
  10. Если ребенок своим поведением вызвал у Вас отрицательные переживания, обязательно скажите ему об этом.
  11. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о СЕБЕ и о СВОЕМ переживании, а не о ребенке и его поведении (Я не люблю, когда дети неаккуратны, МНЕ стыдно от взглядов соседей...).
  12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке.
  13. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (снизьте уровень "родительских амбиций").
  14. Правила (ограничения, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка.
  15. Правил (ограничений, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  16. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с основными потребностями ребенка.
  17. Тон, в котором сообщается запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
  18. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  19. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Ребенок постоянно ищет его и даже борется за него.

Общение с детьми раннего возраста (до 3-х лет) имеет свои особенности, о которых необходимо знать молодым родителям, бабушкам, дедушкам, воспитателям и няням.

Памятка для родителей (С. Ройз)

  1. Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
  2. Будьте вежливы с ребенком (тогда малыш усвоит именно такую модель поведения).
  3. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии.
  4. Вводите четкую систему запретов. Их должно быть немного. Такие запреты нужны для ощущения безопасности ребенка (не брать спички, не включать газ и т.п.).
  5. Формулировать запреты следует четко и конкретно. Лучше сказать: "Горячо!", "Грязно!", чем "Нельзя!", "Отойди!".
  6. Установите определенные правила жизни семьи.
  7. Расширьте поведенческий репертуар ребенка. Рассказывайте, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте ребенку пример различных реакций на событие (позитивное и негативное).
  8. Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями (из Вашей речи ребенок может понять, что Вы просто им недовольны или не любите его).
  9. Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша.
  10. Будьте терпеливы.
  11. Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу.

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные и порой противоречивые переживания, как его собственные дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество маленьких и больших радостей, с другой — их воспитание требует от нас много сил, времени, нервной энергии, и далеко не всегда они растут и развиваются так благополучно, как хотелось бы.

Многие трудности в воспитании связаны с тем, что родители не понимают детской психологии. До сих пор еще бытует мнение, что ребенок — «несовершенный взрослый»: он такой же, как взрослый, только многого не умеет, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями и т.д. Отсюда нередкое пренебрежительное отношение: «Вырастешь — узнаешь, а сейчас — не мешай», «Отстань» и т.п. А ведь ребенок — совсем не маленький взрослый. Он и воспринимает мир, и думает, и чувствует совсем иначе, чем взрослый. Не хуже и не лучше, а по-другому. Но масштабность и острота его переживаний, как и стоящих перед ним проблем, вполне соизмеримы со взрослыми.

Благополучие семейных отношений служит барьером для проникновения в душу зла, лени, безразличия. А воспоминания о счастливых детских годах помогают взрослому человеку устоять перед жизненными невзгодами.

Какими бывают эти воспоминания, зависит от нас, взрослых. Это и тихий голос матери, ее ласковые руки, и задушевный разговор с отцом, и слезы, пролитые над любимой книгой, и терпеливое выхаживание птенца, выпавшего из гнезда, и огонь костра, освещающего лица родных людей. Да мало ли добрых воспоминаний живет в душе каждого человека? И почти всегда они связаны с минутами душевной близости с окружающими.

Увы, не всегда детские годы протекают благополучно. Зло, черствость, непонимание со стороны взрослых могут ожесточить сердце ребенка, растлить его душу.

Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. Если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Большую часть времени дошкольники проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т. д. Но кроме всего этого ребенку необходимо общаться с вами.

Ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.

"Жизнь настолько напряженна, что у меня не хватает времени заниматься с ребенком", - часто говорят родители. Разрешите не поверить. В сущности, какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли, рассказывали. Общение с ребенком должно быть не принужденным, а желаемым. Не стоит отталкивать ребенка, если он пришел к вам в тот момент, когда вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом. Ребенок это человек, а ужин и работа могут совсем немного подождать.

И вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения: ведь говорить о чем-нибудь важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени – нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Ведь многие наши требования и обвинения возникают в результате того, что мы плохо представляем психологию малыша и полагаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая работа с воспитателями "Моя группа и Я" и "Счастье глазами ребёнка"

Сценарий тренинговой работы для педагогов-психологов с воспитателями детского сада...

Тренинговое мероприятие для педагогов. Тема: Гибкость поведения в общении.

Этот тренинг можно использовать на Совете педагогов. Цель:  Развитие    гибкости   поведения   в  межличностном   общении,  развивать ...

Сюжетно - ролевая игра, как ступень формирования познавательного общения в мире взрослых.

Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.Задачи:- учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;- продолжать обучение уметь распределять роли ; самостоятельно развивать сюжет игр...

Контрольная работа "Роль взрослого в формировании общения дошкольников."

Контрольная работа для студентов педагогических учебных заведений "Роль взрослого в формировании общения дошкольников."...

Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....

Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...