Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников. «Что такое дружба?»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Расширять знания детей, развивать сочувствие и сопереживание к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников.

«Что такое дружба?»

Программные задачи:

Образовательные: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивающие: развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; развитие выразительных движений.

Воспитательные:   воспитывать  культуру   общения,    дружеские  

взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Ход занятия

1. - Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру “Дрозд” (под музыку).

- Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.

Проблемная ситуация (рассказ воспитателя о девочке, которая не умела дружить).

- Ребята, как вы думаете, почему с ней не дружат? Скажи, как ты думаешь? Кто скажет по-другому? Можно ли так сказать? Ты согласен? (Ответы детей: она не знает правил о дружбе; она не делится игрушками; не умеет договариваться; и др.)

- Да, мы только об этом догадываемся, предполагаем. Смогли бы вы ее научить, как надо дружить? А как вы живете в группе? (дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).

-Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба? (Обсуждение воспитателя с детьми)

- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

2. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.

- Сейчас девочки покажут вам сценку.

После просмотра воспитатель задает вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?” (Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).

Жить на свете очень туго

 Без подруги или друга,

 Без тебя и твой щенок

 Нестерпимо одинок.

-А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).

3. Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.

- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

 Настроение упало,                          

 Дело валится из рук…                       - опускают руки вниз

 Но еще не все пропало,                     - качание головой, встряхивают кистями

 Если есть хороший друг.                  - разворачиваются лицами друг к другу

 С делом справимся вдвоем,              - пожимают друг другу руки

 С облегчением вздохнем -                - делают глубокий вдох, выдох

 Настроение поднимем                      - нагибаются и медленно выпрямляются

 И от пыли отряхнем!                              - отряхиваются.

4. Упражнение “Паутинка”.

– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).

(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).

- А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).

- Молодцы, вы у меня очень дружные дети!

5. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит).

Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).

- Кого изображали дети? - Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей? (плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).

Динамическая пауза.

- Давайте поиграем в “Живые картинки”. - Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

6. Разыгрывание ситуации.

– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы.

“Сережа играл в пароход. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова. Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. - Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет? - А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел. Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.

Вопросы: 

  • Какими вам кажутся Сережа и Вова? (равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
  • Расскажите, что вы думаете о друзьях? (они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).
  • А как бы вы поступили на их месте? (Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).

- Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.

7. Итог. Сюрпризный момент.

- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.

-Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

8. Релаксационная музыкальная пауза.

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников

Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...

Нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности

Всем известно, что самый любимый праздник детей- это Новый Год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под ёлкой, весёлый праздник в кругу семьи, атмосфер...

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история» Составила воспитатель Рябкова Наталья Витальевна

Цель:  формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской право...

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников (по программе Феоктистовой Т.Г., Шитяковой Н.П.)

В разработке представлены конспекты занятий для кружковой деятельности по духовно-нравственному воспитанию....

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...