Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников (по программе Феоктистовой Т.Г., Шитяковой Н.П.)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Борзилова Любовь Николаевна

В разработке представлены конспекты занятий для кружковой деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borzilova.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по духовно-нравственному

 воспитанию

старших дошкольников

(по программе Феоктистовой Т.Г., Шитяковой Н.П.)

СЕНТЯБРЬ        Занятие №1. Тема: «Имя» (2 занятия).

Основная идея темы: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятиями: имя, именины, день Ангела.
  2. Вызвать интерес детей к значению имен и желание узнать значение своего имени.
  3. Заучить с детьми пословицы и поговорки, связанные с данной темой занятия.

Методические приемы:

  1. Дидактическое упражнение «Мое имя». Дети по очереди называют свои имена (полные, ласковые), карточки с именами выкладываются по кругу со стрелочкой.
  2. Игра-упражнение: «Подбери ласковое имя для друга» (по кругу, сложенному в предыдущей игре).
  3. Заучивание пословиц и поговорок, связанных с именем.
  4. Физкультминутка (знакомая).
  5. Рассматривание икон святых (2-3), имена которых соответствуют именам детей группы, знакомство со значением их имен.
  6. По желанию других детей сказать значение их имен.
  7. Рассматривание иконы «Ангел». Рассказ воспитателя об Ангеле – хранителе.
  8.  Чтение стихотворения В.Шамонина «Ангел – хранитель».
  9. Рисование карандашами на тему: «Ангел». Помещение рисунков на выставку.

Практический материал к занятию: ресурсный круг «Мое имя», репродукции икон, книга «Православное воспитание детей дошкольного возраста» (автор Р.Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год), бумага, цветные карандаши.

Занятие №2. Празднование именин в детском саду.

Программное содержание:

  1. Продолжить знакомство детей с понятиями:  имя, именины, день Ангела.
  2. Организовать празднование именин детей (но православному календарю), с одинаковыми именами.
  3. Вызвать у детей желание участвовать в общем празднике: выразительно читать стихи, водить хороводы, участвовать в играх, изготавливать и дарить подарки именинникам.

(Сценарий праздника в книге: «Православное воспитание детей дошкольного возраста» (автор Р.Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год).

Методические приемы:

  1. Поздравления детьми именинников, преподнесение подарков, угощение всех детей за праздничным столом.
  2. Чтение стихов детьми.
  3. Хороводная игра «Каравай».
  4. Игра «Фанты» с загадками.
  5. Игра «Угадай, кто ты?» (ведущего игры выбирают считалкой).
  6. Игра «Будь внимательным» (словесная).
  7. Старинная хороводная игра «Семь сыновей».
  8. Чтение воспитателем стихотворения «Венок» В. Афанасьева.

Практический материал к занятию: сладости к праздничному столу, призы и сувениры к играм, подарки именинникам.

Занятие №3. Тема «Семья» (2 занятия).

Основная идея темы: семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятиями: родители, родные, род, родня, родственники, семья, братья, сестры.
  2. Познакомить дошкольников с основными правилами почитания и уважения  старших.
  3. Объяснить значение заповеди «Чти отца своего и мать свою» и пословицы «Кто родителей почитает, тот во век не погибает». Заучить и другие поговорки и пословицы по теме.

Методические приемы:

  1. Рассматривание семейного альбома воспитателя или кого – то из детей, уточнить понятия и названия родственных связей – отец, мать, дедушка, бабушка, тетя, дядя и др. Рассказ воспитателя о жизни и делах дедушки (бабушки или другого человека с фотографии). Рассматривание схемы «Родовое дерево рода Пушкиных».
  1. Чтение детям: «Про желтые груши и красные уши» (Леонид Нечаев). (Журнал: «Свечечка» №11,2005 год).
  2. Знакомство с пословицами о семье, объяснение их значения, заучивание с детьми.
  3. Физкультминутка – пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
  4. Чтение детям основных правил почитания и уважения старших (См. Приложение №1).
  5. Игра «Быт моей семьи».
  6. Рисование красками «Моя семья».

Практический материал к занятию: семейный альбом, схема «Родовое дерево рода Пушкиных», журнал: «Свечечка» №11,2005 год, бумага, краски (гуашь).

Занятие №4. Тематический вечер «Моя семья»

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей по теме: «Моя семья».
  2. Показать уважение и любовь к семье, родителям, родственникам через литературные и музыкальные произведения.
  3. Закрепить в активном словаре детей ключевые слова темы - родители, родные, род, родня, родственники, семья, братья, сестры.
  4. Через  совместную деятельность детей  и родителей решать задачи сотрудничества детского сада и семьи.

Методические приемы:

  1. Чтение детьми стихов о маме, папе, семье, дружной совместной работе и т. д.
  2. Пение песен по данной теме.
  3. Игры и соревнования с участием родителей.
  4. Чаепитие, беседа за столом с детьми на закрепление правил почитания и уважения старших (возможно – в виде перечисления детьми по очереди или вопросов к детям).
  5. Подарки родителям, изготовленные детьми и памятки «Десять правил для родителей». (Текст памятки в книге: «Православное воспитание детей дошкольного возраста», автор Р.Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год, стр. 37.)

Практический материал к занятию: сладости к чаепитию, подарки и памятки родителям.

ОКТЯБРЬ Занятие №5. Тема. Слово. (3 занятия)

Основная идея темы: доброе слово и горе побеждает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Программное содержание: 

  1. Познакомить детей с основным понятием христианства – сначала было слово. Слово – источник жизни человека.
  2. Уточнить, какие бывают слова – мудрые, добрые, задушевные помогают сохранить любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.
  3. Приучать детей использовать добрые, ласковые слова каждый день.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми об основном понятии христианства – сначала было слово. Слово – источник жизни человека.
  2. Чтение детям: П.Поляков «Дар слова».
  3. Упражнения: «Подари слово другу», «Комплемент», «Подари слово любимой игрушке».
  4. Игры «Волшебный стул», «Поляна добра».
  5. Чтение «Красивые слова и красивые дела» В.А. Сухомлинского.
  6. Осуждение проблемных ситуаций.

Практический материал к занятию: Книги, игрушки, украшенный стул для игры.

Занятие №6.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей основным понятием христианства – сначала было слово. Слово – источник жизни человека.
  2. Познакомить детей с последствиями в жизни людей злых и жестоких слов через литературные произведения и произведения устного народного творчества.
  3. Учить подбирать нужные слова в конкретных обсуждаемых ситуациях.

Методические приемы:

  1. Словесная игра: «Подскажи словечко».
  2. Отгадывание и придумывание  загадок по теме.
  3. Чтение детям: «Болтливая черепаха» Е. Яновский (Текст сказки в книге: «Православное воспитание детей дошкольного возраста», автор Р.Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год, стр. 45.)
  4. Заучивание пословиц: «Мой первый злодей – лень, другой злодей – язык, а третий – соблазн», «Слово – серебро, а молчание – золото».
  5. Подвижная народная игра.
  6. Речевая игра: «Подбери слово» (К каждому предложенному слову подобрать синонимы и антонимы).

Практический материал к занятию: книги и иллюстрации в них, атрибуты к подвижной игре.

Занятие №7.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания и практические навыки и умения детей по теме «Слово».
  2. Познакомить детей со словами прощения и покаяния. Поговорить о празднике в православии «Прощеное воскресение».
  3. Упражнять в употреблении в речи слов прощения и покаяния в специально созданной проблемной ситуации.

Методические приемы:

  1. Заучивание чистоговорки о словах и речи. (Текст в книге: «Православное воспитание детей дошкольного возраста», автор Р.Ю. Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год, стр. 95.)
  2. Разыгрывание детьми авторской игры – сказки «Любопытная сорока» (Текст сказки в книге: «Православное воспитание детей дошкольного возраста», автор Р.Ю.Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год, стр. 99.)
  3. Игра «Мяч»
  4. Словесная игра: «Доскажи и подскажи». (Там же, стр. 119)
  5. Рассматривание картины «Прощеное воскресение».

Практический материал к занятию: атрибуты к сказке, картина «Прощеное воскресение», мяч к игре.

Занятие №8. Тема. Совесть. (2 занятия)

Основная идея темы: совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступить в трудной ситуации, как сделать сердце чистым.

Программное содержание:

  1. Дать детям элементарные знания о том, что есть внешний мир и внутренний мир человека. Он постоянно изменяется и познается каждым  человеком на земле.
  2. Объяснить детям, что такое чувства, как ими человек должен управлять.
  3. Ввести в пассивный словарь дошкольников слова: рукотворный и нерукотворный мир, чувства, поступки.

Методические приемы:

  1. Рассматривание серии картин или репродукций. Вот мир Земли: растения, насекомые, животные, человек – нерукотворный мир. Мир, созданный Богом. Дома, храмы, машины – рукотворный мир. Мир, созданный руками человека. (Книга «Мироведение», Л.В.Сурова, стр. 116-123)
  2. Игровое упражнение: «Найдем рукотворный и нерукотворный мир в окружающей жизни»
  3. Коллективное рисование «Рукотворный и нерукотворный мир»
  4. Рассматривание пиктограмм с эмоциями и чувствами детей. Игровое упражнение «Покажи эмоцию».

Практический материал к занятию: картины или репродукции, краски, карандаши, мелки, бумага – ватман для коллективного рисования, пиктограммы с эмоциями.

НОЯБРЬ Занятие №9.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с таким чувством, как совесть и как она влияет на поступки людей. Что означает выражение «Жить по совести»?
  2. Рассмотреть на примере литературных героев и опыта детей примеры совестливых добрых поступков и недобрых.
  3. Вызвать у детей желание подражать хорошим поступкам, совестливым героям.

Методические приемы:

  1. Чтение детям литературных произведений: К.Д.Ушинский «Брат и сестра», В.А.Сухомлинский «Заболел врач». Беседа о поступках людей в рассказах. Они поступили по совести. Что это значит? (Книга «Мироведение», Л.В.Сурова, стр. 122)
  2. Игровое упражнение: «А что делать в этой ситуации?»
  3. Показ в театре игрушек сказки «Злодействующий кот и невинно страдающая Шавка». (А.Шишков, текст сказки в книге: «Православное воспитание детей дошкольного возраста», автор Р.Ю.Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год, стр. 52)
  4. Предложить детям придумать иное завершение сказки, где бы кот повел себя иначе.

Практический материал к занятию: детские книги на выставке, игрушки и ширма для театра игрушек.

Занятие №10. Тема. Благодарность и недовольство. (1 занятие)

Основная идея темы: За все, что с нами происходит, нужно благодарить.

Программное содержание:

  1. Познакомить дошкольников с происхождением и значением слов «благодарю» и «спасибо».
  2. Уточнить значение пословиц «Дружбу помни, а зло забывай», «За добро злом не платят».
  3. В тренингах и игровых упражнениях учиться благодарить за помощь, услугу, совет. Использовать для этого различные слова и выражения.

Методические приемы:

  1. Игровое упражнение «Собери цветы благодарности».
  2. Чтение детям: В.А.Сухомлинский «Неблагодарность», стихотворение Л.Котляра «Мир – божьих рук созданье». (Православное воспитание детей дошкольного возраста», автор Р.Ю.Киркос, Санкт-Петербург, 2005 год, стр. 63)
  3. Заучивание пословиц по теме.
  4. Тренинг «Я благодарю».
  5. Изготовление подарков для малышей (ручной труд, поделки из бросового материала, аппликация, рисование).

Практический материал к занятию: карточки для игры, оборудование для изготовления подарков.

Занятие №11. Тема. Добро и зло. (2 занятия)

Основная идея темы: Добро созидает, зло разрушает. Все, что мы делаем, возвращается к нам и близким нам людям. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.

Программное содержание:

  1. Расширить знания детей о доброте. Доброта истинная (забота, взаимопомощь, помощь в беде) и доброта ложная (доброта через обман, через обиду другого человека), добро во благо других.
  2. Определить черты доброго человека, определить значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».
  3. Воспитывать у детей желание быть добрым, делать добрые поступки.

Методические приемы:

  1. Чтение детям: В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
  2. Беседа с детьми о том, кто может считаться добрым человеком.
  3. Чтение отрывков из раннее прочитанных произведений, определение поступков героев. (Э. Мошковская «Кто самый добрый?», «Каждый свое получил» эстонская сказка, К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», А.Барто «Вовка – добрая душа», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).
  4. Обыгрывание потешки «Жук». (стр. 69, Православное воспитание)
  5. Знакомство дошкольников с пословицами по теме: «Жизнь дана на добрые дела»,  «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром», «Учись доброму – худое на ум не пойдет»
  6. Игра «Острова»

Практический материал к занятию: Детские книжки на выставке.

Занятие № 12.

Программное содержание:

  1. Помочь детям понять, зачем человеку заботиться обо всем живом, найти и духовную суть, и практическую пользу от этой заботы.
  2. Расширять кругозор в области естествознания и прикладного искусства.
  3. Формировать вкус, умения видеть, наблюдать и любить красоту мира.
  4. Обогащение словаря: благо, рачительность, чуткость, мирность.

Методические приемы:

  1. Заучивание стихотворения Н. Юрковой «Злая шалость».
  2. Беседа с детьми по содержанию стихотворения.
  3. Игровая гимнастика по потешке «Жук».
  4. Игра «Следы жизни».
  5. Кукольный театр с Петрушкой.
  6. Работа с детьми по изготовлению из природного материала «живой картины».

Практический материал к занятию: куклы кукольного театра, природный материал, книги книжного уголка.

ДЕКАБРЬ  Занятие №13. Тема. Щедрость и жадность. (2 занятия)

Основная идея темы: проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать не считая, не думая о сделанном добре.

Программное содержание:

  1. Пояснить и закрепить понятия «щедрость», «жадность», «лютый враг» и т. д., учить подбирать к ним синонимы.
  2. Познакомить с русскими народными пословицами по теме, объяснив их значение. Уточнить какие качества в человеке порождает щедрость, и какие жадность.
  3. Воспитывать у детей желание быть щедрым.

Методические приемы:

  1. Чтение сказки «Мальчик и орехи». Беседа по содержанию произведения. Игра-драматизация по сказке.(кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 61)
  2. Знакомство с пословицами «Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь», «Жадность - покою лютый враг», «Не хвались серебром, а хвались добром», объяснение их значения.
  3. Словесная игра на подбор синонимов к словам «щедрость», «лютый враг», «покой», «страх», «доброта», «радость».
  4. Обсуждение житейских ситуаций.
  5. Игра «Светофор».
  6. Рисование иллюстраций к сказке: «Мальчик и орехи».

Практический материал к занятию: атрибуты к драматизации сказки, краска, карандаши, мелки, бумага для рисования, книги книжного уголка.

Занятие №14.

Программное содержание:

  1. Продолжить знакомить с художественными произведениями, где описаны жадные и щедрые герои, учить отличать их поступки и мотивы поведения. Показать, что хорошие поступки требуют от человека большого труда души, и к ним надо себя приучать.
  2. Воспитывать у детей желание быть щедрым.
  3. Развивать элементы абстрактного мышления старших дошкольников.

Методические приемы:

  1. Рассматривание серии картин «Что такое хорошо, и что такое плохо». Определить, подобрав правильные слова, какие поступки совершают герои картин (грубость, доброту, жадность, доброжелательность и т. д.).
  2. Заучивание стихотворения «Крестик» (ж-л Свечечка, №11, 2005 год) (см. приложение №2). Рассматривание нательного крестика, как символа православной религии.
  3. Чтение детям рассказа Б.Ганаго «Велосипед»
  4. Рисование на тему: иллюстрации к рассказу «Велосипед» Б.Ганаго, поместить рисунки на выставку.

Практический материал к занятию: серия картин, нательный крестик, краски,  карандаши, мелки, бумага для рисования, книги книжного уголка.

Занятие №15. Тема. Правда и ложь. (2 занятия)

Основная идея темы: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение. Правда освящает человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.

Программное содержание:

  1. Объяснить детям, что такое правдивость, почему нельзя обманывать, возможные последствия правдивых и лживых поступков.
  2. Объяснить дошкольникам, как вести себя, чтобы быть правдивым. Вызвать желание быть такими.
  3. Активизация словаря за счет слов: правдивость, честность, притворство, ложь, обман.

Методические приемы:

  1. Заучивание стихотворения «Наставленья для души» (ж-л Свечечка, см приложение №2)
  2. Беседа с детьми о том, что считается грехом в православной религии. (По содержанию стихотворения). Ложь, обман – один из грехов.
  3. Рассматривание иллюстраций в книгах Л.Толстого, К.Д. Ушинского со знакомыми произведениями. Вспомнить, какие неблаговидные поступки совершили герои рассказов и сказок, и как они их исправили.
  4. Игра импровизация «Сделай наоборот» (сесть, встать и т.д.)
  5. Придумывание окончания рассказа Б.Ганаго «Попугайчик» (книга «Детям о душе»)

Практический материал к занятию: Книги и журналы книжного уголка.

Занятие №16.

 Музыкально-литературная композиция по теме: «Правда и ложь»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщить знания детей по теме: «Правда и ложь».
  2. Показать детям через художественные и музыкальные произведения значимость этой темы для людей и детей в том числе.
  3. Продолжать приучать детей выступать перед зрителями, четко и выразительно читать стихи, пословицы, инсценировать отрывки из художественных произведений.

 Методические приемы:

  1. Чтение по очереди детьми стихов и пословиц.
  2. Пение знакомых песен.
  3. Игра инсценировка рассказов Л.Толстого «Косточка» и «Лгун».
  4. Игры забавы «Зайчик в огороде», «Птицы летят», «Семь сыновей». (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 157)
  5. Чтение воспитателем стих. «Матушкины советы» (ж-л Свечечка, см приложение №2)

Практический материал к занятию: Книги и журналы книжного уголка, атрибуты к инсценировкам и оборудование к играм забавам.

ЯНВАРЬ Занятие №17. Тема. Зависть и доброжелательство. (1 занятие)

Основная идея темы: Будь доволен тем, что имеешь. Зависть приносит вред человеку, разъедает его душу, как ржавчина разъедает железо.

Программное содержание: 

  1. Рассказать детям о различных проявлениях зависти в жизни. Доброжелательность – противоположность зависти. Радость добрая - доброжелательность. Радость злая – злорадство.
  2. Объяснить детям о том, как приучить себя не завидовать другим. Познакомить с основным правилом жизни: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  3.  Пробудить у детей желание быть доброжелательными по отношению к другим детям и взрослым.
  4. Продолжать учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, не перебивать друг друга. (В сказочной викторине)

Методические приемы:

  1. Рассказ воспитателя. Рассматривание иконы Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской. Рассказать о том, что эти люди отдали своё имущество, а сами бедно жили, молились и помогали всем нуждающимся. Эти люди почитаются верующими, как святые.
  2. Чтение детям рассказа «Кто там?» Б.Ганаго  (книга «Детям о душе»)
  3. Словесная игра «Я радуюсь, когда …»
  4. Подвижная игра «Помоги товарищу» (с атрибутами)
  5. Сказочная викторина: «Кто он?» (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 171)

Практический материал к занятию: Книги и журналы книжного уголка, атрибуты к подвижной игре.

Занятие №18 Тема. Праздник Рождество Христово. (1 занятие)

Основная идея темы: на Руси всегда праздновали этот христианский праздник. И в настоящее время тоже празднуют: украшают елки, дарят подарки, устраивают колядки, щедровки и т.д.

Сценарий праздника в книге (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 163-187)

Программное содержание:

  1. Расширить знания детей об этом христианском празднике и особенностях его празднования в России.
  2. Продолжать учить детей играть в театральных постановках роли в соответствии с особенностями персонажей.
  3. Вызвать у детей радостное, веселое настроение, желание участвовать в общем празднике.

Методические приемы:

  1. Чтение детьми стихов.
  2. Показ игры - инсценировки легенды «Рождественская елочка» (в роли чтеца - взрослый).
  3. Исполнение детьми знакомой рождественской песни или хоровода.
  4. «Сказочная викторина» (использовать знакомые произведения)
  5. Игры: «Живой узел», «Морские фигуры», «Веселые комарики», «Все дело в шляпе»
  6. Загадывание загадок (если остались призы)
  7. Угощение детей рождественскими пряниками «Козули» (рецепт в приложении №3)

Практический материал к развлечению: атрибуты к инсценировке, призы и сладости для детей.

Занятие № 19 Тема. Послушание и упрямство (1 занятие)

Основная идея: Делай не то, что хочешь, а то, что нужно.

Программное содержание:

  1. Дать детям понятие между словами «слышать» и «слушать». Послушание – умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не слушает советов старших, и делает все по-своему.
  2. Дать детям элементарные представления о том, к чему ведет непослушание, как с ним бороться.
  3. Упражнять в правилах послушания « Делай не то, что хочешь, а то, что нужно», приучать выполнять просьбы, поручения.

Методические приемы:

  1. Чтение стихотворения С.Михалкова «Два барана»
  2. Беседа по содержанию произведения
  3. Заучивание пословиц: «Упрямый умрет – никто его не уймет», «На упрямых воду возят».
  4. Чтение сказки «Об упрямом медведе». Сравнить два прочитанных на занятии произведения. Чем отличаются герои? Показ сказки в кукольном театре с помощью детей.

Практический материал к занятию: куклы кукольного театра.

Занятие №20 Тема. Трудолюбие и лень. (1 занятие)

Основная идея темы: человек любит трудиться (прилагать усилие), чтобы проверить себя, свои силы, испытать радость от полученного результата.

Программное содержание:

  1. Расширить знания детей о понятии труда и трудолюбия. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы.
  2. Познакомить художественными произведениями по теме. Объяснить, как относятся к труду верующие люди. Бог заповедал человеку жить в трудах, работать. Кто не соблюдает эту заповедь и ленится, тот совершает грех.
  3. Рассказать о том, какие виды труда бывают, что каждый труд должен быть уважаемым в обществе людей. (Труд души, физический труд и интеллектуальный труд). Воспитывать у детей чувство уважения к людям разных видов труда.

Методические приемы:

  1. Чтение стихов: «Пчелка - труженица», «Кузнечик», «Без чего не проживешь» (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 84-86). Беседа по их содержанию.
  2. Игра: «Я умею делать сам» - разработка модели трудовых поручений  (для уголка природы, дежурств).
  3. Изготовление игрушек – поделок для малышей.

Практический материал к занятию: Детские книги в книжном уголке, бросовый и природный материал для поделок.

ФЕВРАЛЬ Занятие №21. Тема. Милосердие и жестокость. (1 занятие)

 Основная идея темы: сердце может быть милым, умеющим любить и жестоким, не чувствующим сострадания и любви.

Программное содержание:

  1. Дать детям элементарные представления о милосердии, заключающегося в умении помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова, пожалеть.
  2. Показать примеры помощи, жалости, сострадания в житейских ситуациях и художественной литературе.
  3. Воспитывать у детей желание быть милосердными, сострадательными к людям, животным, природе и т.д.
  4. Закрепить умение подбирать слова-антонимы к данным.

Методические приемы:

  1. Чтение детям: Детская Библия «Притча о милосердном самаритянине». Беседа по содержанию произведения. (кн. Мироведение, стр.77-78)
  2. Рассматривание подборку местных газет с описанием милосердных дел, фотографиями их участников. Рассказ воспитателя о том, что делах милосердных знают все люди, о них пишут в газетах, журналах.
  3. Физкультминутка – игровой массаж «Поезд».
  4. Пересказ детьми рассказа Б.Ганаго «Машенька». Обсуждение подобных житейских историй из жизни детей в группе, семье.
  5. Словесная игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов к данным словам)

Практический материал к занятию: Книги и газеты книжного уголка.

Занятие №22 Тема. Родина и чужбина.(2 занятия)

Основная идея темы: Родина для человека – место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на её защиту.

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о нашей родине – России. (Святой Руси – в старину). Уточнить, какая символика соответствует нашей стране (герб, флаг, гимн). Почему её называли святой?
  2. Расширить знания детей о великих защитниках нашей Родины - Александре Невском, Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и т. д. Этих людей называют на Руси святыми.
  3. Воспитывать у детей чувства гордости за нашу Родину и её великих людей.
  4. Развивать связную речь старших дошкольников, умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Методические приемы:

  1. Прослушивание гимна России, рассматривание флага и герба.
  2. Рассматривание репродукций  (икон) известных художников по теме «Защитники Земли русской». Составление воспитателем небольших рассказов о жизни и подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского.
  3. Слушание отрывков песен военных лет. Составление рассказов детей об экскурсии в зал ВОВ краеведческого музея п. Ракитное.
  4. Старинные народные игры.
  5.  Рассматривание рисунков детей школы искусств по теме: «Моя Родина».

Практический материал к занятию: Репродукции картин, песни в грамзаписи, рисунки детей школы искусств, атрибуты к играм.

Занятие № 23 Тематический вечер «Моя Родина»

Программное содержание:

  1. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Родина и чужбина».
  2. Продолжать упражнять дошкольников в опыте публичных выступлений.
  3. Воспитывать у детей чувства гордости за нашу Родину и её великих людей.
  4. Приобщать родителей детей группы к совместной работе по данной теме.

Методические приемы:

  1. Чтение детьми и взрослыми стихов о Родине.
  2. Рассказ военного, приглашенного на праздник, о своей жизни и работе.
  3. Пение знакомых песен, прослушивание их в грамзаписи.
  4. Игра драматизация по небольшому рассказу или сказке по теме.
  5. Игры и соревнования с участием гостей и родителей. Тематика игр связана с военной темой.
  6. Вручение подарков детям, гостям и родителям.
  7.  Совместное чаепитие. Пение песен венных лет.
  8. Фотографии на память.

Практический материал к развлечению: выставка рисунков и поделок по теме, атрибуты к играм и драматизации, подарки для детей, родителей, гостей, фотоаппарат.

Занятие №24. Тема. Дружба и вражда. (2 занятия)

 Основная идея темы: Друг – такой же, как ты, человек, равный тебе. Дружбой надо дорожить, с другом ты становишься вдвое сильнее, умнее, добрее.

Программное содержание:

  1. Расширить представления детей о дружбе, друге, верности, взаимопомощи, терпимости, умении пытаться оценить себя, как друга.
  2. Выучить с детьми поговорки и пословицы о дружбе. Познакомить с новыми художественными произведениями по данной теме.
  3. Воспитывать у детей желание учиться дружить, не требуя ни чего взамен.
  4. Продолжать учить составлять описательные загадки. Развивать воображение детей.

Методические приемы:

  1. Чтение детям: В.Осеева «Синие листья» и Л.Толстой «Лев и собачка». Вопросы к детям.
  2. Заучивание пословиц о дружбе.
  3. Игра «Фантазеры» (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр133-134).
  4. Сказка – игра «Про кота Ставридку» (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 112-113).
  5. Рисование детей на тему: «Мой друг». Рисунки подарить другу.

Практический материал к занятию: Детские книги книжного уголка, атрибуты к сказке – игре, краски, карандаши, мелки для рисования.

МАРТ Занятие №25. Литературная викторина.

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщить знания детьми литературных произведений по теме: «Дружба».
  2. Продолжать учить правильно и полно отвечать на вопросы, не перебивать друг друга. Говорить четко, понятно, выразительно при составлении описательных рассказов.
  3. Продолжать воспитывать доброжелательность друг к другу, умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других детей.

Методические приемы:

  1. Игровое упражнение: «Узнай произведение по обложке книги».
  2. Игровое упражнение: «Угадай героя по описанию» (дает описание воспитатель и дети).
  3. Игра импровизация «Сыграем сказку» (дети по предложенным костюмам угадывают сказку и играют отрывок из неё).
  4. «Подскажи словечко» (подсказать стихотворную рифму литературного произведения).
  5. Подвижная игра соревнование «Помоги другу».
  6. Игра – забава по желанию воспитателя.
  7. Пение песенки  о дружбе вместе с воспитателем.

 Практический материал к занятию: Атрибуты, костюмы и оборудование к играм и драматизации литературных произведений.

Занятие № 26. Тема. Обличение и осуждение (1 занятие).

Основная идея темы: надо справедливо относиться к людям, допустившим ошибки, не обвиняя и не осуждая их.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с основными правилами разговоров.
  2. Рассказать на примере библейских и литературных героев правильность заповеди «Не судите – и не судимы будете».
  3. Приучать судить поступки друг друга, но не самих людей. При этом понимать, что обличение – показать другу истинное лицо его поступка так, чтобы он почувствовал твое доброе отношение к нему.

Методические приемы:

  1. Знакомство с основными правилами разговора: правда ли то, что ты хочешь сказать; хорошо ли то, что ты хочешь сказать; нужно ли это знать другим. Объяснение эти правил детям.
  2. Пересказ детьми рассказа Е.Гербовой «А было только доброе слово»
  3. Знакомство с пословицами по теме: «Глупый осудит, а умный рассудит»; «Не судите – и не судимы будете».
  4. Решение проблемных ситуаций.
  5. Чтение детям: «Волшебные очки» Б.Ганаго и знакомое детям стихотворение «Матушкины советы» И.Мекушкиной (ж-л «Свечечка» №3, 2006 год).

Практический материал к занятию: Книги и журналы книжного уголка.

Занятие № 27 Тема. Сдержанность и вольность (2 занятия)

Основная идея темы: сдержанность человеку нужна, чтобы не нарушать правило: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятием «воздержание». Сдерживаться - ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел.
  2. Показать примеры воздержания благочестивых людей, живших по правилу: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Объяснить значения понятия вольность (своеволие). Нарушение правил добрых дел, нежелание думать о благе близких людей.
  3. Заучить пословицу по теме: «Что плохо – то бегай, что добро – то следуй».
  4. Воспитывать умение предвидеть последствия своих поступков, совершать их осознанно и обдуманно. Подготовить детей к экскурсии в храм.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми на тему: «Человек – существо разумное» (Сценарий беседы в книге «Мироведение» Л.Сурова, стр. 122)
  2. Заучивание пословицы: «Что плохо – то бегай, что добро – то следуй».
  3. Чтение детям: «Посмеялись над бабушкой», «Капля воды» В.Сухомлинский.
  4. Знакомство с правилами добрых дел. Уточнить правила поведения в храме.
  5. Рассматривание имеющихся в детском саду икон или репродукций.
  6. Тренинг  «Экскурсия в храм».

Практический материал к занятию: Выставка икон или репродукций картин.

Занятие №28. Экскурсия в храм.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с храмом – домом для молитв верующих православных христиан.
  2. Организовать беседу детей со священником, подготовить к этой беседе детей.
  3. Воспитывать чувства уважения к чувствам верующих людей, соблюдать правила поведения в храме.

Предварительная работа:

  1. Встреча воспитателя со священником или другим служителем церкви для решения организационных задач.
  2. Подготовка детей к встрече с храмовыми реликвиями и служителями церкви. Напоминание им правил поведения в храме.
  3. Подготовить подарки для детей, живущих в приюте при церкви.
  4. Купить заранее свечи (по желанию детей и родителей)

АПРЕЛЬ Занятие №29.

Программное содержание:

  1. Познакомить дошкольников с понятиями пост, поститься.
  2. Объяснить, зачем верующие люди его придерживаются. Рассказать о посте, которого придерживались святые люди Серафим Саровский, Сергий Радонежский.
  3. Воспитывать у детей уважение к чувствам и обычаям верующих людей, желание им подражать.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми о том, что означает для верующего пост. «Пост необходим христианину для того, чтобы прояснить ум, пробудить и прояснить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю». Св. Иоанн Кронтштадский.
  2. Рассказ воспитателя о посте. Текст в ж-ле «Свечечка» №3, 2006 год.
  3. Чтение сказки о посте «Щука – беда». (Текст в ж-ле «Свечечка» №3, 2006 год, стр.12).
  4.  Чтение  рассказа «Первая исповедь» (там же, стр. 20-21)
  5. Лепка из соленого теста «жаворонков» к празднику памяти Сорока мучеников (22 марта).

Практический материал к занятию: Соленое тесто для поделок детей.

Занятие № 30 Тема Благовещение Пресвятой Богородицы

Программное содержание:

  1. Рассказать детям о том, что такое церковные праздники, как их празднуют верующие люди.
  2. Познакомить с содержанием праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Рассказать об обычаях и приметах этого весеннего праздника. Показать связь церковных праздников с земледельческим календарем.
  3.  Показать через художественные и музыкальные произведения интерес к церковным праздникам русских и зарубежных классиков.

Методические приемы:

  1. Рассказ ведущего развлечение о церковных праздниках и о данном празднике - Благовещение Пресвятой Богородицы.
  2. Чтение детьми стихов А.Пушкина, Плещеева, Ф.Тютчева
  3. Пение песен о весне и празднике.
  4. Слушание церковных песнопений в грамзаписи.
  5. Игра драматизация по притче о пшенице и плевелах.  (Текст в ж-ле «Свечечка» №9, 2005 год, стр.12).
  6. Подвижные старинные игры.

Практический материал к развлечению: оборудование, атрибуты и костюмы к игре драматизации и подвижным играм.

Занятие №31. Тема. Прощение и обида. (1 занятие)

Основная идея темы: прощая других людей, мы освобождаем других от обиды, злости, жестокости.

Программное содержание:

  1. Дать детям понятия «обида», «обидеться», «прощение», познакомиться с правилами жизни (см. приложение №4). Попытаться объяснить детям значение пословицы «Тому тяжело, кто помнит зло».
  2. Через тренинг «Как перестать ссориться и что делать, чтобы простить других» дать детям навыки обращений с просьбой простить и умения прощать.
  3. Обобщение знаний о празднике Прощеное воскресение, о том, что необходимо делать в этот день.
  4. Продолжать учить рассматривать картины, обращать внимание на детали и краски. Рассказать детям о том, как писали и пишут художники иконы.

 Методические приемы:

  1. Рассматривание репродукций картин. Рассказ воспитателя о прощении, объяснение значения пословицы «Тому тяжело, кто помнит зло».
  2. Чтение детям: В.Сухомлинский «Я больше не буду», «Раскаяние»
  3. Тренинг: «Как перестать ссориться и что делать, чтобы простить других». Можно использовать игрушки для создания проблемных ситуаций или кукол кукольного театра.
  1. Подвижная игра: «Веселые комарики» (кн. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 176).

Практический материал к занятию: репродукции картин В.Поленов «Христос и грешница» и Рембрандта «Возвращение блудного сына», атрибуты к игре и тренингу.

Занятие № 32. Празднование в детском саду храмового праздника Пасхи.

Сценарий праздника в книге ««Православное воспитание детей дошкольного

возраста», стр. 194-212).

Программное содержание:

  1. Объяснить детям содержание данного христианского праздника, его атрибутов, обычаев, традиций. (См. приложение №5 «Пасхальные традиции и предания»)
  2.  Дать детям почувствовать радость от пасхальных праздников, от подготовки подарков родным и близким, от пасхальных традиций и обычаев.
  3. Развивать выразительность речи детей, произвольность внимания, памяти, поведения.

Методические приемы: 

  1. Чтение детьми стихов.
  2. Театрализованное представление: «Как овечка лучшей доли себе искала» (книга ««Православное воспитание детей дошкольного возраста», стр. 194-200).
  3. Игры «Катание яиц», «Чоканье», «Кучки», «Сюрпризы»
  4. Словесная игра «Волочебная песня» с загадками и пословицами.
  5. Игра инсценировка «Девочка и гусыня»
  6. Чтение воспитателем или родителем стихотворения «Весна пасхальная»
  7. Дети дарят подарки взрослым и получают по яичку.
  8. Ведущий праздника вместе с детьми читает пасхальную молитву (см. приложение №6)

Практический материал к развлечению: оборудование, атрибуты и костюмы к игре драматизации и подвижным играм, пасхальные яйца и подарки для взрослых, сделанные руками детей.

МАЙ Занятие №33. Тема. Память.  (1 занятие)

Основная идея темы: Память о родных, их делах и поступках помогает человеку быть добрым, жить по правилам своего народа.

Программное содержание:

  1. Дать детям понятие о памяти, воспоминаниях, о памятовании. Рассказать о том, что память – способность человека сохранять в своих мыслях и чувствах образы родных и друзей, их дела и поступки. Каждый человек оставляет свой след на земле.
  2. Познакомить с разновидностями праздников в древности на Руси и в современной России (календарные, храмовые, трудовые и семейные).
  3. Рассказать о некоторых памятных датах истории и значении пословицы «Доброму – добрая память».
  4. Вызвать у детей интерес к историческому прошлому и настоящему Родины.

Методические приемы:

  1. Рассматривание выставки репродукций на военную тему (А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле», С. Герасимов «Мать партизана», И.М. Греков «Тачанка», В.М. Васнецов «Три богатыря»), медалей, фотографий из семейных альбомов.
  2. Рассказ воспитателя о разновидностях праздников в древности на Руси и в современной России (календарные, храмовые, трудовые и семейные). Вопросы к детям.
  3. Чтение детям: В. Сухомлинский «Седой волосок», П.Поляков «Победа».
  4. Игры соревнования по желанию детей.

Практический материал к занятию: репродукции на военную тему, народный календарь, храмовые иконы.

Занятие №34. Экскурсия в краеведческий музей п. Ракитное.

Программное содержание:

  1. Продолжить знакомство детей с содержанием залов музея и особенностями деятельности музейных работников.  Расширить знания дошкольников о некоторых событиях исторического прошлого поселка.
  2. Уточнить правила поведения в музее и вызвать желание осознанно следовать им.
  3. Воспитывать чувства любви и уважения к малой Родине.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о правилах поведения в музее.
  2. Познакомить с деятельностью музейных работников (сбор и описание экспонатов, поддержание их в чистоте и порядке, переписка с другими музеями, знакомство с литературой и историей края и т.д.)
  3. Встреча с экскурсоводов для решения организационных вопросов и вопросов по содержанию экскурсии.

Занятие №35. Тема. Чистое сердце

Основная идея темы: милосердие, смирение, щедрость, мужество помогают человеку очистить сердце от зависти, себялюбия, жадности, лжи, упрямства, лени.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей об основных понятиях, терминах программы. Закрепить определения понятий «милосердие», «смирение», «щедрость», «мужество». Уточнить значение понятий «любовь», «любящее сердце», «чистое сердце», «каменное сердце», «жестокое». Объяснить значение библейской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя»
  2. Познакомить с правилами доброго, любящего сердца (см. приложение №6).
  3. Воспитывать у детей желание быть добрыми, с любящими сердцами.

Методические приемы:

  1. Напоминание правил доброго, любящего сердца.
  2. Игра «Волшебные следы», «Острова».
  3. Чтение художественных произведений: В. Сухомлинский «Каменное сердце», О. Уайльд «Мальчик-звезда».
  4. Беседа с детьми.
  5. Заучивание стихотворения:

Везде, во всем, куда ни глянь

На сушу, воды, облака,-

Кругом видна Господня длань,

Его всесильная рука. (Игумен Троице-Сергиевой Лавры Виссарион)

  1. Рисование детей на тему: «Мои занятия в кружке». Использовать рисунки при экспресс-диагностике.

Практический материал к занятию: Иконы (репродукции картин) святых.

Занятие №36. Диагностическое занятие.

Форма организации занятия – познавательная викторина.

Программное содержание:

  1. Оценить знания, умения и навыки детей по данной программе в кружковой деятельности в течение учебного года.
  2. Выявить умения использовать на практике полученные знания и навыки.
  3. Оценить степень усвоения детьми тех художественных и музыкальных произведений, которые использовались воспитателем на занятиях в течение учебного года.

Методические приемы:

  1. Познавательная викторина состоит из нескольких разделов:
  • «Церковные праздники»;
  • «Правила почитания и уважения старших»;
  • «Правила дружбы, добрых дел, вежливости, щедрости»
  • «Правила доброго любящего сердца»;
  • «Правила ведения разговора»,
  • Знания художественных произведений;
  • Знания музыкальных произведений;
  • Элементарные знания произведений искусства.

Викторина проводится по сценарию (см. приложение№7). Её результаты заносятся в диагностические таблицы (см. приложение№8). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий и презентации для старших дошкольников

Занятия и  презентация по ЗОЖ в подготовительной группе детского сада...

Конспект занятия по физкультуре "Обучение старших дошкольников элементам баскетбола"

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом значительное  место и усложняются от группы к ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию старших дошкольников

Тема занятия "Царица-водица". Конспект занятия принимал участие в областном заочном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию системы дополнительного образования детей (но...

Конспект занятия по познавательному развитию старших дошкольников "Красоту Байкала спасет "МИР""

Дать детям знания об уникальной Байкальской экосистеме, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений является одним из приоритетных направлений нашего ДОУЦель занятия: Пропа...

Конспект занятия по гендерному воспитанию старших дошкольников

Вконспекте занятия содержатся игры на развитие гендерных представлений детей...

Конспект занятия по эмоциональному развитию старших дошкольников с использованием ИКТ «Наши эмоции»в подготовительной к школе группе с использованием презентации.

Цель занятия: закрепление представления детей об основных эмоциях человека.Задачи: - создать возможности для самовыражения;- закреплять навыки практического владения выразительнымидвижениями;- формиро...