Конспект занятия по экологическому воспитанию старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ивакина Мария Васильевна

Тема занятия "Царица-водица". Конспект занятия принимал участие в областном заочном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию системы дополнительного образования детей (номинация "прикладная".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОРГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НОМИНАЦИЯ «ПРИКЛАДНАЯ»

                                                                Подготовила    педагог                                                                                           дополнительного образования                                                                           МОУДОД   Шацкий   Дом

                                                                детского    творчества

                                                                Ивакина  Мария  Васильевна,                                                                         руководитель объединения                                                                                 «Эколобок» эколого-биологической                                                                 направленности

г. Шацк

2007 г.

Тема занятия: «ЦАРИЦА – ВОДИЦА»

для детей подготовительной группы детского сада

(второй год обучения по дополнительной образовательной программе «Эколобок»)

Цели: 1) уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, формах и видах воды в окружающей среде, дать представление о происхождении реки, об источниках загрязнения воды;

        2) развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру детей, расширять словарный запас;

        3) воспитывать бережное и экономное отношение к воде как к основному природному ресурсу.

Оборудование: глобус, карта полушарий, 2 половинки кожуры апельсина, карта Рязанской области, полоска ткани или листа ватмана голубого цвета, нитки разной толщины голубого цвета, литровая банка, краски акварельные, кисть.

       

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. момент.

  1. Беседа о глобусе

2.1. Цвета глобуса

  1. Кол-во воды на Земле

  1.  Беседа о реке Шача

  1. Рождение реки

  1. Опыт

Физкультминутка

  1. Беседы

5.1.О чистоте воды

5.2. О вкусе воды

5.3. О пресной и солено воде

5.4. О необходимости воды для живого

5.5. О чистоте воды и ее бережливости

  1. Опыт

  1. Итог занятия

- Здравствуйте, ребята!

- В вашей раздевалке я обнаружила вот этот предмет. Может это  мячик разноцветный. Кто-нибудь из вас может объяснить, что это?    (глобус)

- А почему   он такой разноцветный? Для красоты? Как вы думаете?

-  Что такое глобус?  Где его можно использовать? ( в школе)

- Глобус можно заменить картой, на которой изображено все то же самое, только как будто этот шар разрезали пополам, развернули и разложили на бумаге. (показываю на половинке кожуры апельсина)

- Я вас приглашаю немного попутешествовать по глобусу. Что на нем обозначено голубым и синим цветами? (вода) 

- Какие еще цвета вы видите? (коричневый, зеленый)

- Что ими обозначено? (суша или земля, леса)

- Какого цвета на глобусе больше. (голубого)

- Как вы думаете, что это значит? (воды больше, чем суши)

- В древности люди назвали свою планету Землей, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли, т.е. суши намного меньше, чем воды.

(показ круга поделенного на секторы: вода, суша).

- Самые большие участки голубого цвета – это моря и океаны. А еще среди зеленого цвета можно рассмотреть голубые полоски. Что это? (реки)

- Широкие полоски – это крупные широкие реки, а узкие – небольшие.

- Как называется река, которая протекает в нашем городе? (Шача)

-На глобусе и карте, которая похожа на глобус, Шача не обозначена, обозначены только крупные реки,  но ее можно найти на карте с небольшими речками.

Показ реки  Шача на карте

- Кто знает, откуда появляется река, как она рождается? (ответы детей)

Из-под земли бьют родники, вода из них вытекает и образовывает небольшой ручеек, он дотекает до следующего родника и ручеек становится шире и глубже, воды в нем прибавляется и так дальше. Получается маленькая речка, которая по пути встречает такие же небольшие речки. Они дружно соединяются  вместе.

- Хотите сделать свою большую речку? Вот эта полоска – главная большая широкая река. (Макет крупной реки – большая широкая полоса листа ватмана, покрашенная голубым цветом, или ткани)

- А какие ручейки? (узкие, короткие). Расположите ручейки так, чтобы они впадали, втекали в главную реку.

(Лист голубой бумаги или ткани – река, к нему подходят ниточки и узкие ленточки – это ручейки и маленькие речки, река впадает в море.)

Игра ручеек (Дети становятся парами в затылок друг другу. Водящий проходит «по ручейку», берет за руку одного ребенка и проводит его «по ручейку».  Оставшийся ребенок становится водящим и т.д.)

- Где самая чистая вода, в маленьком ручейке или в большой реке, в море? Почему? (В маленьком ручейке, т.к. она ее еще не успели загрязнить, она только что начала свой путь из-под земли, а в родниках вода самая чистая и вкусная.)

- Можно ли узнать вкус воды, не попробовав ее? (нет)

- Может ли она приобрести какой-либо вкус? (растворяем сахар, соль)

- Можно ли пить морскую воду? (нет) Почему? (соленая)

- Какая вода пригодна для питья? (чистая, пресная, речная, озерная)

- Посмотрите на глобус, какой воды больше: речной или воды морей и океанов? (воды морей и океанов)

-  Кому нужна пресная вода? (человеку, животным, растениям)

- Вода - большая труженица и помощница человека. Для чего вода нужна человеку? (для питья, мытья, на фабриках и заводах…)

- Без воды не сделать очень простых, обычных дел, вода ничем не заменима.

- Откуда берется вода в наших кранах? Мы каждый день пользуемся ей, а она все течет, не кончается?  

- В кране вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, пьем, плавали в реке, потом человек направил их в специальные  трубы. Там вода хорошенько очищается от всяких вредных частиц, чтобы человек не заболел. В многоэтажных домах вода после использования попадает в канализационные трубы, которые находятся под землей. Эти трубы собирают воду со всех домов и доставляют  на очистные сооружения, где ее очищают. Очистные сооружения не успевают очищать большое количество воды. Поэтому, если воду не беречь, то придется пить плохо очищенную воду, от которой люди могут заболеть и даже погибнуть. Если кран не плотно закрыт, из него за сутки утекает пять трехлитровых банок чистой воды. (показываю трехлитровую банку)

Причем пресной, речной воды, как вы уже сказали сами, не так уж и много на нашей планете.

- Что произойдет, если закончится вся пресная вода в родниках, ручейках, в реках, озерах. (Все живое и человек погибнет). 

- Что мы можем сделать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?

- Да, необходимо бережно относиться к воде, не оставлять открытыми краны, не лить ее зря, без надобности.

        Бережливым будь с водой,

        Шевельни опять рукой.

        И как только воду взял.

        Хорошенько кран закрой.

- А вот какая история произошла с одной речкой. Текла она, чистая-пречистая, прозрачная. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать чистую воду, а спускать в реку грязную, красного цвета. Течет красная  речка. Дальше от него построили еще один завод, резиновые сапоги делал. Брал чистую воду, а спускал грязную, черного цвета. Была речка прозрачной, а стала цветной. Было воды в реке много, осталось – мало, заводы пьют. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни попить, ни рыбы половить. Рыба в речке заболела, птицы и звери  не приходят к реке. А однажды на берег пришел самый главный Санитар и очень рассердился. Игрушки и сапоги – это, конечно, тоже нужно, но про людей и природу забывать нельзя. И приказал: срочно построить на заводах водоочистители (очистные сооружения). Пусть испачканная вода на заводе чистится и снова за дело принимается. И так без конца. Послушались на заводах доброго совета, и стала речка снова чистой и прозрачной.

Как рождается большая река?

Какой воды больше на земле: пресной или соленой?

Что делают люди, чтобы испачканная вода снова стала чистой?

Родник иссяк, ручей ослаб.

А мы из крана – кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет

И нет водицы -  нет, нет, нет…

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников для старшей группы детского сада

Подборка примерных конспектогв по экологии да учебный год для старшей группы....

Конспект занятия по гендерному воспитанию старших дошкольников

Вконспекте занятия содержатся игры на развитие гендерных представлений детей...

Занятие по экологическому воспитанию старших дошкольников " Строим чистый город"

Вашему вниманию предлагается  итоговое занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.На этом занятии дети "строят" идеальный экологически чистый город, используя свои з...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию старших дошкольников «Наши умные пальчики»

Занятие  направленное на повышение функциональной деятельности головного мозга, психоэмоуиональной устоцчивости....

Конспект занятия по экологическому воспитанию старшей разновозрастной группы на тему: «Что такое огород и что на нем растет?»

Цель:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Освоение детьми экологических знаний, трудовых навыков, выявл...

Конспект занятия по правовому воспитанию старших дошкольников с элементами творческой игры «Суд над «Синьором-Помидором».

Занятие построено  в игровой форме с целью -формирования  у дошкольников правового сознания и мировозрения средствами художественной литературы.В фруктово-огородной стране   злой С...