Заучивание стихов старшими дошкольниками
консультация на тему

Коционова Ольга Михайловна

Приемы обучения заучиванию стихов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Заучивание стихов старшими дошкольниками

При заучивании стихов очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Приемы обучения заучиванию стихов:

   Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание  и воспроизведение (чтение наизусть) поэтического произведения.    Вот некоторые методические требования к заучиванию стихов:            

 -Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как пропадает или искажается смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом повторении текста остаются пассивными. Хоровое чтение мешает выразительности, приводит к монотонности, тягучести, искажению окончаний слов, происходит быстрое утомление детей от шума. «Читая хором, -писала Е.И.Тихеева– дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность». Заучивать стихи надо индивидуально, иначе пропадает эстетическая сторона деятельности.

- Если для запоминания предлагаются короткие стихи , то стихотворение заучивается целиком (не по строчкам).Это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

Алексеева М.М. и Яшина Б.И. в своем пособие «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха.

Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.

Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

Авторы предлагают игру состоящую из нескольких занятий, где после каждого смыслового фрагмента происходит остановка, чтобы малыш мог внимательно рассмотреть картинку. Воспитатель может предложить ребятам рассказать своими словами то, что они услышали, а при необходимости повторить фрагмент.

Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, взрослый читает его с выражением (лучше наизусть). Затем объясняет детям незнакомые или непонятные слова и выражения. После этого читает стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты. После повторного прочтения можно рассказать детям об авторе этого произведения. Это облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.

Обязательно нужно рассмотреть иллюстрации к стихотворению, ответить на вопросы к стихотворению. Затем взрослый должен прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения. А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.

Основные этапы при проведении поэтического занятия в детском саду:

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация( будем учить наизусть к празднику) , вступительная беседа);
2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения взрослым. Массированно воздействовать на сознание и чувства детей.
3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребенка к событию, к герою, к поступкам,
  вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения);

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, взрослый помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.  Можно менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

    Некоторые приемы для лучшего запоминания стихов:
-игровые («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака));
-подбор детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
-частичное воспроизведение текста всей группой , если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четверостишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или педагог читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;
-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....

Методы заучивания стихов с дошкольниками

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий....

Мастер-класс "Заучивание стихов с дошкольниками с помощью опорных картинок"

Использование опорных картинок для обучения заучиванию стихотворений  увлекает детей и превращает занятие в игру...

Методика заучивания стихов с дошкольниками

Помочь детям быстрее заучить стихи...

Картотека стихов "Заучивание стихов о весне для детей старшей группы"

Картотека стихотворений адресована родителям для ознакомления и заучивания с детьми поэтических произведений на весеннюю тематику....

Консультация для педагогов «Методика заучивания стихов с дошкольниками»

Конспект консультации для  педагогов  на тему«Методика заучивания стихов с дошкольниками»...