«Разноцветная мозаика»
проект на тему

Кузянина Ольга Владимировна

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika.docx102.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11

г. Нижнекамска Республики Татарстан

ПРОЕКТ

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная мозаика»

Подготовила воспитатель:

Шаронова Елена Анатольевна

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: долгосрочный

Нижнекамск – 2015


Резюме проекта

Наименование проекта

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста

Основания для разработки

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста в рамках Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования

Цель проекта

Разработка Программы по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта

  1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития и выявить профессиональные затруднения.
  2. Организовать методическое сопровождение дидактическим материалом по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  3. Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста
  4. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста
  5. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Структура проекта

  • Актуальность;
  • Задачи проекта;
  • Решения проблемы;
  • Ресурсное обеспечение проекта;
  • SWOT-анализ по введению программы сенсорного развития детей;
  • Распределение обязанностей в команде;
  • Этапы реализации;
  • Ожидаемые результаты реализации проекта;
  • Список использованной литературы.

Сроки и этапы реализации

1 этап. Организационно-подготовительный. (сентябрь 2015)

2 этап. Внедренческий (октябрь 2015 года – апрель 2016 года)

3 этап. Обобщающий (май 2016)

Ожидаемый

результат

Повышение уровня сенсорного развития детей I мл. группы №4


Актуальность

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет:

  • приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

  1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
  2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
  3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
  4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
  5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Цель проекта:

Разработка Программы по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития и выявить профессиональные затруднения.
  2. Организовать методическое сопровождение дидактическим материалом по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  3. Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста
  4. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста
  5. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Концепция решения проблемы:

В основу проекта положены:

  • Содержание проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта;
  • Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Изд-во Молодой ученый. - Чита, 2013. - С. 53-55.
  • Практические рекомендации по сенсорному развитию домашней школы Монтессори / Сумнительный К. Е. - М., 2014. - 64 с.

Ключевые ориентиры по внедрению проекта

Основополагающие идеи:

  1. Дополнение образовательной программы организованной образовательной деятельностью по развитию сенсорных эталонов в рамках ФГОС
  2. Управленческие принципы:
  • Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.
  • Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.
  1. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):
  • обучение тому, что необходимо в практике;
  • обучать через деятельность;
  • для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
  1. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать педагогов и родителей на участие в методической работе.
  2. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурсы

Что имеем

Перспективы

Психолого-педагогические условия

  • Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей
  • Вовлечение семей в образовательный процесс
  • Индивидуальные маршруты развития детей;
  • Система мониторинга;
  • Соблюдение требований СанПин.
  • Разработка системы мониторинга в соответствии с ФГОС
  • Построение образовательного процесса от интереса детей и поддержкой его инициативности и самостоятельности

Предметно-пространственная среда

Модель развивающей среды в условиях ФГОС

Дополнение модели развивающей среды в условиях ФГОС

Материально-технические условия

  • Наличие нормативных документов по ФГОС
  • Наличие ТСО, выход в интернет

Пополнение методического обеспечения.

SWOT-анализ по введению проекта

Сильные стороны

  • благоприятный психологический микроклимат в коллективе;
  • удовлетворённость родителями работой педагогов;
  • имеется опыт разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • соответствие учреждений требованиям СанПиН и правилам пожарной безопасности

Слабые стороны

  • отсутствие научно-методической поддержки;
  • малоактивная позиция родителей в образовательном процессе, связанным с дефицитом времени.

Возможности

  • увеличение уровня развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста;
  • повышение конкурентоспособности и результативности ДОУ, обусловленное улучшением качества образовательного процесса
  • поиск идей по обновлению содержания образования; увеличение количества инновационно - активных технологий и авторских разработок;
  • формирование профессиональной   компетенции, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Стандарта

Угрозы (риски)

  • увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность;
  • образовательные потребности могут превышать возможности методического сопровождения

Распределение обязанностей в команде

Старший воспитатель:

  1. координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Воспитатели:

  1. являются основными участниками реализации проекта;
  2. выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности
  3. организуют работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогической образованности родителей, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;
  4. занимаются информационным сопровождением проекта;
  5. поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2015)

Содержание этапа:

  1. Анализ состояния готовности к внедрению проекта:
  • Изучение научной и методической литературы;
  • Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики (Приложение 1);
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
  • Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
  • Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
  1. Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий (октябрь 2015 года – апрель 2016 года)

Содержание этапа:

  1. Реализация программы проекта. (Приложение 2, 3)
  • Различные формы работы с детьми;
  • Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
  1. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий (июнь-август 2015 года)

Содержание этапа:

  1. Мониторинг эффективности реализации проекта;
  2. Выявление, обобщение педагогического опыта.
  3. Определение путей совершенствования методической работы.
  4. Заключительное мероприятие в рамках проекта.

Перспективы развития проекта

  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
  • Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
  • Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
  • Повышение качества образования.

Список использованной литературы

1. Абрамова Н. В. Развитие сенсорных способностей как основа формирования эстетического восприятия произведений музыкального искусства // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 090-101.

2. Богомолова М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века // Науч. мнение. - 2013. - № 11. - С. 193-198.

3. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 279-281.

4. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.

5. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 72-76.

6. Лянгузова О. Н. Роль развития сенсорных ощущений у детей и подростков в коррекционной работе педагога-психолога посредством сенсорной комнаты // Социал. развитие соврем. рос. об-ва: достижения, проблемы, перспективы. - 2013. - № 5. - С. 192-196.

7. Полякова А. А. Наблюдение и экспериментирование как методы сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 66-72.

8. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 69-72.

9. Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. - М., 2014. - 64 с.

10. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. "Актуальные задачи педагогики" / Изд-во Молодой ученый. - Чита, 2013. - С. 53-55.

11. Чичканова Ю. Н. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М. Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении / Ю.Н. Чичканова, О.И. Минаева, Е.С. Грязнова // Образование в сфере искусства. - 2014. - № 2. - С. 116-120.


Приложение 1

Определение исходного уровня сформированности представлений о цвете у детей первой младшей группы.

Методика обследования «цветные таблички»

Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цветов. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель: умение детей соотносить предметы по цвету; умение называть (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) цвета; умение различать (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) цвета.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Основные правила: выбрать время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении; каждое задание дается в соответствии с инструкцией; продолжительность обследования не превышает 10 минут.

Критерии оценок:

0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание или выполнял его неправильно;

1 балл – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;

2 балла – задание выполнено ребенком правильно, самостоятельно.

Ход работы. Воспитатель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Ребенок выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем ребенок берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного сравнения.

Определение исходного уровня сформированности представлений о размере у детей первой младшей группы.

Методика обследования «Розовая башня»

Материал: розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика – 10 см.

Прямая цель: умение детей соотносить предметы по размеру; умение называть «большой» – «средний – «маленький»; умение различать «большой» – «средний – «маленький».

Косвенная цель: развитие моторики, координации движений умения упорядочивать предметы.

Возраст: около трех лет.

Основные правила: выбрать время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении; каждое задание дается в соответствии с инструкцией; продолжительность обследования не превышает 10 минут.

Критерии оценок:

0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание или выполнял его неправильно;

1 балл – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;

2 балла – задание выполнено ребенком правильно, самостоятельно.

Ход работы. Место для работы – ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Ребенок берет самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети должны различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Далее башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход эксперимента. Он закончен, когда материал возвращен на свое место.

Контроль за ошибками: если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Определение исходного уровня сформированности представлений о формах у детей первой младшей группы.

Методика обследования «Геометрический комод»

Материал: деревянный ящик с 5 выдвижными ящиками внутри его, на каждом ящике нарисована фигура, которые он содержит.  Выдвижной ящик 1 содержит 4 равносторонних треугольников разных цветов. Выдвижной ящик 2 содержит 4 прямоугольников 10х5 см разных цветов. Выдвижной ящик 3 содержит 4 квадрата 10х10 см разных цветов. Выдвижной ящик 4 содержит 4 кругов диаметром 10 см разных цветов. Выдвижной ящик 5 содержит 4 овала разных цветов.

Прямая цель: узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти и цветовосприятия.

Возраст: около трех лет.

Основные правила: выбрать время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении; каждое задание дается в соответствии с инструкцией; продолжительность обследования не превышает 10 минут.

Критерии оценок:

0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание или выполнял его неправильно;

1 балл – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;

2 балла – задание выполнено ребенком правильно, самостоятельно.

Ход работы. Ребенок берет по одной фигуре определенного воспитателем цвета и раскладывает каждую фигуру в свой ящик.

Контроль над ошибками: Фигура должна точно вставляться в ящик. Фигура и изображение на ящике должны точно соответствовать друг другу.


Приложение 2


Приложение 3

Перспективный план по развитию сенсорных эталонов у детей первой младшей группы

Месяц Сентябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно – развивающая среда

Работа с семьей

1 неделя (мониторинг)

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №1

Цель: Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали. Осуществлять выбор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Учить действовать по словесной инструкции; наблюдать за действиями других детей.

Занятие Лепка. «Знакомство с пластилином»

Занятие Рисование. «Дорожка для цыплят»

Д/и «Построй башенку» (из больших и маленьких кубиков), «Собери шарики» Цель: Обогащать чувственный опыт детей по восприятию цвета, величины.

Упражнения с мячами. Цель: Закреплять различную форму и величину.

Игра в Центре воды и песка «Найди шарик» Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик…» Цель: развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание «Шуршат листья» Цель: развивать артикуляционный аппарат.

Наблюдение на прогулке за листьями Цель: Обогащать чувственный опыт детей во время наблюдения за листьями, обращать внимание на их величину, цвет. Слушать шорох листьев.

Центр сенсорики. Коробочки с большими и маленькими шариками и кубиками.

Центр движений.

Большие и маленькие мячи

Привлечь родителей к изготовлению игры «Маленькие шарики»

Инд. работа: дать домой шарик для игр

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №2

Цель: продолжать учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах; развивать более тонкую дифференциальную при подборе предметов в порядке их уменьшения

Занятие Лепка. «Кусочки большие и маленькие»

Занятие Рисование ладошкой.

Д/и «Собери пирамидку» Цель: Стимулировать сенсорные действия

Д/и «Накорми куклу печеньем», «Собери капельки» Цель: Закреплять цвет, развивать мелкую моторику рук

Игры в Центре воды и песка с маленькими и большими игрушками. Цель: Закреплять величину

Пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока…» Цель: Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание «Маленькая киска» Цель: Учить детей имитировать звуки животных

Центр сенсорики

Пирамидки различной модификации.

Центр движений

Кольцеброс с набором цветных колец

Центр ИЗО Пластелин

Центр воды и песка

Игрушки большие и маленькие

Попросить родителей принести в группу яблоки для обследования их детьми и опробования на вкус.

Инд. работа: Предложить домой игру «Собери пирамидку»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №3

Цель. Учить выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесной инструкции. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шариков на стержень

Занятие Лепка «Кусочки»

Занятие Рисование «Спрячь мышку от кошки» (разноцветного цвета мышки)

Д/и «Мозаика» (одного цвета), «Разноцветные колечки», «Построим дорожку для красной, синей, зеленой матрешки», «Цветное лото», «Привяжи ниточку к шарику Цель.  Развивать мелкую моторику руки, обогащать чувственный опыт детей по восприятию цвета.

Д/и «Помоги козляткам спрятаться от волка» Цель: Научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…» Цель: Развитие мелкой моторики руки.

Звукоподражание «Кто это кричит?» Цель: Учить детей распознавать имитацию в звукоподражании животных и птиц.

Центр сенс.

Сундучок с разноцветными пробками

Мозаика

Стол разделен на 4 цвета

Центр ИЗО

Фломастеры и маркеры

Предложить родителям поучаствовать в играх с детьми.

Принести в группу старые фломастеры для закрепления цветов и изготовление бус.

Месяц Октябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №4

Цель: Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук

Занятие Лепка «Морковка для зайчика»

Занятие Рисование «Падают листочки» (большие и маленькие)

Игра с матрешками «Веселые матрешки», «Спрячь матрешку», «Уложи куклу спать» (куклы большие и маленькие), «Соберем грибы» (величина) Цель: Учить соотносить предметы по величине.

Мел.мот. «Посади цветы» Цель: Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание «Мы в лесу» Цель: Учить звукоподражанию

Слушаем на прогулке и шум машин у дороги

Центр сенсорики

Предметы и игрушки разной величины

Центр ИЗО

Трафареты листьев разной величины.

Предложить родителям помочь в изготовлении тренажера для мелкой моторики руки (с пуговицами) «Полянка с цветами»

Подготовить выставку дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом и величиной.

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №5

Цель: Учить собирать пирамидку из уменьшающихся 4-5 разноцветных колец. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи

Занятие Лепка. «Картошка»

Занятие Рисование. «Рябинка на веточке»

Д/и Игры с пирамидками, «Собери стаканчики», «Построй башенку», «Прокати шарик в лужу» Цель: Закреплять знание детей о величине.

Предоставить детям возможность игр в Центре сенсорики

Рисуем в Центре ИЗО разноцветными фломастерами большие и маленькие клубочки

Предложить домой для игр с детьми пирамидки.

Попросить родителей принести пробки разного цвета и разной величины для закрепления знаний о цвете, форме, величины

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №6

Цель: На ориентировочной эмоционально-чувственной основе закреплять представления о предметах разной формы. Продолжать развивать тонкую моторику пальцев

Занятие Лепка. «Картошка»

Занятие Рисование. Арбуз

Д/и «Раздать угощения куклам», «Найди свой домик» (форма) Цель: Закреплять представление о предметах разной формы

Пальчиковые игры. «Сорока-сорока» Цель: Развивать мелкую моторику руки

Мелкая моторика рук закручиваю круглые разноцветные крышечки Цель: Развивать мелкую моторику руки

Звукоподражание «Дует ветер» Цель: Развивать артикуляционный аппарат

Изготовление игры «Найди свой домик»

Д/и «Машина» (тренажер)

В Центре сенсорики предметы разной формы (круглой, квадратной)

Предложить помочь принести материал для изготовления Д/и «Машина»

Консультация для родителей

«Как научить ребенка самостоятельно играть в Д/и.

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №7

Цель: Закреплять умение соотносить предметы по величине.Развивать более тонкое зрительное восприятие при совмещении деталей по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук

Занятие Лепка. Колбаса на тарелочке

Занятие Рисование. Колбаски- сосиски для киски

Д/и Соберем бусы для мам «Собери пирамидку» Цель: Закреплять умения соотносить предметы по величине.

Пальчиковая Игра «Этот пальчик» Д/и «Зашнуруй башмачок» Цель: Развивает мелкую моторику рук

Звукоподражание Листопад Цель: Развивать артикуляцию.

Слушали шум дождя за окном Цель: Развивать слуховой аппарат.

Центр сенсорики

Деревянные сборно – разборные игрушки: матрешки, яички

Привлечь родителей новеньких детей к Играм с детьми в группе.

Выпуск газеты «Наши правила»

Месяц Ноябрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №8

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из хлопушки (мешочка), учить называть их, подбирать по тождественным признакам

Занятие Лепка. «Накормим зверят» (морковка, колбаска)

Занятие Рисование. Осенние листочки

Д/и «Что ты вынул?» (посуда), «Найди» (кубик, шарик) Цель: Развивать исследовательские действия путем ощупования предметов

Пальчиковая Игра. «Капуста», «Посади цветочки» Цель: Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание «Едем на лошадке» Цель: Развивать артикуляцию.

Центр сенсорики

«Чудесный мешочек» (с набором различных предметов)

Тренажер «Посади цветы»

Развлечение с родителями «Королева кисточки и её друзья»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №9

Цель: Учить по просьбе взрослого человека находить предметы определенного цвета. Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета

Занятие Лепка. «По замыслу»

Занятие Рисование. Красивые цветные полоски

Д/и «Разноцветные шарики», «Мозаика», «Цветное лото» Цель: Развивать представление детей по восприятию цвета.

Д/и «Зашнуруй башмачок» Цель: Развивает мелкую моторику рук

Звукоподражание «Гуси-гуси» Цель: Развиваем артикуляцию.

Учимся говорить тихо (слушаем тишину)

Центр ИЗО

Цветные фломастеры, мелки.

Дать детям возможность выбирать материал по своему желанию.

Предложить родителям Поделиться опытом семейного воспитания по обогащению сенсорного опыта своей дочери.

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №10

Цель: Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины. Учить соотносить предметы по форме и величине. Осуществлять выбор предметов трех форм (шарик, кубик, призма) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Продолжать формировать умение действовать по словесной инструкции

Занятие Лепка. «Грибочки для белочки»

Занятие Рисование. «Падает снежок»

Д/и «Волшебный квадрат», «Найди такую же» (форма, величина), «Геометрическое лото» Цель: Знакомим детей с предметами различной формы.

Пальчиковая Игра «Пальчик-пальчик» Мелкая моторика рук «Прокати в желобок» Цель: Развивать мелкую моторику руки.

Звукоподражание «Киска-киска» Цель: Учить детей подражать голосам животных.

Изготовление занимательной коробки.

Изготовление игры «Геометрическое лото»

Оформление стены геометрическими фигурами

Родительское собрание

«Чему научились наши малыши»

Предложить поиграть в Д/и на знание геометрических форм

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №11

Цель: Закреплять умение различать предметы одной формы, но разной величины (большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности. Продолжать обогащать чувственный опыт при действии с предметами определенной формы и разной величины, познавать их физические свойства. Развивать тонкие движения кончиков пальцев.

Занятие Лепка. «Большие и маленькие колобочки»

Занятие Рисование. «Лопаточки»

Игры с мячами разной величины Д/и «Собери колечки», «Нанизывание кубиков разной величины» Цель: Закреплять знание детей о форме и величине.

Намотай клубочек большой и маленький Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Звукоподражание Собачка злится Цель: Учить детей подражать голосам животных.

Подбор игр для умения различать предметы одной формы, но различной величины.

Строительство мат. Разной величины.

Рассматривание обуви детей большие ботинки, маленькие ботинки

Предложить поиграть с детьми в игру на различение запахов «Волшебные флакончики» (апельсин, духи, чеснок, лук)

Месяц Декабрь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №12

Цель: Учить составлять пирамидки из разных фигур, подбирая их в разных вариантах. Развивать воображение и творческие способности детей. Закреплять практическое умение действовать с предметами разной формы. Накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства. Развивать тонкую моторику кончиков пальцев.

Занятие Лепка. «Катаем шарики для снеговика»

Занятие Рисование. «Снеговик» путем налож.форм

Д/и «Собери пирамидку» (разные геометрические фигуры), «Собери узор» Цель: Закреплять знания о различных геометрических фигурах

Д/и «Нанизываем бусы» (круглые, длинные бусинки) Мелкая моторика рук «Рисуем песком» Цель: Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание «Курочка зовет цыплят» Цель: Учить имитировать звуки птиц

Изготовление пирамидки из разных геометрических фигур

Дать детям возможность игр в Центре сенсорики с различными пирамидками

Предложить родителям изготовить пирамидки из разных геометрических форм

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №13

Цель: Развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предметы по величине, но и совмещать детали по рисунку. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук

Занятие Лепка. Скатывание шариков для снеговика

Занятие Рисование. Тихо падает снежок

Д/и «Матрешки» Цель: Развивать тонкую зрительную ориентировку

Д/и «Собери картинку» Цель: Учить собирать целое из частей

Д/и «Пазлы» из двух частей Цель: Учить совмещать детали по рисунку

Пальчиковая Игра Мелкая моторика рук – пересыпаем крупу

Звукоподражание «Каркает ворона» Цель: Учить имитировать звуки птиц

Составляем бумажные матрешки, совмещая детали по рисунку

Предложить родителям сделать бумажных матрешек и разрисовать их разнообразными узорами

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №14

Цель: Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении

Занятие Лепка. «Птички на кормушке»

Занятие Рисование. «Бусы на елку»

Д/и «Найди такую же игрушку» Цель: Учить находить игрушку, идентичную образцу

Д/и «Пускаем мелкие пузырики» Цель: Обогащать сенсорный опыт детей

Пальчиковая Игра – разбери зернышки

Звукоподражание «Заблудились в лесу» Цель: Развивать артикуляцию

Насыщение Центра воды и песка

Контейнер со смешанными фасолью и горохом для разбора детям

Объявить конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №15

Цель: Учить собирать пирамидку из 4-5 колец, чередуя их по цвету

Занятие Лепка. «Бусы на елку» (соединяем ниточкой)

Занятие Рисование. «Огоньки на елку»

Д/и «Нанизываем бусы, чередуя по цвету», «Строим башню, чередуя по цвету» (4-5 колец) Цель: Учить чередовать предметы по цвету

Мелкая моторика рук – соберем бусы на елку

Звукоподражание Кто как кричит Цель: Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных и птиц

На прогулке слушаем скрип снега под ногами Цель: Расширять сенсорный опыт

Центр сенсорики

Бусинки разного цвета и величины

Анкета для родителей «В какие игры Вы Играете с детьми дома»

Месяц Январь

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №16

Цель: Учить составлять целое из частей, ориентируясь на форму, величину и цвет предметов. Закреплять умение выбирать предметы с ориентировкой на два свойства одновременно

Занятие Лепка. «Заборчик для зверей»

Занятие Рисование. «Покатились санки вниз»

Д/и «Пирамидка», «Башенка» Цель: Учить составлять целое, ориентируясь на форму и величину

Д/и «Холодно-горячо» по картинкам Цель: Расширять сенсорный опыт детей

Мелкая моторика рук – «Мозаика»

Звукоподражание «Играем на дудочке» (громко, тихо) Цель: Расширять сенсорный опыт детей

На прогулке лепим снеговика, сравниваем лед со снегом (твердый, мягкий)

Насыщение Центра сенсорики Играми на форму, величину и цвет

Предложить родителям прослушать консультацию на тему «Играем дома»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №17

Цель: Учить подбирать предметы, чередуя их по цвету, составляя целое из частей. Закреплять знания о цвете предметов.

Занятие Лепка. Накорми птиц

Занятие Рисование. Дым из трубы

Д/и «Цветовое лото», «Воздушные шарики», «Поймай рыбку» Цель: Закреплять знания о цвете

Д/и «Что как звучит?» (бубен, барабан) Цель: Развивать чувственный опыт детей через звуковое восприятие музыкальных инструментов

Мелкая моторика рук – шнуровка

Звукоподражание «Едем на лошадке» Цель: Учить имитации звуков

Изготовление игры «Поймай рыбку» (удочка красная ловит красную рыбку)

Попросить родителей сделать звукозаписи для детей на определение знакомых звуков в природе, в повседневной жизни

Месяц Февраль

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №18

Цель: Обогащать опыт детей путем действий с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать их творческие способности. Совершенствовать координацию движений

Занятие Лепка. «Веселый снеговик»

Занятие Рисование. «Дорога для машины»

Д/и «Подбери ключ к замку», «Поймай рыбку» (большую и маленькую) Цель: Закреплять восприятие величины

Д/и «Посади на свой коврик» (форма) Цель: Закреплять восприятие формы

Д/и «Какие ваши ручки?» (холодные и теплые) Цель: Обогащать чувственный опыт детей через игры-эксперименты

Мелкая моторика рук – «Одень куклу»

Звукоподражание «Кто как кричит?» (домашние животные) Цель: Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных

Изготовление игры «Подбери ключ к замку»

Пирамидка (пароход)

Подбор картинок для игры «Холодно-горячо»

Предложить папам изготовить панно тренажер с замочками для развития мелкой моторики рук

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №19

Цель: Учить находить одинаковые предметы. Развивать зрительную память, воображение

Занятие Лепка. Пирамидки

Занятие Рисование. Ниточки к шарам

Д/и «Пирамидка-кораблик» Цель: Закреплять восприятие формы и цвета

Д/и «Найди пару» (пазлы) Цель: Учить составлять целое

Д/и «Парные картинки» (игрушки) Цель: Учить находить одинаковые предметы по картинке

Мелкая моторика рук – шнуровка

Звукоподражание Кто как кричит? (дикие животные, медведь) Цель: Учить распознавать имитацию в звукоподражании животных

После прогулки предложить детям самостоятельно решить у кого сырые варежки

Внести новую игру «Найди пару» (пазлы)

Строительный материал различной величины и разного цвета

Предложить родителям взять домой игры на закрепление у детей восприятия формы

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №20

Цель: Учить составлять пирамидки из разных геометрических тел, чередуя их (по показу воспитателя). Стимулировать запоминание их названий (шар, куб, цилиндр, кольцо и т.д). Совершенствовать умение действовать с предметами разной формы

Занятие Лепка. «Сосульки»

Занятие Рисование. «Мячи» (фломастеры)

Д/и «Подбери ключ к замочку», «Кораблик- пирамидка» (геом.фигура, цвет) Цель: Обогащать чувственный опыт детей через восприятие геометрической формы

Пускаем мыльные пузыри в Центре воды и песка

Мелкая моторика рук – найди шарик, кубик, крышку в песке

Звукоподражание «Воробушки» Цель: Учить имитировать голоса птиц

Предоставить детям возможность играть в дидактические игры самостоятельно

Развлечения совместно с родителями «Прогулка по волшебному лесу» (использовать аудиокассеты с записями, сделанными родителями)

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №21

Цель: Продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, то есть подбирать их по какому-либо принципу (чередование по цвету), не отступая от поставленной задачи. Развивать воображение, память, образное мышление

Занятие Лепка. Прянички для матрешки

Занятие Рисование. Зайчик убежал за домик (следы)

Д/и «Собери по цвету» Цель: Закреплять у детей восприятие цвета

Д/и «Собери по величине»  Цель: Закреплять у детей восприятие величины

Пальчиковые игры «Моя семья» Цель: Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание Ласковая кошка Цель: Развивать артикуляцию

Наблюдаем На прогулке за снегом (холодный, сырой, липкий, рассыпчатый) Игра в снежки

Центр сенсорики

Набор геометрических фигур по цвету, величине

Центр ИЗО

Выкладывание на фланелеграфе узоров из геометрических фигур

Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»

Месяц Март

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №22

Цель: Продолжать знакомить с соотношением «часть-целое». Учить составлять целое, подбирая части и нанизывая их на стержень; воссоздавать предмет из одинаковых по рисунку деталей

Занятие Лепка. «Угощение куклам»

Занятие Рисование. «Яркое солнышко» (лучи)

Занятие Рисование подарка мамам ладошкой

Д/и «Собери картинку», «Кубики» (учимся собирать картинку) Цель: Учить составлять целое

Д/и «Подбери пару» (пазлы 2шт) Цель: Учить составлять целое

Мелкая моторика рук – разбираем фасоль и горох

На прогулке слушаем звон качели

Звукоподражание Капает капель

Предоставить детям возможность играть в Центре сенсорики

В Центре воды и песка контейнер со смешанными фасолью и горохом

Совместно с мамами детей приготовляем печенье к праздничному чаепитию на 8 марта

Слушание детских песен

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №23

Цель: Закреплять представление и различных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.) Развивать творческое воображение. Учить соотносить предмет и его изображение; составлять несложную модель из одинаковых деталей двух цветов

Занятие Лепка. Кукла-неваляшка

Занятие Рисование. Солнечные зайчики

Д/и «Геометрическое лото», «Подбери ключ к замочку» Цель: Закреплять представление о различных геометрических фигурах

Д/и «Найди» (кубик, шарик) Цель: Учить определять предметы различной формы на ощупь

Мелкая моторика рук - шнуровка

Звукоподражание «Едет поезд» Цель: Учить звукоподражанию

Изготовление сенсорного стола, используя восемь цветов спектра

С помощью родителей провести игру «За кем пришла мама?» - узнавание по голосу

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №24

Цель: Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать воображение, умение соотносить предмет с его изображением

Занятие Лепка. «Яблоки»

Занятие Рисование. «Сосульки тают»

Д/и «Собери пирамидку», «Вкладыши» (цветные, различной величины), «Разложи по домикам» Цель: Обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины, цвета

Причесываем кукол (волосы мягкие, жесткие) Цель: Обогащать чувственный опыт детей

Мелкая моторика рук – надеваем бусы разного цвета, величины и формы

Звукоподражание «Машина» Цель: Учить звукоподражанию

Центр сенсорики

Пирамидки различной модификации

Предметы различной формы, величины, цвета

Попросить мам сделать для детей сенсорный тренажер «Юбка»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №25

Цель: Учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше и маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев

Занятие Лепка. Самолетики

Занятие Рисование. Колобок

Д/и «Игра с мячами», «Угости кукол печеньем» Цель: Учить соотносить три разные величины

Д/и «Соберем грибы» (кубик, шарик) Цель: Закреплять восприятие величины

Мелкая моторика рук – разложи куклам угощенье

Звукоподражание «Капает капель» Цель: Учить звукоподражанию

На прогулке сравниваем большое дерево, поменьше, маленький кустарник

Игры с сенсорным тренажером «Юбка» - презентация новой игры

Изготовление дощечек Монтессори (на тактильное ощущение) и их презентация с родителями

Месяц Апрель

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №26

Цель: Расширять сенсорный опыт детей путем действий с предметами разной формы. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (например, шар и куб, куб и призма и т.п.). Совершенствовать умение действовать по воображению – соотносить предмет с его графическим изображением

Занятие Лепка. «Ракета»

Занятие Рисование. «Веточки вербы»

Д/и «Геометрическое лото», «Собери узор» Цель: Закреплять восприятие геометрической формы

Д/и «Узнай по звуку предмет»  Цель: Развивать чувственный опыт детей через звуковое восприятие

Пальчиковые игры по желанию детей

Звукоподражание – Игра «Тихо-громко» Цель: Учить менять тембр голоса

Наблюдаем за распусканием молодых листочков, нюхаем их (пахнет свежестью)

Центр сенсорики

Д/и «Дощечки» - презентация игры

Центр ИЗО

Выкладывание геом.фигур на фланелеграфе

Рисование разноцветными мелками, фломастерами и красками

Предложить домой игры «Собери узор», «Геометрическое лото»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №27

Цель: Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действий с предметами разной формы и величины. Продолжать учить выполнять тонкие действия кончиками пальцев

Занятие Лепка. Таблеточки-витаминки Айболиту

Занятие Рисование. Пасхальные яички

(красные и желтые)

«Построй дом» из маленьких и больших кубиков, «Собери пирамидку» по картинке Цель: Закрепление восприятия величины и формы

Д/и «Кто что слышит?» (переливание воды, шуршание бумагой) Цель: Расширять чувственный опыт детей через слуховое восприятие

Пальчиковая Игра «Сорока-сорока» Цель: Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание по желанию детей

Центр сенсорики

Баночки с шумовыми эффектами

Центр МУЗО

Музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушки)

Центр строительства

Строительный материал разных размеров

Предложить игры «Разложи по домикам», «Соберем грибы»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №28

Цель: Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением

Д/и «Найди по картинке» Цель: Развивать образное мышление, учить соотносить предметы и их изображения

Д/и «Угадай на ощупь» (ткань, бумага) Цель: Развивать чувственный опыт через тактильное восприятие

Мелкая моторика рук «Открой окошко»

Звукоподражание (маленькая собака, большая собака) Цель: Учить звукоподражанию

На прогулке нюхаем первые листочки

Центр сенсорики

Насыщение Центра Играми для ориентировки на форму, величину, цвет

Игры с игрушками-тренажерами на развитие кисти рук и мелкой моторики рук

Совместно с родителями сделать тренажер для развития кисти рук «Будущий мастер»

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №29

Цель: Закреплять первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем – и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства живого. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого

Д/и «Цветное лото» Цель: Закреплять знания о цвете

Д/и «Собери грибы» Цель: Закреплять знания величины

Пальчиковая Игра «Пальчик-пальчик…» Цель: Развивать мелкую моторику рук

Звукоподражание «Мы в лесу»

Центр воды и песка

Насыщение Центра для игр-экспериментов с водой

Попросить у родителей различные игрушки для игр детей с водой

Месяц Май

Организованная деятельность

Совместная деятельность

Предметно-развивающая среда

Работа с семьей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №30

Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью)

Д/и «Поймай рыбку» Цель: Закреплять знания о цветах спектра

Д/и «Одень куклу» Цель: Закреплять знания о величине

Игра-эксперимент «Окрашивание воды» Цель: Обогатить чувственный опыт детей через ознакомление со свойствами воды

Центр ИЗО

Краски, карандаши, фломастеры, небольшие ванночки с водой для игр-экспериментов

Продолжить оформление альбома для родителей «Наша группа», используя фотографии, где отражена жизнь детей

Занятие Действия с предметами и сенсорное воспитание №31

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут (экспериментирование)

Д/и «Подбери ключ к замочку» Цель: Закреплять знания о геометрических формах

Д/и «Кубики» Цель: Учить собирать из частей целое

Игры детей с водой Цель: Обогащать чувственный опыт детей

Насыщение Центра воды и песка различными игрушками для игр-экспериментов

Родительское собрание с открытым показом интегрированного занятия «Зайке дети помогли, Его к дому отвели»

3 неделя (мониторинг)

4 неделя (подведение итогов, оформление презентации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

настольно-печатная игра "Разноцветная мозаика"

Настольно-печатная игра для детей среднего возраста "Разноцветная мозаика"...

Программа кружка бисероплетения «Разноцветная мозаика»

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а так...

Проект "Разноцветная мозаика"

Познавательно-исследовательский проект в группе раннего возраста "Разноцветная мозаика"...

Отчёт работы кружковой деятельности "Разноцветная мозаика"

Данная кружковая деятельность имеет художественно-эстетическую направленность и способствует развитию у дошкольников художественно-творческих способностей, мелкой моторики в процессе ознакомления с те...

Дидактическая игра "Разноцветна мозаика"

Данное пособие представляет собой мозаику, которая позаоляет закрепить малышам названия цветов....

ПОИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ Материалы: мозаика с крупными деталями (для детей 2-3 лет)

ПОИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ Материалы: мозаика с крупными деталями (для детей 2-3 лет)Для игры понадобятся основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий), некрупные фигурки животных. Цели и задачи...