Педагогическая программа "Разноцветная мозаика"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Погребная Ирина Витальевна

вариативная часть ООП ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\титул 1.jpg

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 90 компенсирующего вида «Калинка»

ПРИНЯТО                                                                 УТВЕРЖДЕНО

Решением Педагогического                                   приказом МКДОУ ДС № 90 совета МКДОУ ДС № 90                                        от_________  №  ______

Протокол от____________ №1                                 заведующий                                                        

                                                                                                 ______________  Э.Э.Ларионова

Педагогическая  программа

«Разноцветная мозаика»

(вариативная часть ООП ДО)

Воспитатель высшей квалификационной категории

Погребная Ирина Витальевна

 

 

Педагогическая  программа«Разноцветная мозаика»

(вариативная часть ООП ДО)

Оглавление

Наименование разделов

Стр.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи

3

1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

3

1.3.

Характеристики особенностей развития детей среднего  дошкольного возраста  4 -5  лет (возрастные и индивидуальные особенности детей)

4

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

5

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов средств реализации Программы

5

2.3.

 Взаимодействие с родителями

6

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.

Материально – техническое обеспечение Программы

7

3.2.

Методическое обеспечение

7

3.3.

 Время и сроки  реализации Программы

8

3.4.

Тематическое планирование

10

3.5.

 Система мониторинга

19

3.6.

 Техника безопасности

20

1. Целевой раздел

1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и обеспечивает учет потребностей и интересов детей среднего дошкольного возраста.

Последнее десятилетия потребность в ищущей и творческой личности значительно возросла. Формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

Образовательная программа по аппликации является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Аппликация, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. В процессе обучения аппликации, используя различные материалы, у детей развивается мелкая моторика руки и, соответственно, развивается мышление, речь, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость. Каждый ребенок постепенно познает искусство аппликации, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях


побуждения к созидательно - поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. Показателями творческой свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора – создателя. Высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активности умственных и практических умений.

    Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.

    Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок в качестве подарков.

    Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники, аппликации, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

    Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.


      Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

     Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

1.1.Цель Программы:  развитие художественно- творческих способностей  

Ребенка.

Задачи Программы:

Познакомить с техниками работы по аппликации.

 Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами.

Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.

Создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.

Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.

Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.

Познакомить с базовыми элементами квиллинга, учить создавать композиции, выполненные в технике квиллинга.

1.2. Принципы реализации Программы:

 

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Доступность (простота, соответствие возрастным особенностям)

4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

7. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.

Условия реализации программы:

- Построение художественно-эстетической развивающей среды в группе;

- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в    процессе освоения программы;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий  в различных видах деятельности;

- Активное участие родителей в воспитательном процессе.

 

1.3.  Возрастные особенности детей 4-5/ 5-6 лет

В этом возрасте   быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти, повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

  Дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной   аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.  

1.4. Планируемые результаты:

     В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений;  способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

К концу основного этапа обучения дети должны знать и уметь:

 • Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда;

 • Передавать в аппликации пространственное положение предметов;

 • Применять для аппликации ткань, листья, крупу и другие материалы;

 • Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности;

  • Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т.д.)

  • Правильно определять пропорции фигур и деталей;

  • Вырезать точно по разметке;

2.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

Интеграция образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"с другими образовательными областями:

Образовательные области

Взаимосвязь

«Физическое развитие»

Развитие мелкой моторики

«Социально –коммуникативное развитие»

Развитие коммуникативных навыков свободного общения с взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.Формирование патриотических чувств.

«Познавательное развитие»

Сенсорное развитие, развитие элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира.

«Речевое развитие»

Обогащение активного словаря, знакомство с детской литературой,

«Художественно–эстетическое развитие»

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Использование музыкальных произведений для обогащения детского творчества.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы работы с детьми:

-подгрупповая;

-индивидуальная;

- совместная деятельность;

-выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные) ;

-художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения,  всероссийского, международного масштаба);

-составление фотоальбомов;

-экскурсии на участке;

-изготовление проектов;

-просмотр презентаций;

-оформление стенгазет;

-изготовление коллажей;

-наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение карты наблюдения.

ассматривание готовых работ;

- самостоятельная деятельность.

При организации деятельности педагога с детьми используются следующие методы и приемы, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов

  • Метод творческой продуктивной деятельности
  • Метод проектной деятельности
  • Метод информационно – рецептивный
  • Метод репродуктивный
  • Метод  эвристический
  • Наглядные методы
  • Словесные методы

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы взаимодействия ДОУ и родителей

Традиционные формы взаимодействия

  • Беседы
  • Папки-передвижки
  • Дни открытых дверей
  • Выставки совместных работ
  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Совместные праздники и развлечения

Нетрадиционные формы взаимодействия

  • Сайты ДОУ и группы
  • Выпуски семейных газет и плакатов
  • Фотовыставки и фотоколлажи
  • Проведение мастер-классов
  • Совместная организация и проведение мероприятий

3. Организационный раздел

  1. Материально – техническое обеспечение

     Развивающая предметно –пространственная среда в группе содержательно -насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна, построена с учетом  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, с учетом гендерных и возрастных различий детей, уважения к потребности и нуждам ребенка.

В групповой комнате располагается центр  художественного творчества «Каляка-Маляка», в котором размещены различные материалы для   аппликации. В центре есть   материалы для работы с нетрадиционными техниками. Всё находится в доступном для детей месте.

      В приемной комнате расположена выставка детских работ «Наше творчество». Тематика детских работ разнообразна, согласно тематическому  планированию. Нашим творчеством любуются дети, родители, гости. Мы используем детские работы для оформления группы к различным мероприятиям, праздникам. Готовим с детьми подарки для родителей и родственников.

В холле дошкольного учреждения расположена сменная выставка детских работ по нетрадиционной аппликации, здесь также представлено совместное творчество детей с воспитателями и с родителями.

Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска;
  2. Магнитофон;
  3. Портативная
  4. CD и аудио материалы.

Используемые материалы:

- Пластилин

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца «Киндер-сюрприза»

- Сухие листья

- Семена растений

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата, синтепон

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька, ракушки

- Фольга

- Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

- Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

- Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

- Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки , салфетки и губки для

мытья посуды

- Ватные палочки

Инструменты и приспособления:

- Ножницы,

- Шило (под наблюдением взрослого  взрослого)

- Иголка и нитковдеватель

- Карандаш

- Линейка

- Клеѐнка для аппликации

- Клейкая лента

- Кисточки для клея и красок

- Стаканчики непроливайки

- клей-пистолет (под наблюдением взрослого)

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, предметов декоративно – прикладного искусства, использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.

3.2. Методическое обеспечение

Использованная литература:

1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА» 2009г

2. И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

3. З.А.Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» М.Просвещение 1988г

4. Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки

5. Москва Просвещение 1985г

6. http://tolko-poleznoe.ru/applikacii-iz-listev-iz-osennix-listev-iz-suxix-listev-kak-sdelat-applikaciyu-iz-listev.html

7. http://www.umka.by/tvr/appl.html

8. http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/14392559

9. Jane Jenkins Quilling: Techniques and Inspiration. — Search Press, 2003. — 80 с.

10. Светлана Букина Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — Россия: Феникс, 2010. — 270 с.

11. Интернет Квиллинг: wikipedia.org/wiki.

3.3 Время и сроки реализации Программы

Реализация программного материала рассчитана на 2 года. Система занятий предусматривает проведение 2 занятия в неделю.

Занятия проводятся с группой детей (8-12 человек)   дошкольного возраста 4-5 лет и 5-6 лет. Длительность занятий – 20 минут. Занятия комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области.

     На занятиях по аппликации – менее жесткая система развития творческих способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.

3.4. Тематическое планирование.

Учебно - тематический план Продолжительность

занятий

Периодичность

в неделю

Количество часов

в неделю

Количество часов в год

20 мин

2 раза

40мин

22часа

Наименования темы

Часы

Всего

Теория

Практика

I.

Раздел «Введение»

1.

Правила техники безопасности

20мин

10мин

10 мин

2.

Из истории ножниц

20 мин

10мин

10мин

3.

Мониторинговое обследование

4.

Знакомство с видами аппликации

20мин

10мин

10мин

60 мин

30мин

30 мин

II.

Раздел «Художественное творчество»

5.

Рассказ о флористике

20 мин

10 мин

10мин

6.

Аппликация из листьев «Осеннее дерево», «Зайчик»

80мин

20мин

60мин

7.

Аппликация из войлока «Осенняя фантазия»

40 мин

15мин

25мин

Знакомство с техникой аппликации из ниток

8.

«Гриб», «Цветок», «Собачка»

80 мин

30мин

50мин

Аппликация из салфеток

9.

«Бабочка», «Виноград»

80 мин

20мин

60мин

Аппликация из семян, крупы

10.

«Подсолнух», «Рыбка», «Заяц»

80 мин

40 мин

40 мин

Знакомство с пластинографией

11.

«Берёзы», «Зонтик»

60 мин

20мин

40 мин

12.

Яичная мозаика

«Цыплёнок», «Снеговик»

80 мин

20мин

60мин

Торцевание

13.

«Цветок», «Кактус» на пластилиновой основе

60 мин

20 мин

40 мин

Квиллинг

14.

«Гроздья рябины», «Ёлочка»

100мин

40мин

60 мин

Аппликация из ткани

15.

Отработка навыков резания ткани

20 мин

10 мин

10 мин

16.

«Ваза с цветами», «Утёнок», «Яблоня», «Фрукты»

80мин

20 мин

60мин

17.

«Солнышко» аппликация из песка

20 мин

10мин

10мин

18.

«Гусеница в груше» объёмная аппликация

60 мин

20 мин

40 мин

19.

«Золотая рыбка», «Лесные звери» аппликация из поролона.

60 мин

20мин

40мин

20.

«Пудель», «Котёнок» из ватных дисков

80 мин

40 мин

40 мин

21.

«Лебедь» из детских

60 мин

20мин

40мин

ладошек

22.

«Цветы в корзине» из атласных ленточек

100мин

40мин

60мин

23.

Мозаика из бумаги «Цветы в корзине»

60мин

15мин

45мин

24.

Подготовка к выставке, выставка

40 мин

20 мин

20 мин

Всего

1320мин

480мин

840 мин

   Навыки детей в аппликации формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Содержание учебно–тематического планирования

Раздел «Введение»

1. Вводное занятие:

- Знакомство с материаломи по аппликации.

- Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с инструментами;

- Комплекс упражнений для глаз;

-Из истории ножниц.

2. Мониторинговое обследование

- Диагностика базовых знаний о технике аппликации, материалов для аппликации.

- Диагностика первоначальных навыков.

3. Знакомство с видами аппликации.

- показ образцов, рассматривание, обсуждение.

- рассматривание иллюстраций

Раздел «Художественное творчество»

  Рассказ о флористике.

Аппликация из листьев «Осеннее дерево»

- Теоретические сведения. Загадка о дереве. Рассматривание иллюстраций осенних деревьев.

- Практическая работа. Освоение приемов выполнения аппликации. Нарезка листьев. Наклеивание на картон.

 «Зайчик», аппликация из засушенных листьев.

- Теоретические сведения. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, рассматривание иллюстрации зайчика, определение частей.

- Практическая работа. Освоение приемов работы с засушенными листьями. Обучение обрезанию уголков, составление из деталей целое.

 Аппликация из ниток.

«Гриб», «Цветок», «Собачка»

- Теоретические сведения. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из резанных ниток. Побеседовать о съедобных и ядовитах грибах, показать иллюстрации.

- Практическая работа. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

 «Бабочка», Виноград» - аппликация из салфеток.

- Теоретические сведения. Основные приёмы выполнения аппликации из салфеток, учить отрывать небольшие части от салфетки и скатывать комочки, рассматривание винограда и бабочки на картинке.

- Практическая работа. Скатывание комочков, сборка деталей. Подбор фона, самостоятельное цветовое решение.

Аппликация из семян, крупы.

«Подсолнух», «Рыбка».

- Теоретические сведения. Основные приёмы работы с крупой, показ окрашивания крупы в различные цвета. Учить детей аккуратно распределять крупу на промазанных клеем участках.

- Практическая работа. Промазывание клеем рисунка. Равномерное распределение пшена. Пальчиковая гимнастика.

Знакомство с пластинографией

«Берёзы», «Зонтик»

- Теоретические сведения. Анализ образцов поделок. Цветовое решение. Беседа о поэтапном выполнении работы, загадки о зонтике, о листьях. Показ приёма намазывания на картон пластилина.

- Практическая работа. Выполнение поэтапно работы. Пальчиковая гимнастика. Анализ работ. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму,

 Яичная мозаика «Цыплёнок»

- Теоретические сведения.

Познакомить с видом аппликации, где применяется скорлупа яиц. Показ приёма выполнения аппликации. Загадки о цыплёнке, о яйце. Рассматривание образца с выделением частей.

- Практическая работа. Учить наносить на смазанную поверхность картона скорлупу. Соединять разные материалы аппликации в одной работе. Зрительная гимнастика.

Аппликация из ткани

«Ваза с цветами», «Фрукты», «Утёнок»

- Теоретические сведения. Знакомство с технологией изготовления аппликации из ткани, изучение вырезывание деталей из ткани. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Закрепление аккуратного нанесения клея.

- Практическая работа. Вырезание по контуру деталей. Наклеивание деталей.

 Квиллинг «Гроздья рябины», «Ёлочка»

- Теоретические сведения. Знакомство с элементами квиллинга, с техникой выполнения. Беседа о технике безопасности. Цветовое решение. - Практическая работа. Учить накручивать на зубочистку полоску бумаги, конец закреплять клеем.

Торцевание «Кактус» на пластилиновой основе.

- Теоретические сведения. Основные приёмы торцевания, рассматривание образцов с последующим выявлением способов работы.

- Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветка. Показ способа выполнения элемента. Сборка кактуса. Пальчиковая гимнастика.

Аппликация с использованием цветного песка.

«Солнышко»

- Теоретические сведения. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета.

- Практическая работа. Учить выполнять приёмы работы с песком, стряхивать лишние песчинки. Учить анализировать свои работы, вносить творческий замысел.

Поздравительные открытки на праздник маме.

- Теоретические сведения. Самостоятельный выбор работы из разных техник. Уточнение приёмов аппликации, определение тематики. Помощь в подборе цвета.

- Практическая работа. Подбор материала, определение замысла открытки. Зрительная гимнастика. Поэтапное выполнение работы.

 Объёмная аппликация «Гусеницы в груше»

- Теоретические сведения. Анализ образцов. Выбор цвета. Показ приёма вырезывания. Загадывание загадок о гусенице, груше.

- Практическая работа. Вырезание шаблона груши. Тело гусеницы складываем из полоски бумаги в технике “змейка”. Наклеиваем на тело мордочку с глазами и приклеиваем всю гусеницу к груше.

 Аппликации из поролона.

«Золотая рыбка», сюжетная аппликация «Лесные звери» (коллективная)

- Теоретические сведения. Анализ образцов. Знакомство с поролоном. Показ приёма вырезывания фигур из поролона.

- Практическая работа. Приклеивание кусочков поролона на лист. Подбор по цвету. Дыхательная гимнастика. Воспитание коллективизма.

Аппликация из ватных дисков.

«Пудель», «Котёнок»

-Теоретическая работа. Знакомство с техникой. Особенности наклеивания.

- Практическая работа. Знакомство с техникой аппликации из ватных дисков. Приёмы вырезывания . Техника безопасности. Работа с ватой. Скатывание комочков из ваты, аккуратное наклеивание на основу.

 «Лебедь» аппликация из цветных ладошек

-Теоретическая работа. Работа с шаблонами. Приёмы вырезывания.

-Практическая работа. Обводка ладошек. Вырезывание, составление из ладошек аппликации.

 «Цветы в корзине» аппликация из атласных ленточек.

-Теоретическая работа. Знакомство с техникой аппликации. Показ приёмов.

-Практическая работа. Изготовление корзины. Наклеивание цветов. Выбор цветового решения и композиции. Анализ работ.

 «Мозаика из бумаги «Бабочка»

-Теоретическая работа. Познакомить с техникой аппликации «мозаика». Показ приёмов выполнения.

-Практическая работа. Нарезка квадратиков. Цветовое решение. Расположение на шаблоне. Анализ работ.

 «Картинная галерея»

- Выставка для родителей. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

 

Основные ожидаемые результаты

    В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей;  формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

К концу основного этапа обучения дети должны знать и уметь:

 • Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда;

 • Передавать в аппликации пространственное положение предметов;

 • Применять для аппликации ткань, листья, крупу и другие материалы;

 • Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности;

 • Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т.д.)

 • Правильно определять пропорции фигур и деталей;

 • Вырезать точно по разметке;

Перспективный план работы  

1 год обучения

месяц

тема

техника

Сентябрь

Диагностика

Правила техники безопасности

Знакомство с фактурой бумаги.

Беседа на тему: «Из истории ножниц»

Диагностика базовых знаний о технике аппликации, материалов для аппликации.

- Диагностика первоначальных навыков.

Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с инструментами;

- Комплекс упражнений для глаз. Познакомить со старинными ножницами, показать слайды, иллюстрации, загадать загадки.

Октябрь

Рассказ о флористике

Аппликация из засушенных листьев «Осеннее дерево»

Аппликация из засушенных листьев «Зайчик»

Аппликация из войлока «Осенняя фантазия»

Нарезка ниток к аппликации «Грибок»

Аппликация из ниток «Грибок»

Умение вырезать из засушенных листьев части, составлять целое.

Учить выполнять аппликацию из войлока, знакомство с материалом, учить нарезать нитки.

Ноябрь

Нарезка из ниток для аппликации «Цветок»

Аппликация из ниток «Цветок»

Аппликация из бумаги «Гусеница в груше»

Рассматривание крупы, семян

Аппликация из семян «Рыбка»

Аппликация из крупы «Подсолнух»

Подготовка к аппликации из ниток «Собачка»

Аппликация из ниток «Собачка»

Аппликация из резанных ниток. Учить резать нитки, заполнять, намазанные детали.

Вырезание шаблона груши. Тело гусеницы складываем из полоски бумаги в технике “змей Основные приёмы работы с крупой, показ окрашивания крупы в различные цвета. Учить детей аккуратно распределять крупу на промазанных клеем участках.

ка”.

Декабрь

Яичная мозаика «Снеговик»

Квиллинг «Гроздья рябины»

Накручивание шариков из салфеток

Аппликация из салфеток «Бабочка»

Аппликация из салфеток «Виноград»

Из атласных ленточек «Корзина с цветами»

Познакомить с видом аппликации, где применяется скорлупа яиц. Показ приёма выполнения аппликации. Основные приёмы выполнения аппликации из салфеток, учить отрывать небольшие части от салфетки и скатывать комочки.

Учить накручивать на зубочистку полоску бумаги, конец закреплять клеем


 

Январь

Пластинография «Берёзы», «Зонтик»

Квиллинг «Ёлочка»

Аппликация из семян «Рыбка»

Учить отщипывать кусочки пластилина, скатывать, наносить на основу, Выполнение поэтапно работы. Учить накручивать на зубочистку полоску бумаги, конец закреплять клеем.

Февраль

Яичная мозаика «Цыплёнок», подарок папе «Ракета»

«Лебедь» из ладошек.

Аппликация из песка «Солнышко»

Аппликация из поролона «Лесные звери»

Аппликация из поролона «Золотая рыбка»

Аппликация из песка «Бабочка»

Выполнение аппликации из скорлупы яиц, из вырезанных ладошек.

Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить выполнять приёмы работы с песком, стряхивать лишние песчинки. Учить анализировать свои работы, вносить творческий замысел. Знакомство с поролоном. Показ приёма вырезывания фигур из поролона.

Март

Квиллинг «Цветок»

Знакомство с тканями

Вырезывание из ткани деталей.

Аппликация из ткани «Ваза с цветами

Аппликация из ткани «Утёнок»

Нарезка бумаги для мозаики

Аппликация из мозаики «Бабочка»

Знакомство с элементами квиллинга, с техникой выполнения. Беседа о технике безопасности. Цветовое решение.

Знакомство с тканями, техника выполнения аппликации из ткани.

Продолжить знакомить детей с работой с тканями. Выполнять аккуратно работу, воспитывать самостоятельность, творчество.

Перспективный план работы

2 год обучения

   Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомиться с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности дошкольников и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

месяц

тема

техника

Сентябрь

«Беседа о квиллинге»

«Воспоминания о летнем

отдыхе»

«Колосок и мышка»

Повторить с детьми технику безопасности при работе с режущими

инструментами и клеями, вспомнить основные (изученные) элементы (формы) квиллинга. Показать готовые работы, необходимое оборудование.

 

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «завиток».

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «лист (слизняк)».

Октябрь

«Котик»

«Птички на ветке»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «завиток», «треугольник».

Продолжать учить детей

«Ёжик и яблоко»

 скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз».

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «тугая спираль», «капелька» и «глаз», «лист (слизняк)».

Ноябрь

«Лебедь»

«Цветы в горшке»

«Веточка рябины»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «глаз», «треугольник».

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «завиток», «полукруг».

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «глаз».

Декабрь

«Снежинка-украшение на ёлку»

 

«Варежка»

«Новогодняя композиция»

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «капелька», «глаз».

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «глаз», «треугольник».

Учить детей составлять из элементов композицию.

Закреплять умение

скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов композицию.

Январь

«Ангелочки»

«Зайчик с морковкой»

«Валентинка»

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька» и «глаз», «треугольник».

Продолжать учить детей скручивать элементы (формы) «свободная спираль», «капелька».

Закреплять умение детей скручивать элемент (форму) «завиток», «глаз».

Учить детей составлять из элементов композицию.

Февраль

«Кораблик в море»

«Далёкий космос»

«Модная шляпка»

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «свободная спираль», «капля», «треугольник», «полукруг», «завиток», «глаз».

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «свободная спираль», «капля», «треугольник», «тугая спираль», «глаз», учить скручивать элемент «квадрат».

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «капля», «тугая спираль», «завиток».

Март

«Подснежники»

«Ландыши»

«Дом»

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «глаз».

Закреплять умение детей скручивать элементы (формы) «свободная спираль», «тугая спираль», «глаз».

Продолжать учить скручивать элементы (формы) – «капелька», «глаз», «треугольник» и «квадрат», «полукруг».

Апрель

«Пасхальное яичко»

Продолжать учить скручивать элементы (формы) – «капелька», «глаз», «тугая спираль».

«Петушок»

«Васильки»

Продолжать учить скручивать элементы (формы) «глаз», «тугая спираль».

Продолжать учить скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «капля», «треугольник», учить скручивать элемент «стрела».

Май

«Колокольчики»

«Тюльпан»

«Подарочная коробочка»

Продолжать учить скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «капля», «вогнутый треугольник», «полукруг».

Учить накручивать полоску на деревянную палочку (зубочистку), продолжать учить скручивать элементы (формы) «тугая спираль», «капля», «глаз».

Продолжать учить скручивать элементы (формы) «глаз», «тугая спираль», «капля».

3.5. Мониторинг

 Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к аппликации. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют   самоутвердиться в глазах сверстников.

Критерии оценки детских способностей по аппликации.

1. Способность самостоятельно выполнить работу после показа.

2. Полное выполнение задания.

3. Умение структурно распределять ход работы.

4. Способность образно представить будущий результат.

5. Степень проявления творчества.

6. К концу учебного года большинство детей умеют правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определённом порядке, после работы убирать своё рабочее место.

7. Ребёнок овладевает умением не только в точной последовательности выполнять задания педагога, но и творить сам.

Высокий уровень (Сформированы навыки)

1) ребенок выполняет работу после показа воспитателя;

2) все действия с материалом правильные, целенаправленные, с положительным результатом;

3) последовательно распределяет действия;

4) способен прогнозировать будущую работу;

5) способен внести в работу личную задумку;

Средний уровень (Навыки в стадии формирования)

1) ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;

2) допускает ошибки при работе, не уверен в результате;

3) распределяет действия при помощи воспитателя;

4) частично уверен в выполнении задания;

5) способен внести в работу личную задумку только при помощи воспитателя;

Низкий уровень (Не сформированы навыки)

1) ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;

2) при работе с материалом действия неправильные;

3) не может последовательно выполнять действия;

4) действия сопровождаются участием педагога;

5) нет творческого подхода при выполнении работы;

Таблица уровня освоения программного материала

уровни

Количество

баллов

Показатели, критерии

0-начальная диагностика

0 - 1

Отсутствие навыков в аппликации.

1-репродуктивный

2 - 4

Владения навыками выполнения аппликации по образцу, различными техниками.

2 – поисково-исполнительский

5 - 7

Выполнение аппликации в различных техниках по образцу и самостоятельно.

3-творческий

8

Самостоятельное комбинирование и авторское выполнение аппликации.

3.6.Техника безопасности

Помещение, в которых организуется  деятельность детей,  чистое, светлое, хорошо проветренное. Все шкафы и полки надежно закреплены. Освещение рабочих мест занятий, игр детей – важнейший фактор создания комфортных условий  в группе.  Освещенность рабочего места, занимаемого каждым ребенком, соответствует  установленным санитарно-гигиеническим нормам.

Деятельность детей, связанная  с использованием инструментов, осуществляется    под непосредственным контролем взрослого.

Перед началом любого вида трудовой деятельности детей провожу  с ними инструктаж (объясняя и показывая безопасные методы и приемы выполнения работы).

На  занятии по нетрадиционной  аппликации  дети знакомятся с элементарными правилами:

 - давать ножницы товарищу и ставить их в стакан можно только кольцами вверх, а не острыми концами, нельзя размахивать ножницами,  необходимо соблюдать осторожность при пользовании ими.

 - После занятия  необходимо привести свое рабочее место в порядок и вымыть руки.


 


 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему "Зимняя мозаика" для младшего и среднего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательский проект, цель которого помочь почувствовать детям красоту зимнего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе...

Семинар-практикум «Мозаика педагогического общения»

Оказание психологической помощи педагогам в правильной организации процесса общения с родителями и коллегами....

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Данный материал предназначен для выступления на педчасе  с целью показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребёнка....

Педагогическая диагностика по программе Мозаика

На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ор...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...