Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему

Красникова Наталия Викторовна

В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО

Красникова Наталия Викторовна

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида

                               

                                В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                           В.А. Сухомлинский

В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости? Ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип – принцип ответственности за будущее детей.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и  креативности.

Наличие неординарных (креативных)  детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении  общеразвивающего вида:

· работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;

· система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;

· реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;

· реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.

В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:

· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

· Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития

одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.

· Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в

процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

· Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.

· Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера

- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью

- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания

- проявляет исключительные способности к решению задач

- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность

- часто с головой уходит в то или иное занятие

- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений

Чтение: ребёнок проявляет большой интерес к книгам,  любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте  6-7 лет  много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо  схватывает абстрактные понимания.

Творчество:  ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;

- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;

- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

- способен продуцировать оригинальные идеи;

- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;

- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

- в общении со сверстниками проявляет инициативу;

- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;

- проводит много времени за рисованием и лепкой;

- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

- осознанно строит композицию картин или рисунков;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной  моторики;

- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

- любит движения (бег, пряжки, лазание);

- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;

- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования  педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании,  обучении и развитии дошкольников.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о  необходимости  программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.  В 2015 году с  внедрением ФГОС в ДО нами  была создана программа «Одаренный  ребенок ДОУ».

Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

1. Использовать перспективное планирование для организации

систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.

2. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации можно использовать:

· блоки дополнительной информации для индивидуального или группового  воздействия;

· модификационные и усложнённые варианты развивающих игр.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:

· вводящие новую информацию (навыки, операции);

· закрепляющие новую информацию;

· систематизирующие новую информацию.

4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.

5. Систематически проводить:

· контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1раз в квартал);

· психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Что касается организационных форм, то деятельность по развитию интеллектуальных способностей ребёнка в нашем ДОУ осуществляется в рамках работы интеллектуального кружка «Почемучки». При этом решаются следующие задачи.

1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

2. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.

3. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется и развитию творческий способностей дошкольников. Наши воспитанники посещают театральный кружок «Театральная карусель», танцевальный кружок «Са-Фи-Дансе», спортивный кружок «Вперед к Победе!», изостудию «Цветик-Семицветик».

В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.

Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.

Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который  невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.