Консультация для педагогов. Тема: «Реализация интегративного подхода к решению задач образовательных областей «художественного творчества и познания в ДОУ»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Реализация интегративного подхода к решению задач образовательных областей «художественного творчества
и познания в ДОУ»
Модернизация образовательного процесса, в соответствии с современными требованиями, предполагает интеграцию образовательных областей. Возможности интеграции весьма обширны, ведь она помогает ребенку увидеть целостный образ предмета или явления, применить в необычной ситуации имеющиеся умения. Интеграция «Художественное творчество» и «Познание» позволяют ребенку познать действительность более обширно, разносторонне.
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Происходит формирование у детей целостной картины мира, появляется возможность реализовать творческие способности.
2. Развивается познание окружающей действительности, осмыслениеи нахождению причинно-следственных связей, развитие логики, мышления, коммуникативных качеств.
3. Использование различных видов деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне.
4.Интеграция дает возможность самореализации, самовыражения, раскрытия способностей.
В результате освоения Программы ребенок может приобрести различные интегративные качества, такие как: любознательный, активный, самостоятельный, ориентированный на сотрудничество, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, креативный.
Для реализации интегративного подхода «Художественного творчества» и «Познания» работа выстраивается на следующих принципах:
•Связь творчества с приобретенным опытом ребенка, что способствует обогащению содержания детской творческой деятельности.
•Вариативность содержания форм и методов творческой деятельности. При выполнении работы используются как традиционные, так и нетрадиционные (оригинальные) техники рисования, аппликативных работ, конструирования из бумаги («оригами», «квилинг», «декупаж» и т.д.), которые включены в общую программу по изобразительной деятельности и усовершенствуются по нарастающей от младшей возрастной группы к подготовительной. Так реализация интегративного подхода художественного творчества и познания может осуществляться в течении дня. В утренние часы, в свободное от занятий время планируется рассматривание тематических альбомов, дидактических, настольных игр познавательного характера. Необходимо создание условий для художественного творчества. Они включают в себя различные средства художественной изобразительной деятельности (цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, трафареты, цветная бумага, клей, кисти разного размера, картон, ножницы, пластилин, сундучок с бросовым материалом (пуговицы, бусины и т . д) ; различные альбомы типа: «Машинки из бумаги», «Необыкновенное рисование», «Цветочные узоры», «Оригами»…Все альбомы должны быть с пошаговыми инструкциями доступные для детей.
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В результате познавательной деятельности:
• дети способны видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развивается собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• поддерживается инициатива детей, сообразительность, пытливость, критичность.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности. Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы помогаем выявить их реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что зачем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала. Самостоятельная художественная и познавательная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованная непосредственная деятельность по познавательному развитию, коммуникации, изобразительной деятельности. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.