культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

 Актуальность изучаемой темы. Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья.                                                  Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания. Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения.                           Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка.                                                                      В раннем возрасте закладывается эмоциональное отношение к людям, миру, к самому себе, которые реализуются на протяжении многих лет. Формирование КГН – это основной компонент ЗОЖ, неотъемлемая часть культуры поведения будущей личности. Необходимо раннее обучение и формирование привычек ЗОЖ через развитие у детей потребности к чистоте и аккуратности, адекватному поведению.

Формирование КГН – форма всестороннего развития личности ребенка раннего возраста:

Развивает:- общую и мелкую моторику-зрение и слух-внимание и мышление-речевые функции.

Формирует:- этнические понятия- нравственные качества- волевые качества - поведенческие навыки.

Активизирует:- предметную деятельность- познавательную потребность-установление причинно-следственных связей через мыслительную активность- использование полученных навыков в игре.

Ранний возраст – самый эффективный период для начального формирования КГН. Необходим комплексный подход к формированию КГН – как основы здорового образа жизни.

Ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.                                                                                  Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков.                                                                                                    Проблемами воспитания КГН занимались такие отечественные авторы как Выготский Л.С.,Забрамная С.Д., Малер А.Р.,Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюкакнен Л., Рюкле Х.                Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и таких волевых качеств личности,  как  целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.                                               Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.                                        Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.                                                                                             С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков  идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых, очеловечивание малыша.

 

Цель исследования – изучение процесса формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Объект исследования -  дети раннего  возраста.

Предметом исследования является процесс формирования культурно– гигиенических навыков у детей раннего  возраста.

 

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «культурно-гигиенические навыки» и необходимость их формирования. 

2.  Раскрыть  содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего       возраста.

3. Выявить особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе.

4. Провести экспериментально-практическую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3х летнего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn_u_mladshih_doshkolnikov.docx136.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ                                            ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….…………...5

  1.  Определение понятия «культурно-гигиенические навыки».  Необходимость их формирования   ………………………………………….5
  2.  Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего

 возраста ……………………………….………… ………………………….10

1.3 Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков            в  младшей группе………….…………………………………………….14

 ГЛАВА II.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ  У ДЕТЕЙ  2 - 3  ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА………………………………….20

2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в МДОУ………………………..21

2.2 Разработка программы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста…………………………...……………….27

2.3  Проверка эффективности проделанной работы…………………………..31

Заключение………………………………………………………………………35

Литература………………………………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность изучаемой темы. Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья.                                                 Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания. Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки - это составная часть культурного поведения.                         Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка.                                                                 В раннем возрасте закладывается эмоциональное отношение к людям, миру, к самому себе, которые реализуются на протяжении многих лет. Формирование КГН – это основной компонент ЗОЖ, неотъемлемая часть культуры поведения будущей личности. Необходимо раннее обучение и формирование привычек ЗОЖ через развитие у детей потребности к чистоте и аккуратности, адекватному поведению.

Формирование КГН – форма всестороннего развития личности ребенка раннего возраста:

Развивает:- общую и мелкую моторику-зрение и слух-внимание и мышление-речевые функции.

Формирует:- этнические понятия- нравственные качества- волевые качества - поведенческие навыки.

Активизирует:- предметную деятельность- познавательную потребность-установление причинно-следственных связей через мыслительную активность- использование полученных навыков в игре.

Ранний возраст – самый эффективный период для начального формирования КГН. Необходим комплексный подход к формированию КГН – как основы здорового образа жизни.

Ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.                                                                        Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков.                                                                                         Проблемами воспитания КГН занимались такие отечественные авторы как Выготский Л.С.,Забрамная С.Д., Малер А.Р.,Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюкакнен Л., Рюкле Х.                Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и таких волевых качеств личности,  как  целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.                                        Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.                                        Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.                                                                                С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков  идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых, очеловечивание малыша.

Цель исследования – изучение процесса формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Объект исследования -  дети раннего  возраста.

Предметом исследования является процесс формирования культурно– гигиенических навыков у детей раннего  возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «культурно-гигиенические навыки» и необходимость их формирования

2.  Раскрыть  содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего         возраста.

3. Выявить особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе.

4. Провести экспериментально-практическую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3х летнего возраста.

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ                             КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ                                            ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1  Определение понятия «культурно-гигиенические навыки».                                    Необходимость их формирования  

 Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин и другие.                                                                         По определению известного физиолога Н.И. Щелованова « Режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а так же в деятельности.» [27,4]                                                                        Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.                                                                                                          « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[15,с.58]
          Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я.А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию.
                                                Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их  здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.                                                                                В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку после двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания полости рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. [3,75]                                                                        Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.                                                Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.                                                                Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.                                                                                Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.                                                
          А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.
         
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.»[27,18]                Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.                                                                        В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.                Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя.                                                                                                 Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно – гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля.»[27,18]                                        При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.                        Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
           Культурно-гигиенические навыки совпадают с развитием воли.
Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». 
            С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным.                                         Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.»[27,18]                                        Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.                                                                                         Таким образом, все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

 1.2 Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего                                                 возраста

       Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [8, 9, 14, 25]                                                За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.                Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:

- наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);

-индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);

- высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;

- восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.                                                В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».                                                                                        Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребенка.                                                                         Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.                                                                                                Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».[7,98]                                                                        Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.                                                                                 Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.                                                                          Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение  преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя детского сада.                        
          Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни – стремление к самостоятельности.                                                        Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.»[27,18]                                                                        Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.                                                                                                         Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия.         Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.                                                         Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
       
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
       
Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого общения.                                                                                                В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.
        Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.                                                                                Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям.                                   Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа». [11]

1.3  Особенности методики воспитания культурно- гигиенических                                 навыков в младшей группе


       Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.                                                                  Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.                                        При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.                                                                                                Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.                                                В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.                                                Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д.                                                                 Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок впервые сам надел рубашку, застегнул пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей.

Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка.                                                         Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.                                         Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Использование игровых приёмов, весьма эффективный метод, они должны быть похожи на настоящую игру и обладать её существенными признаками: представлять собой продуманные педагогом игровые задачи, соответствующие им игровые действия с целью обучения, воспитания и развития детей. Для обучения через игру так же созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Но для играющих детей воспитательно–образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

 Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.[11 ]                                                                                        Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?".

Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.» - советуют Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева [27,7]                                                                                                 Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.                        Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.                                 Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей

 «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. [11,67]                                                         Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.                                        Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.»[4,35]

Чтобы дети могли освоить культурно-гигиенические навыки необходимо, чтобы мебель и оборудование соответствовали физиологическим установленным нормам. В групповых и других помещениях должны быть созданы все условия для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения: наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхних ячейках вешалок для полотенец, фартуков для дежурных по столовой и т.п.

Желание ребенка выполнять требуемое правило (есть аккуратно, мыть руки до появления пены и т. д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Поэтому так важно, чтобы посуда, кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка - признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. А она, в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.                                                Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни - стремление к самостоятельности.                                                                                Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.                                                                Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направить усилия детей на более целеустремленные действия.                                                                                                         Дж.Рескин писал:«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды»

На основании вышеизложенного во второй главе, можно сделать следующие выводы:

        1. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.

2. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

 

3. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания.

4. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.

  5. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

а) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

б) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

в) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

г) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

д) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

е) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

ГЛАВА II.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ                          У ДЕТЕЙ  2 - 3  ЛЕТНЕГО  ВОЗРАСТА.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Были определены задачи экспериментальной части исследования:

1.Изучить сформированность культурно-гигиенических навыков при поступлении в МДОУ.

  2. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста.

   3. Проверить эффективность разработанных мероприятий.

          Разработана программа исследования (Таблица 1)

     Таблица 1.   Программа исследования 

       

Сроки  исследования

Этап исследования

Цель исследования

Август

2013г

констатирующий

Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ.

сентябрь –          ноябрь

2013г.

формирующий

Разработать программу мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков в течении года.

Ноябрь

2013г

контрольный

Проверка эффективности разработанной программы по формированию культурно-гигиенических навыков.

База исследования: воспитанники I первой младшей группы «Малышок», МДОУ № 24 «Ивушка» с.Ловцы Луховицкого района. Количество детей в группе 14, для исследования возьмём группу детей в количестве 7 человек.

Исследовались следующие навыки:

-навыки культуры еды и поведения за столом.

-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).

-навыки мытья рук, умывание.

2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических         навыков у детей раннего возраста при поступлении в МДОУ.

Констатирующий этап.

Прежде чем приступить к развивающей работе, мы выявили актуальный уровень сформированности культурно – гигиенических навыков, ориентируясь на следующие критерии и показатели, обозначенные в программе «Детство» (Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2000).

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

  1. Закатать рукава;
  2. Смочить руки;
  3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  4. Мыть руки;
  5. Смыть мыло;
  6. Умыть лицо.
  7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;

Навыки культуры еды включают умение :

   1. Держать ложку;

  2.   Не крошить хлеб;

  3.  Не разговаривать за столом;

 4. Благодарить;

 5.  Пользоваться салфеткой.                                                                                               6. Тихо выходить по окончании еды из-за стола,

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять обувь;
  5. Снять колготки, носки
  6. Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за  правильно выполненное действие он получает 2 балла.

Действие выполненное с небольшими неточностями и помощью       взрослого 1 балла.

Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый)  0 баллов.

           Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (16-31 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков не сформирован.

Диагностика детей при поступлении в ДОУ, данные зафиксированы в таблице 2 .

Таблица 2. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей

 

Имя, фамилия ребёнка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформир

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

Дима Б. 

 2

 1

 1

 1

 1

1

1

1

1

1

 7

1

1

1

1

1

1

6

22

С

Катя Ж.

1

1

2

1

1

1

1

8

1

1

2

1

1

1

1

8

0

1

0

1

1

1

4

20

С

Вероника М.

0

1

1

1

0

0

0

3

0

0

0

1

0

1

1

3

1

0

0

1

1

0

3

9

Н

Саша Р. 

 1

 1

 1

 1

 1

1

1

1

1

1

 7

0

1

1

1

1

1

6

20

С

Кира П.

0

1

1

1

1

0

0

4

0

0

1

1

0

0

1

3

0

0

0

1

1

1

3

10

Н

Милана  Ж.

1

1

1

1

1

1

0

6

1

0

1

1

1

0

0

4

1

1

0

1

0

0

3

13

Н

Анжела М.

1

0

0

0

1

1

1

4

1

1

1

0

1

0

0

4

0

1

0

1

1

0

3

11

Н

                   Диагностика навыка мытья рук и умывания.                                      Так, закатать рукава полностью   может один ребенок (14,3%), четверо  детей (57,1%) пытаются закатывать рукава, но справляются только с помощью взрослого. Два ребенка (28,6%) не могут закатать рукава.

Смочить руки водой сами может один ребенок (14,3%),пять человек (71,4%) справляются не полностью, и один ребенок (14,3%) не может сам смочить руки водой.                                                                                         Берёт мыло и намыливает до появления пены только один ребёнок (14,3%),пятеро детей (71,4%) берут мыло, но не могут хорошо намылить руки, один ребенок (14,3%) не может взять мыло и намылить  руки.

Шестеро детей (85,7%)не очень хорошо моют руки и один ребенок (14,3%) не может сам мыть руки.

Шестеро детей (85,7%) смывают мыло не достаточно хорошо, один ребенок (14,3%) не может смыть мыло с рук.

Пятеро детей (71,4%) пытаются мыть лицо, но делают это не умело, два ребенка (28,6%) не умеют мыть лицо.

Четверо детей (57,1%)пытаются вытирать лицо и руки, но делают это не достаточно хорошо. Три человека (42,9%) не знают как вытирать руки и лицо, и не могут повесить полотенце на место.

             Диагностика навыка культуры еды.

Пятеро детей (71,4%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую и два ребенка (28,6%) не умеет держать ложку.                           Четверо детей (57,1%) не очень аккуратно кушают хлеб, трое детей (42,9%) не умеют кушать хлеб, крошат его.                                                 Один ребенок (14,3%) кушает за столом молча, пятеро детей (71,4%) иногда разговаривают за столом во время еды, и один ребенок (14,3%) не умеет вести себя за столом.                                                                         Шестеро детей (85,7%) не всегда благодарят после еды, и один ребенок (14,3%) не говорит спасибо.                                                                          Пятеро детей (71,4%) пытаются пользоваться салфетками после еды, двое детей (28,6%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.

Четверо детей (57,1%) пытаются тихо выходить из-за стола, трое детей(42,9%) не умеют выходить самостоятельно из-за стола.                                Пятеро детей (71,4%) могут взять чужие приборы, двое детей (28,9%) берут любой прибор, который лежит ближе.                                

              Диагностика навыка раздевания и одевания.

Пытаются расстёгивать пуговицы трое детей (42,9%), четверо человек(57,1%) не умеют расстёгивать пуговицы.

Пять человек пытаются снимать брюки и платье, но делают это с помощью взрослых (71,4%),и двое детей  (28,6%) не умеют самостоятельно снимать платье и брюки.                                                          Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут, два человека (28,6%) пытаються складывать одежду на стульчик и пятеро детей (71,4%) оставляют одежду там где сняли.

Пытаются снимать обувь все дети.

Шестеро детей (85,7%) пытаются самостоятельно снимать кологотки и носки и один ребенок (14,3%) не умеют снимать колготки и носки.                 Четверо детей (57,1%) пытаются одеваться, но путают последовательность и трое детей (42,9%) не умеют одеваться.                   

         

        Анализ результатов показал следующее, что у 42,9% детей навыки находятся в стадии становления, у 57,1% детей навыки не сформированы.  Отобразим сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ в рисунке 1.

          

Рис.1   Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ

Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента мы наметили дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.

 2.2  Разработка программы по формированию культурно-гигиенических                         навыков у детей раннего возраста.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей  культурно-гигиенических навыков.         В ходе реализации данных мероприятий мы использовали такие методы и средства как:

 - личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

 - обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

Исходя из результатов диагностики исследования, была разработана программа по формированию культурно-гигиенических навыков

.

Таблица 3.   План мероприятий по формированию культурно-гигиенических                         навыков у детей раннего возраста.                                                               

                Содержание работы

  Срок исполнения

Ситуативная беседа "Как вести себя за столом"  Цель: Формирование столового этикета.

сентябрь  первая неделя

Д/И. "Подбери предметы личной гигиены"  

Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

сентябрь первая неделя

Д/У. "Моем чисто руки и лицо"

Цель: Закрепить последовательность умывания.

Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"

сентябрь вторая неделя

С/р.игра " В гости кукла к нам пришла"

Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены .Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре

сентябрь вторая  неделя

И/ситуация "Купание куклы"

Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Разучивание потешки " Водичка - водичка"

сентябрь  третья неделя

Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол"

 Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность)

сентябрь третья неделя

Чтение стихов о культуре гигиенических навыков.

Ежедневно

Рассматривание картины " Мама купает Катю"

Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей

Сентябрь четвёртая неделя

Экскурсия в среднюю группу.

Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.

Чтение потешки "Водичка -водичка"

Сентябрь четвертая неделя

Развлечение " Приключение мыльного пузыря". Цель: Доставить радость детям

Октябрь первая неделя

Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом" - ОБЖ

Ежедневно

И/У. " Накормим куклу Катю".

Цель: Закрепить назначение посуды , последовательность действий. Приучать к аккуратности.

Рассматривание сюжетной картины " За обедом"

Октябрь первая  неделя

Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен".

Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Создание рисунков по теме проекта

Еженедельно

Беседа с детьми " Как вести себя за столом"

Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"

Октябрь вторая  неделя

Чтение сказки " Три медведя".

Цель :Закрепить название посуды и правила поведения за столом.

Октябрь вторая неделя

И/У. " Делаем причёску"

Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.

Октябрь третья неделя

Чтение  стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр" Разукрашивание капельки.

Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки не вылезая за контур

Октябрь третья неделя

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.

Цель: Создание комфортных условий при формировании К.Г.Н.

Октябрь четвёртая неделя

Д/У. " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол".

Цель : Закрепить последовательность действий.

Д/И. " Назови действие"

Цель: Определять действия по показу.

Октябрь четвертая неделя

Оформление фото стенда " Будем чистыми и опрятными"

Ноябрь первая неделя

Развлечение " В гостях у Мойдодыра".

Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.

Ноябрь первая неделя

Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

  2.3.  Проверка эффективности проделанной работы.

Во второй половине ноября  проводилось повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков, после проведения мероприятий по их формированию.                                 Для проверки эффективности проделанной нами работы был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные отражены в таблице 4.

Таблица 4. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей                              на контрольном этапе исследования

 

Имя, фамилия ребёнка

Сформированность навыка мытья рук (в баллах)

Кол- во баллов

Сформированность навыка опрятной еды
(в баллах)

Кол-во баллов

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Кол-во баллов

Уровень сформир

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

2

3

4

5

6

Дима Б. 

 2

 2

 2

 2

 1

2

13 

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

14

41

В

Катя Ж.

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

14

42

В

Вероника М.

2

2

1

1

1

1

1

9

2

1

2

2

2

2

2

13

2

2

1

2

1

2

10

32

В

Саша Р. 

 2

 2

 2

 2

 2

1

13 

2

2

2

2

 14

2

2

2

2

2

2

14

41

В

Кира П.

2

2

1

1

1

1

1

9

2

2

2

2

1

2

2

13

1

1

2

2

2

1

9

31

С

Милана  Ж.

2

2

2

1

1

1

1

10

1

2

1

1

2

2

1

10

2

2

1

2

1

1

9

29

С

Анжела М.

2

2

2

1

1

1

1

10

2

1

2

1

1

1

1

9

2

2

1

2

1

1

9

28

С

Для успешного формирования культурно -  гигиенических навыков в группе созданы все условия.

                     Диагностика навыка мытья рук и умывания.

Так, закатывать рукава научились все  дети (100%), смочить руки водой также могут все дети (100%), взять мыло и намылить руки до появления пены могут 5 детей (71,4%), только два ребёнка (28,6%) берут мыло, но затрудняется сам намылить руки.                                                                 Мыть руки сами могут трое детей (42,9%), четверо детей (57,1%) справляются недостаточно хорошо.                                                         Пять детей (71,4%) смывают сами мыло с рук, два ребёнка (28,6%) не могут сами  хорошо смыть мыло с рук.                                                         Почти все дети (85,8%) научились мыть лицо. Пять детей (71,4%) научились  вытирать лицо и руки насухо, двое детей (28,6%) вытирают руки и лицо полотенцем недостаточно хорошо.

             

                                  Диагностика навыка культуры еды.

Держать правильно ложку научились шесть детей (85,8%).                                 Не крошить хлеб, откусывать от куска научились пять детей (71,4%), двое детей (28,6%) иногда крошат хлеб.                                                         Шесть детей (85,8%) научились правильно вести себя за столом, не разговаривать, а кушать молча.                                                                 Пять детей (71,4%) всегда говорят «спасибо» после приёма пищи. Пять детей (71,4%) уверенно пользуются салфеткой, у двоих детей (28,6%) не всегда получается использовать салфетку правильно.                                         Шесть детей (85,8%) тихо выходят из-за стола, а пять детей (71,4%) пользуются только своими приборами.

Диагностика навыков одевания и раздевания.

Шесть детей (85,8%) могут уверенно расстегивать пуговицы, один ребенок (14,2%) делает это с небольшим затруднением.                                         Шесть детей (85,8%) умеют снимать платье (брюки), один ребенок (14,2%) иногда затрудняются снять платье (брюки).                                         Четверо человек (57,1%) научились аккуратно вешать одежду на стульчик, а три  ребёнка (42,9%) делает это не всегда хорошо.                                 Почти все дети (85,8%) могут сами снять обувь, только один ребёнок (14,2%) иногда затрудняется.                                                                 Четыре человека (57,1%) могут сами одеться в обратной последовательности и трое детей (42,9%) иногда путают последовательность.

         Рис.2  Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей раннего                         возраста на контрольном этапе.

         

      Анализ результатов диагностики после проведения формирующей работы показал следующее, что  у 57,1% детей навыки прочно сформировались, у 42,9% детей  навыки  сформировались, но требуют отработки, совершенствования и закрепления. Прослёживается четкая положительная динамика.                                                                        Мы составили график (Рис.3), из которого можно увидеть результативность проделанной нами работы.

Рис.3. Результативность проделанной работы на формирующем этапе эксперимента.

Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.                                                Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.                 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.                                                                                        Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия:        непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.         Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.                                 Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.                                                                                         В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.                                                                                                         Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателю в беседе с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.
        Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация
.
        Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни большое значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.                        
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.                                                                 Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
         Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1.Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.

2.Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.

3.Богина Т.Л.,Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.-М.:1987.-95с.

4.Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.

5.Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

6.Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000. - с.71.

7.Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.

8.Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.

9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.

10.Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.

11."Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.

12.Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.

13.Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова - М.: Просвещение, 2004. - 98с.

14.Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. - М.: Знание, 2009. - 96 с.

15.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.–М.:Просвещение,1973.

16. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.

17.Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев.- М.:Смысл, 1999, 365 с.

18.Лангеймейер, В. Й, Матейчек, З. Психическая депривация в дошкольном возрасте / В. Й Лангеймейер, З. Матейчек. - М.: Просвещение, 1984.

19.Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1980.

20.Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с.

21.Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с. л.

22.Павлова, Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова - М.: Мозаика-синтез, 2007. – 150 с.

23.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

24.Розенгарт - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт - Пупко Г.И. - М.: Смысл, 2003. - 178 с.

25.Ступени общения: от года до семи лет / Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 346 с.

26.Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.

27.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.

28.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

29.Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. -СПб.:Стиль, 2005.- 230с.