Главные вкладки

    Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
    статья (младшая группа) на тему

    Шафоростова Светлана Юрьевна

    При формировании культурно-гигиенических навыков у детей идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

      Очень часто мы большое внимание уделяем развитию умственных и физических способностей наших детей и порой на предпоследние место ставим воспитание у них культурно-гигиенических навыков.

    Грубых, невнимательных детей никто не любит, тогда как ребёнок, умеющий хорошо вести себя, нравится всем.

    Поэтому так важно с ранних лет приучать каждого ребенка к правильному поведению в общественных местах, в быту, к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи и во время других бытовых процессов. При формировании этих навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

    Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков также играют важную роль в охране их здоровья.

    Именно воспитание культурно-гигиенических навыков позволяют развивать у ребёнка волевые качества. Так как для того, чтобы совершить действия, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.                            

       Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ и эстетического вкуса.  Смотря в зеркало, ребенок не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в свой одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребенок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых, хотя не может объяснить увиденное, назвать словами. При этом он начинает подражать их привычкам и манерам. Трудно убедить малыша, что нужно аккуратно складывать свои вещи, чистить обувь, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. К тому же должно соблюдаться единство требований со стороны всех воспитывающих. Пусть мама не помогает одеваться, но если это делает бабушка, тогда задерживается формирования навыка. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением.

    Так же необходимо объяснить детям о вреде которые могут принести вредные привычки: держать во рту мелкие предметы, грызть карандаши (ведь они могут попасть в горло, дыхательные пути, пищевод, что очень опасно), шмыгать носом (такая манера при насморке и гайморите ведет к попаданию инфекции через слуховую трубу в среднее ухо и его воспалению), сосание пальца, ковыряние в ухе и др..

    Необходимо сказать ещё об одном моменте. Оценивать действия ребёнка нужно объективно, развёрнуто, обращая его внимание на качество их выполнения. Причём делать это надо как по ходу процесса, так и по его окончании: «Ты правильно открыл кран, поэтому вода льётся понемногу и  брызги не летят на пол» или « Ты правильно моешь руки: сначала намыливаешь, а когда появиться пена, смываешь её водой. Так лучше удаляется грязь».

    Главной задачей развития культурно-гигиенических навыков у детей трёх-четырёх лет состоит в том, чтобы сформировать у них осознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.

     Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

    Приложение №1

    Выписка из календарного плана

    Первая половина дня

    ПРИЕМ ДЕТЕЙ

    1.  Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.

    2.  Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность.

    3.  Формирование культурно – гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратность у прически.

    4.  Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые отношения со сверстниками, взрослыми.

    УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

    Подготовка и проведение утренней гимнастики.

    ЗАВТРАК

    1.      Гигиенические процедуры. Привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам, закрепление правил мытья рук; игры – соревнования (старший возраст), рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль; оценка деятельности.

    2.      Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.

    3.      Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность

    Подготовка к НОД: уборка игрушек; переключение внимания на другой вид деятельности; оценка деятельности детей; организация после НОД.

    ПРОГУЛКА

    1.      Подготовка к прогулке: создание интереса; игровые приемы; индивидуальные беседы; отбор игрового материала; мотивация деятельности детей на прогулке.

    2.      Одевание: последовательность, выход на прогулку.

    3.      Наблюдение на прогулке.

    4.      Подвижные игры (большой, малой и средней подвижности; игры не выбор детей).

    5.      Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.

    6.      Индивидуальная работа по развитию движений; физических качеств.

    7.      Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно – ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изо – деятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.

    8.      Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания ; свободная деятельность детей.

                 ОБЕД

    1.      Подготовка к обеду.

    2.      Гигиенические процедуры.

    3.      Сервировка стола.

    4.      Привлечение внимания детей к пище.

    5.      Подготовка  ко сну.

    6.      Сон.

    Вторая половина дня. 

    ПОДЪЕМ ДЕТЕЙ

    1.      Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми.

    2.      Гимнастика после сна.

    3.      Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж.

    4.      Формирование  культурно – гигиенических навыков.

    5.      Формирование культуры поведения.

    6.      Организация самостоятельной игровой деятельности: общение с детьми, индивидуальная работа, игры.

     ПОЛДНИК

    ЗАНЯТИЯ, КРУЖКОВАЯ РАБОТА

    1.      Уборка игрушек.

    2.      Переключение внимания детей на другой вид деятельности.

    3.      Организация деятельности детей после занятия, свободная игровая деятельность.

    ПРОГУЛКА

    1.      Подготовка к прогулке.

    2.      Одевание, отработка последовательности одевания (игровые, словесные, наглядные, практические приемы).

    3.      Подвижные игры (большой, средней, малой подвижности , на выбор детей).

    4.      Возвращение с прогулки (свободная деятельность детей).

    Вечер

    Организация самостоятельной деятельности детей, спокойные игры, индивидуальная  работа с детьми; рассматривание альбомов, иллюстраций.

    Уход домой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников

    Как помочь детям научиться быть культурными...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков дошкольников первой младшей группы на тему: « В гостях у Мойдодыра»

    Занятие формирует позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.1. Формирует культурно-гигиенические навыки (мыть руки, лицо, насухо вытирать полотенцем) .2. Расширяет представление о во...

    Воспитание культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников

    Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социал...

    Воспитание культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

    . Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Актуальность проблемы развития культурно- ...

    Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

    Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, принося...

    Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

    Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

    "Воспитание культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников"

    Материал, который может быть использован воспитателями  при работе с родителями....