Главные вкладки

    "Воспитание культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников"
    консультация (младшая, средняя группа) на тему

    Искандарян Ламара Гариковна

    Материал, который может быть использован воспитателями  при работе с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kgn.docx526.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Воспитание культурно – гигиенических навыков

    у младших дошкольников

    C:\Users\Ламара\Desktop\177.png

      Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у

      детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

      в повседневной жизни в детском саду и в семье,    

      способствовать автоматизации умений самообслуживания

      при мытье рук, при пользовании столовыми приборами, при    

      одевании – раздевании; поощрять у детей проявление

      самостоятельности.

          Начиная работать в младшей группе, я столкнулась с ситуацией, когда многие родители  отрицали целесообразность привития детям навыков самообслуживания в детском саду и дома.  Среди них бытовало мнение, что со временем дети сами научаться это делать. Кто – то недооценивал возможности своего ребенка, торопился быстрее сделать все за него: одеть и раздеть в раздевалке, повесить вещи в шкафчик, накормить с ложки, помыть руки и т. д.  Пришлось проводить разъяснительную работу в этом направлении: встречи на родительских собраниях, папки – вкладыши, памятки, личные консультации.

         Главным аргументом становились сами  дети: их искреннее желание быть самостоятельными, взрослыми, независимыми от помощи взрослых. И пускай иногда это проявлялось в неправильно одетых колготках, перепутанной обуви, испачканной за обедом футболкой – все эти мелкие неудобства  не мешали им радоваться и двигаться к цели.

         В местах общего пользования мы постарались красочно и доступно в виде алгоритмов показать детям последовательность санитарно – гигиенических действий.  

    F:\Фото на печать\S5005054.JPG

    C:\Users\Ламара\Desktop\Среда 2\IMG_5861.JPG

           Мы визуально разделили стену

    над раковинами на две части: мальчиков

    встречает Микки  маус, а девочек – его

    подружка Минни  маус. На уровне глаз

    представлена вся последовательность

    действий при мытье рук. Ну, а

    а красивые рыбки просто поднимают

    детям настроение!

           

         Ниже будет представлена теоретическая информация для родителей, которую я использовала при составлении тематической памятки.

    Консультации для родителей

    «Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»

        С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом – пусть пока ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

         Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да еще и самому одеться, и если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «завяжите», «оденьте».

           Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребенка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

            Выполнение культурно – гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда ее причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением   об эталоне, устраняет неряшливость в одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.

          Взаимосвязано с формированием культурно – гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесет ее с действием.

    Пути формирования КГН

         Формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне.

          По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся  в игровую , воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игры напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?» Таким образом, усвоение КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

          Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой, они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что - сначала, что – потом.

    При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а  с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

          Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно – гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников

    Как помочь детям научиться быть культурными...

    Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

    При формировании культурно-гигиенических навыков у детей идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых....

    Воспитание культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников

    Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социал...

    Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

    Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, принося...

    Беседа с родителями на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»

    Беседа с родителямина тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»...

    Консультация :Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

    Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольниковС первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвы...

    "Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников" (опыт работы). Автор: Кузьмина Ольга Викторовна. МДОУ "Детский сад "Берёзка"

    quot;Воспитание  культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников" (опыт работы). Автор: Кузьмина Ольга Викторовна. МДОУ "Детский сад "Берёзка"...