Классный час: «Его величество - ХЛЕБ»
классный час (средняя группа) на тему

Классный час:  «Его величество  - ХЛЕБ»

Цель: воспитание у детей уважительного отношения к хлебу, к труду хлебороба. Показать значимость хлеба в жизни человека, его роль в обрядах и обычаях.

Подготовительная работа: подобрать пословицы, поговорки, загадки о хлебе, песню, видеосюжеты.  Выучить с учащимися стихотворение о хлебе и песню «Хлеб всему голова». Работа со словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_hleb-vsemu_golova.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:  «Его величество  - ХЛЕБ»

Цель: воспитание у детей уважительного отношения к хлебу, к труду хлебороба. Показать значимость хлеба в жизни человека, его роль в обрядах и обычаях.

Подготовительная работа: подобрать пословицы, поговорки, загадки о хлебе, песню, видеосюжеты.  Выучить с учащимися стихотворение о хлебе и песню «Хлеб всему голова». Работа со словарем.

Оборудование:

1. Оформление доски: плакаты со словами:  «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска».  «Хлеб – всему голова». «Хлеб – хозяин, хлеб – кормилец».  «Хлеб – батюшка, водица – матушка».

2. Стол, скатерть, вышитый рушник,  каравай хлеба, хлебобулочные изделия, соль. Аудио, видеоаппаратура. Фонограмма песни «хлеб – всему голова». Высказывания, разделенные на части, заранее написанные на листах:

-подготовить землю;

-удобрить;

-посадить зерно;

-вовремя собрать урожай;

-смолоть зерно;

-испечь хлеб;

-отвезти в магазин;

-продать.

3. Видеосюжет о работе хлеборобов.

Учитель: Сегодня у нас праздник, присутствуют гости. Но среди нас есть необычный гость, гость самый уважаемый. К нам пришел Хлеб. Вот он лежит на вышитом рушнике, сияет, будто солнце ясное.  Он ежедневно приходит к нам румяный, теплый, ароматный.  Он имеет много имен  –  булочка, рогалик,  батон, баранка,  калач, печенье, пасха, пирог, пицца.  И все-таки хлеб. Если на столе нет хлеба – значит – на столе чего – то не хватает. Не хватает главного, Так как хлеб всегда удовлетворяет потребности организма.

(просмотр видеосюжета)

Ученик: С хлебом связаны представления о богатстве, достатке в доме. С этими представлениями определенны и правила обращения с хлебом. Правила эти по определению дошли и до наших времен:

1. Нельзя есть хлеб за спиной человека - заберешь его силу.

2. Нельзя доедать хлеб за другого  человека  – заберешь его счастье.

3.Нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

4.Нельзя оставлять хлеб на столе – «он тебя есть будет» - будешь худеть.

Ученик: Столь же символическое значение имеет и соль. С помощью соли в некоторых странах устанавливали дружеские отношения. Поэтому отказаться от предлагаемого хлеба и соли во все времена и у всех народов считалось  чрезвычайно неприличным и враждебным.

Ученица: Кем бы ни был человек по профессии – инженером, летчиком, космонавтом, шахтером, рабочим – ему нужен хлеб. Хлеб это витаминная, полезная еда, приятная на вкус, никогда не приедается.

Учитель: Чтобы хлеб был на столе, нужно проделать много работы. (Учащиеся в порядке очередности выносят заранее написанные на листах слова и словосочетания и выкладывают на доске этапы рождения хлеба):

1.Подготовить землю.

2.Удобрить.

3.Посадить.

4.Вовремя посадить урожай.

5.Сложить зерно.

 6. Испечь хлеб.

 7. Отвезти в магазин.

8. Продать.

Учитель: Один знаменитый труженик, герой труда сказал: «Буханка хлеба вобрала в себя не только работу труженика полей, но и работу шахтера, металлурга, химика, конструктора, машиностроителя, но и всего общества». Ученые свидетельствуют, что еще в середине каменного века, наши предки варили какую – то пищу с зерна. За  5 - 6 тыс. лет  до н.э., когда  изготовили  каменную зернотерку, начали  молоть это зерно и на раскаленных камнях выпекали  плоские лепешки. Как раз с тех пор и запахло на  нашей земле печеным  хлебом. Этот запах до сих пор веселит каждую семью.

Ученик:

Стихотворение о хлебе: «Я – калач».

Рос сперва на воле  в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Я в зерно – вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

Уголь красен и горяч,

Потому что я – калач.

Ученик:

Стихотворение «Пекарь»

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый  дядя,

 К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал,

И вдруг спокойно и открыто,

При всех ее поцеловал.

Вы кто – такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я – пекарь; - человек  ответил,

И с булкой медленно  ушел.

И это слово пахло хлебом.

И  той  особой теплотой,

Которой  налиты под небом

Моря  пшеницы  золотой.

Ученик: Происхождением слова хлеб, мы обязаны пекарям Древней Греции. Они использовали для выпечки  хлеба чугунки  специальной формы с названием «хлебонос». У разных народов слово хлеб звучит по – разному:

Дети поочередно называют:

По – русски – хлеб

На украинском – паляныця.

На  эстонском – лейб

На  чеченском – каллар

На  азербайджанском – церай

На ненецком – нянь

На татарском – цурай

На молдавском – пыня.

Учитель: Люди ласково и уважительно говорят о хлебе. Какие вы знаете пословицы?

(учащиеся проговаривают пословицы. Поговорки, загадки и приметы,  которые   заранее приготовили  дома).

Пословицы и поговорки:

1. Хлеб-хозяин, хлеб и кормилец.

2.Хлеб - всему  голова. Хлеб – батюшка, водица-матушка.

3.Хлеба ни куска,  так и в терме тоска.

4.Я - пирог, к миру и дружбе порог.

5. У голодного хлеба  на уме.

6.Хлеб да каша-еда наша.

7.Худ обед,  когда хлеба нет.

8. Хлеба к обеду в мире бери, хлеб драгоценность им не сори.

9.Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Загадки:

В поле  желтый,  в печке мягкий, теплый. (Хлеб)

Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. (Колос)

Примеры:

1.Когда один хлеб вытянуть с  печи раньше других и разрезать его, то весь хлеб испортится

2. Если хлеб в печи раздвоился, кто-то из семьи уедет.

  3.Хлеб во время обеда выпадает с рук - придет гость в дом.

Учитель: Хотя хлеб и святой, хозяйки его защищают от злой силы. Так перед тем, как поставить хлеб в печку, женщины обязательно выводили сверху на хлебе крест. Традиция эта древняя и знакома во всем мире. Египтяне оставляли на хлебе отпечатки своих пальцев. Китайцы и японцы – иероглифы солнца.

Ученик: Во все времена народы изображали на тесте стрелы, цветы. Крестики, зверей, птиц. И сегодня эта традиция сохранилась: наши мамы, бабушки украшают пасхальные хлеба.

Ученица: А как празднично сверкает свадебный каравай! Пекут его самые опытные женщины, так как это дело нелегкое и ответственное. Говорят, какой будет каравай, такая будет и жизнь у молодых.

Ученик: Вот молодые, входят в дом, а под ноги им рассыпают зерна пшеницы – символ благополучия. Встречают новобрачных хлебом – солью. Молодожены разламывают калач, у кого  большая часть, тот будет хозяином в семье. У многих народов перед входом в новый дом сначала вносят хлеб.

Учитель: Сегодня мы имеем достаточно хлеба, но давайте не будем забывать слова святой молитвы. «Отче наш, хлеб наш насущный дай нам днесь». И эту молитву будем завещать нашим детям и внукам, каким бы хлеб не был  в магазине дорогим или дешевым. Он бесценен. Хлеб сопровождает нас всю жизнь от рождения до глубокой старости. Хлеб берегли, в его честь складывали песни.

(Звучит песня  «Хлеб всему голова» в исполнении учащихся)

«Хлеб всему голова»

На весенней заре, воздух свежий и синий,

Постаревший отец, седину шевеля.

Говорил у крыльца, повзрослевшему сыну,

Провожая его в первый раз на поля.

Припев:

Ты запомни сынок золотые слова:

«Хлеб всему голова, хлеб всему голова»,

Сын пошел, пошагал, по отцовскому следу,

Но война началась, вой огня и свинца,

В годы бед и потерь, прославляю победу,

Нес боец по земле, завещанье отца.

Припев:

Учитель: Вот такой он хлеб. Его величество хлеб! Так давайте относится к нему всегда с уважением!

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ»

                                                                            Составила

                                                                 педагог-организатор МБОУ «СОШ№2»                        

                                                     г.Тарко-Сале Пуровского района

                                                Тишковец Мария  Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Его величество Хлеб"

Занятие направлено на то, чтобы расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека.Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное и благодарное отношение к труду хлеборобов....

"Его величество хлеб"

Воспитание у детей бережного отношения к хлебу....

Его величество Хлеб.

Хлеб в России пекли с куполами,Чтоб хватило, как неба, на всех.За широкими в доме столамиКрошку бросить считали за грех....

Дидактические игры по теме: "Его величество хлеб"

Игры направлены на развитие познавательного интереса, внимания, памяти....

Родительское собрание "Его величество хлеб" (средняя группа)

Родительское собрание "Его величество хлеб" (средняя группа)Цель: приглашение родителей к размышлению на тему «Воспитание у  детей бережного отношения хлеба».Задачи: способс...

проект "Его Величество - Хлеб"

проект для проведения в старшей группе . Проек среднедлительный 2 месяца....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Его величество ХЛЕБ"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»       Конспект интегрированного занятия  в старшей группе на тем...